КАЗАЛОСЬ БЫ, случилось то, о чем мы все давно мечтали. Теперь из-за пустяковой аварии не нужно часами ждать приезда на место происшествия инспектора ДПС. Не придется стоять в огромной пробке только из-за того, что две из трех полос заняты автомобилями, слегка притершимися друг к другу бамперами. Потому что теперь у нас все будет, как на Западе: стукнулись, заполнили бумажки, обменялись визитками – и разъехались каждый по своим делам. Даже словечко появилось новое – “европротокол”. Однако в лексиконе нашем ему прижиться будет куда сложнее, чем, скажем, слову “евроремонт”. Потому что далеко не все, что успешно действует за границей, оказывается эффективным у нас в стране.

Страховщики ожидают роста самых разных видов страхового мошенничества. Если раньше ДТП инсценировались на дороге, то теперь владельцы двух битых машин могут сделать это просто на бумаге. Кроме того, нечестные автовладельцы могут запастись на случай небольших аварий поддельными полисами ОСАГО.

В судах ждут наплыва исков от граждан к страховым компаниям. Ведь точно так же, как мы хотим получить деньги по страховке, страховщик не хочет их выплачивать. И если справка из ГИБДД всегда была веским аргументом в споре со страховой компанией, то малейшая ошибка в самостоятельно заполненном “Извещении о ДТП” тут же превращает этот документ в филькину грамоту.

Представители ГИБДД напоминают о том, что урегулирование ущерба, причиненного автомобилям, – не единственный аспект, который должен интересовать общество в контексте ДТП. Ведь помимо имущественной у дорожного происшествия есть еще и гражданская составляющая. Предположим, виновник происшествия был пьян – что тогда? При оформлении аварии без участия сотрудника ГИБДД нарушитель уедет ненаказанным. А завтра по его вине не бампер будет поцарапан, а погибнут люди.

Если вступившая в силу “упрощенка” вызывает столько вопросов и опасений у тех, для кого автомобильные аварии – предмет профессионального интереса, то чего ждать от обычных граждан, которые вспоминают об ОСАГО лишь в тот момент, когда надо включать “аварийку” и идти смотреть масштабы повреждений?

На первый взгляд все просто. Закон гласит, что не вызывать инспектора на место аварии можно в том случае, если соблюдены пять основных условий:

1. В ДТП участвуют только два автомобиля.

2. Ущерб, нанесенный пострадавшему, не превышает 25.000 рублей.

3. В аварии нет раненых и погибших.

4. У участников происшествия нет разногласий относительно того, кто из них прав, а кто виноват.

5. Наконец, и у виновного, и у потерпевшего есть полисы ОСАГО, заключенные не ранее 1 марта 2009 года.

Однако к этим условиям есть еще и дополнения.

Например, без участия представителя ГИБДД нельзя оформить бумаги по аварии, произошедшей не “на дорогах общего пользования”, а во дворе, на сельском проселке, “месте соревнований” или “охраняемой территории”. Кроме того, инспектора надлежит обязательно вызывать в том случае, если столкнулись вы с троллейбусом, трамваем или автомобилем, принадлежащим юридическому лицу, где за баранкой сидит наемный водитель.

И даже если все условия соблюдены – уверены ли вы, что сможете в условиях стресса, под гудение клаксонов, грамотно оформить все документы? Если думаете, что это не сложнее заполнения бланка об оплате коммунальных услуг, то сильно ошибаетесь. Во-первых, надо ничего не перепутать при описании обстоятельств столкновения в “Извещении о ДТП” (в недавно утвержденном бланке нового образца все возможные маневры участников происшествия расписаны по пунктам). Во-вторых, следует внятно изобразить схему ДТП. В-третьих (и это самое главное!), ваш рисунок страховщики затем сравнят со своим документом под названием “Типовые схемы ДТП и распределение ответственности за причиненный вред при оформлении документов по ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников милиции”. Его только что совместно составили Российский союз страховщиков и НИИ проблем безопасности движения МВД РФ. Даже если вы предусмотрительно распечатаете эти типовые схемы и на всякий случай будете держать их в бардачке, то при аварии вам и вашему оппоненту придется самостоятельно определить, к какому именно из 74 (!) типов аварий относится ваша ситуация. При том, что иные из этих схем похожи как близнецы, хотя в одном случае виновным признается “водитель А”, а в другом – “водитель B”. Допустите малейшую ошибку или неточность – и у страховой компании появится законный повод отказать вам в выплате.

 

 

И наконец последний, а если вдуматься – самый важный момент. Способны ли вы на глазок определить, что ущерб автомобилю не превысил сумму в 25.000 рублей? Если не уверены, то в случае любой аварии первым делом вызывайте инспектора ГИБДД. Если уверены, то… посмотрите, что по этому поводу думают специалисты.

Владимир Кузин, заместитель начальника Департамента ОБДД МВД РФ:

– Мой комментарий будет предельно кратким: если у вас возникли какие-то сомнения по поводу обстоятельств аварии или вы затрудняетесь определить размер причиненного ущерба, то смело вызывайте сотрудников ГИБДД. По требованию автомобилистов инспекторы ДПС обязаны приехать на место ДТП независимо от того, насколько серьезно пострадал автомобиль.

