Микроавтобус Mercedes-Benz Sprinter 316 NGT – это не только способ быть чуть ближе к природе, но и возможность сэкономить

Изюминка этого автомобиля – битопливный двигатель, способный работать как на 95-м бензине, так и на природном газе. Но начать повествование хочется с дифирамбов в адрес собственно Sprinter. Какой же он просторный внутри! А ведь нам на тест достался не самый большой, среднебазный вариант с 9-местным салоном. Зато с высокой крышей. Стоять внутри можно в полный рост. Дверной проем позволяет выходить не сгибаясь. Воспользовавшись случаем, этот тест мы совместили с увеселительной поездкой на горнолыжные курорты Дмитровского района Подмосковья. Редакционные сноубордисты свободно входили в салон со своими расписными досками. Для микроавтобуса высокая крыша не просто роскошь, но и травмобезопасность. Лично я вообще запретил бы возить людей в минивэнах с низкой крышей. Один мой знакомый, покидая маршрутку, так треснулся о не видную из-за кепки притолоку, что у него пломба из зуба вылетела. Неоднократно бился головой о стенки “Газелей” и я. Да, уверен, и вы, читающие эти строки.

Впрочем, в нашем случае лезть с досками и рюкзаками в салон вовсе не обязательно. Задние распашные двери открывали удобный доступ к вполне вместительному пространству для багажа за диваном третьего ряда. Правда, часть полезного объема съедала “запаска”: в обычном Sprinter запасное колесо подвешивается под днищем, но в нашем автомобиле это место занято баллонами для газа. (Важно отметить, что на дорожный просвет это не влияет.) Впрочем, места для стандартной поклажи трех сноубордистов оказалось более чем достаточно. Думаю, и девять сумели бы разместиться.

В стесненных условиях городской парковки дополнительное удобство – сдвижная боковая дверь. Понравилась возможность входить через нее с безопасной стороны и прямиком направляться к водительскому сиденью по центральному проходу, словно пилот частного самолета. Эта возможность обеспечивается размещением рычага коробки передач не на полу, а на выступе центральной консоли, что очень удобно и само по себе. Несколько удивило, что руль не имеет регулировок, а также простецкие, в стиле маршрутного такси, тканевые диваны салона. Но Mercedes традиционно славится богатством опций, а для Sprinter их предлагается около пятисот.

Среди прочих достоинств – очень быстрый прогрев воздуха во всем салоне, масса отсеков для хранения мелочей, мягкая, комфортная подвеска и, конечно, управляемость, которую без преувеличения можно назвать легковой. В сочетании с отличным обзором через огромное лобовое стекло и двухзонные боковые зеркала это позволяет уверенно чувствовать себя даже непрофессиональным водителям без опыта вождения коммерческого транспорта. Недаром для управления данной модификации Sprinter достаточно водительских прав категории “B”. Ну а уж такую командирскую посадку вам не обеспечит никакой Hummer. Впрочем, пора переходить к главному – особенностям “природно-газовой” модификации.

Без разницы

Внешних отличий от обычного Sprinter немного. Кроме маркировки “NGT”, что значит “Natural Gas Technology”, это наличие двух топливных горловин: обычной для бензина и необычной для газа. К последней прилагается специальный переходник.

Главное отличие в салоне – клавиша переключения с бензина на газ на том месте, где в обычном Sprinter располагается клавиша включения экологического режима. Заводить двигатель полагается на бензине. Даже чисто газовый вариант в этих целях оснащается 15-литровым бензиновым бачком. В этом случае после старта и прогрева мотор переходит на газ автоматически. В нашем Sprinter, оснащенном полноценным 100-литровым бензиновым баком, переключение происходит нажатием вышеупомянутой клавиши, после чего загорается сигнальная лампочка, а электронный индикатор опорожнения бака на дисплее бортового компьютера, не меняя своего вида, начинает показывать расход газа.

Впрочем, заводится мотор и на газе. Лишь в случае сильных морозов полагается предварительно включать предпусковой подогреватель. Но при температуре чуть ниже нуля никаких проблем не возникло и без предподогрева. Переход с бензина на газ и обратно осуществляется все тем же переключателем прямо на ходу и абсолютно незаметен ни в смысле каких-либо изменений в тембре или работе мотора, ни в смысле тяговых и динамических характеристик. Незаметности собственно переходного процесса способствует то, что он производится поцилиндрово. Что касается характеристик, то Mercedes гарантирует их независимость от вида топлива. И субъективные ощущения лишь подтверждают этот факт. С точки же зрения эксплуатации природный газ лучше бензина в том числе и потому, что сгорает без образования сажи: при езде на газе не будет возникать нагар на свечах, меньше загрязняется масло. Проще говоря, работая на газе, двигатель может послужить дольше.