Ярослав Левашов, генеральный директор компании “Autocrash”:

– Я профессиона льно уже много лет за нимаюсь вык у пом биты х автомобилей. От быстрой и точной визуа льной оценки повреждений зависит успех сделки. Но даже мне порой сложно на глаз определить стоимость ремонта. К примеру, огромная дыра на двери от столкновения с грузовиком может привести в ужас, хотя на самом деле, возможно, все ограничится лишь заменой и покраской одной дета ли.

Но, к сожа лению, гораздо чаще бывает наоборот, когда после авари и маши на внешне п ра кти ческ и не пос тра да ла, но за с легк а пом ятым ба м пером скрыва ютс я тяже лые поврежден и я си ловы х элементов кузова. Иными словами, оценить стоимость ремонта можно только после тщательного осмотра и даже частичной разборки автомобиля.

Поэтому я советую в случае малейшего сомнения при оценке последствий аварии не полагаться на везен ие, а вызвать сотруд н и ков ГИБД Д для оформления ДТП.

Владимир Остапенко, начальник цеха официального техцентра “Ford” ЗАО “Ю.С. ИМПЕКС”:

– Уложиться в лимит 25.000 рублей можно лишь тогда, когда предстоит легкий, несущественный ремонт (не более 1-2 нормо-часов) одного, максимум двух кузовных элементов. Если же правка детали корпуса (в качестве примера берем распространенный на рынке “Ford Focus”) переваливает за четыре нормочаса, то ее восстановление нецелесообразно – запчасть приходится менять с последующей покраской. И в этом случае, могу вас уверить, ремонт обойдется в сумму значительно большую, нежели 25.000 рублей.

Могу назвать несколько случаев, когда стоимость ремонта иномарки класса “Ford Focus” не превысит заявленного предела:

– замена одной фары в сборе,

– замена бокового зеркала (в том числе с электроприводом),

– замена противотуманки (в некоторых случаях двух),

– легкий ремонт двери или крыла (возможно, обеих этих деталей),

– заделка царапины и покраска бампера (но не полная замена!),

– замена стекла (кроме лобового с обогревом, которое, как правило, стоит дороже).

Сергей Масленков, начальник Управления автострахования ОСАО “РЕСО-Гарантия”:

– Не стоит забывать о том, что это нововведение чревато проблемами и для тех автолюбителей, которые застраховали свои автомобили по каско. Вот только один пример: допустим, у пострадавшего в ДТП ущерб составляет меньше 25.000 рублей, а у виновника аварии – больше. Так бывает, например, при наезде сзади. Участники ДТП инспектора не вызывали, а оформили происшествие сами. После этого виновник обращается за получением возмещения по каско в свою страховую компанию, не имея на рука х протокола, оформленного инспектором.

Обычно мы не требуем предоставления документов ГИБДД, но только в том случае, если общий размер ущерба не превышает 5% от страховой суммы, но не более $200 для отечественных и $500 для иностранных автомобилей. В других компаниях, насколько я знаю, действуют аналогичные правила. Таким образом, если у клиента нет справки об аварии из ГИБДД, он может рассчитывать на возмещение ущерба только в этих пределах.

Все остальное ему придется оплачивать из своего кармана. Все эти условия оговорены в договоре стра хования. Поэтому мы настоятельно рекомендуем своим страхователям: вне зависимости от того, застрахованы они по каско или по ОСАГО, – в неоднозначных ситуациях не отказываться от вызова инспекторов дорожного движения на место ДТП. Этим они обезопасят себя от материальных потерь и дополнительных претензий со стороны пострадавшего.

Советы водителям

Если вы все же решили оформить ДТП самостоятельно, то постарайтесь максимально объективно оценить полученный ущерб и убедиться в том, что он не выходит за рамки оговоренной в законе суммы. Для этого рекомендуем учитывать советы наших экспертов.

1. Если при аварии не удается открыть капот, значит, скорее всего повреждена передняя панель кузова, а также, возможно, пострадали радиатор, вентилятор и другие важные детали.

2. Даже после легкой аварии внимательно осмотрите светотехнику. Обычно у фар ломаются кронштейны крепления или трескается корпус, что приводит к замене дорогостоящей детали в сборе.

3. Сработавшие подушки безопасности говорят о том, что придется менять не только их, но и блок управления “air bag”. А на многих автомобилях еще и целиком переднюю панель.

4. Если натянулись как струна и не двигаются ремни безопасности – придется менять не только их, но и пиропатроны преднатяжителей.

5. При боковом ударе часто страдает не только дверь, но и размещенные внутри нее различные электронные блоки.

6. Обратите внимание на пороги. Погнутый металл в этом месте означает необходимость сложного и дорогого ремонта.

7. Помните – даже мельчайшие вмятины или складки на средней стойке или крыше говорят о серьезном нарушении геометрии кузова.

8. После удара сзади сравните зазоры между дверью и крылом с левой и правой стороны. Если они различаются, значит, кузов “повело”.

9. Загляните под обшивку багажника. Осмотрите пол и нишу запасного колеса. Там не должно быть складок и вмятин.

10. Помните, что на официальном сервисе после аварии большинство кузовных деталей обычно меняют, а не ремонтируют. Поэтому не стоит рассчитывать, что мятую панель надо будет только “поправить и покрасить”.

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9