Есть, разумеется, и минусы. Из них самый существенный – дополнительная масса. Газ в отличие от жидкого топлива приходится хранить под давлением. Но даже при очень большой степени сжатия (1 % от объема при атмосферном давлении) равное по отдаче количество газа занимает больший объем. Энергоемкость сжатого газа составляет около 25 % от жидкого топлива того же объема. Понятно, что установка объемных и толстостенных стальных баллонов утяжеляет автомобиль.

Со стандартными тремя баллонами общим объемом 125 л, позволяющими запасать 20 кг сжатого газа, Sprinter весит на 165 кг больше. Если же вы захотите установить еще три дополнительных баллона, которые доведут общий запас газа до 213 л или 33 кг, придется смириться с 335 дополнительными килограммами на борту. Компенсацией служит повышенный запас хода: 100-литровый бензобак при среднем паспортном расходе позволяет пройти 825 км. Стандартные газовые баллоны добавляют к этому 230 км (1055 км в целом). Установка дополнительных баллонов – это 380 км хода на газу и суммарная дальнобойность 1205 км. Впрочем, к этим цифрам нужно подходить с осторожностью – километраж сильно зависит от качества газа.

В задачу этого теста не входило определение реальной дальнобойности “газированного” Sprinter. Однако осенью 2010 г. этот автомобиль принял участие в длительных испытаниях, которые проводились работниками ВНИИГАЗ. Он прошел по маршруту Москва – Сургут – Москва (3200 км), Москва – Казань – Москва (4000 км), Москва – Оренбург – Москва (6500 км). Проблемы с заправкой газом, вынудившие переходить на бензин, возникли лишь в Пензе из-за низкого давления на местной заправке. Да еще Астрахань оказалась единственным из крупных городов, где нет газовых заправок. Что касается Москвы, то в списке, предоставленном компанией Mercedes, значилось десять природно-газовых заправок, расположенных в основном вдоль МКАД. Просьба не путать с заправками пропан-бутановой смесью. Это другой вид топлива. Заправить Sprinter NGT пропаном не получится даже по ошибке: нужен другой переходник.

Натуральнее и дешевле

Природный газ – это метан (СН4). При сгорании он выделяет в 1,6 раза больше энергии, чем то же количество бензина, а это значит, что в процессе работы двигателя на природном газе выделяется на 40 % меньше СО2. Разведанных запасов нефти на планете осталось на 40 лет. Разведанного природного газа хватит на 65 лет. Кроме того, метан можно получать из возобновляемых источников (сельское хозяйство) или просто из мусора. И все же главное в данном вопросе не экология, а экономика. Недаром лидерами в использовании автомобилей на природном газе являются не США или Западная Европа, а Пакистан (2,4 млн газовых автомобилей), Аргентина, Иран, Бразилия, Индия. Разумеется, в нашей богатой ресурсами стране вопрос о ценах на топливо стоит не столь остро, однако для рачительного хозяина возможность дополнительной экономии никогда не утратит актуальности.

Давайте посчитаем эту выгоду и мы. Базовая стоимость газового микроавтобуса Sprinter 316 NGT составляет 1 730 435 рублей. Это практически столько же, сколько просят за дизельный 150-сильный 315 CDI (от 1 700 000 рублей). Пусть стоимость дизельного топлива составляет 22 рубля за литр. Цена килограмма природного газа – 19 рублей. При паспортном среднем расходе 9,6 л на 100 км дизельный Sprinter сжигает за каждые 100 км солярки на 211 рублей, а NGT расходует газа за 100 км пути на 165 рублей. Экономия на каждой сотне километров – 46 рублей! За 100 тыс. км пробега получаем экономию 46 тыс. рублей. Много это или мало – решайте сами. Сравнение с бензиновой версией, разумеется, даст более внушительные цифры.

И, наконец, о безопасности. Да, газ хранится под высоким давлением. Но и баллоны именно на это давление рассчитаны, а в случае аварии повредить их куда труднее, чем бензобак. Во-вторых, сам газ является более безопасным топливом. Природный газ легче воздуха и быстро выветривается. Он менее склонен к самовоспламенению при контакте с раскаленными поверхностями из-за более высокой, чем у бензина, температуры самовоспламенения (540°С). И если бы история сложилась так, что изначально автомобили начали ездить на природном газе, обыватели только крутили бы пальцем у виска при виде самоубийц на бензиновом транспорте.

Технические характеристики Mercedes-Benz Sprinter 316 NGT

Габариты, мм

5910х1960х2690

Колесная база, мм

3665

Объем багажника, л

13,6

Снаряженная масса, кг

2270

Тип двигателя

битопливный (бензин, метан) L4

Рабочий объем, куб. см

1796

Макс. мощность, л.с./об/мин

156/5000

Макс. момент, Нм/об/мин

240/3000–4000

Трансмиссия

автоматическая 5-диапазонная

Привод

задний

Макс. скорость, км/ч

147

Расход топлива (средний), л/100 км

12,1

Расход метана (средний), кг/100 км

8,7

Вас заинтересует:

Вам понравился этот тест-драйв?



Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

2 2 1 9