Семь десятилетий назад, в конце 1945 года, в недрах шведского авиастроительного предприятия родилась идея выпускать свои машины. Благодаря этому вскоре появилась новая автомобильная марка – SAAB

История компании началась в середине 30-х годов. Тогда правительство Королевства Швеция приняло решение об укреплении своих военно-воздушных сил. Следствием этого в 1937 году стало появление в городе Трольхеттан авиастроительного предприятия под названием Svenska Aeroplan Aktiebolaget.

Первой продукцией компании стали самолеты В-3 и В-5, производившиеся по американским патентам. Затем фирма перешла к разработке и выпуску собственных моделей, существенно расширив при этом объем производства и превратившись к началу Второй мировой войны в крупнейшее авиастроительное предприятие страны.

В годы войны оно занималась разработкой и производством истребителей, моторов и другой авиационной техники. После окончания военных действий самолеты в прежнем количестве стали не нужны, и руководству фирмы пришлось думать о диверсификации. Осенью 1945 года было решено начать выпуск автомобилей.

Проект 92

Уже на следующий год появилось небольшое отделение во главе с Гуннаром Льюнгстромом и Сикстеном Сасоном, под руководством которых трудилось полтора десятка специалистов. Начинание, ставшее первым гражданским опытом компании, получило наименование «Проект 92». Почему «92»? Да потому, что фирма традиционно использовала сквозную нумерацию всей своей продукции, а предшественником первого автомобиля был самолет Saab 91.

В 1946 году собрали первый образец машины – 92.001. Новинка имела четырехдверный кузов, привод на передние колеса и двухцилиндровый двухтактный двигатель мощностью 25 л.с. Несколько месяцев понадобилось на окончательную доводку и испытания.

Наконец 10 июня 1947 года состоялась торжественная презентация первенца. Гостям и журналистам продемонстрировали три варианта машины. Тогда же официально объявили о начале серийного производства автомобилей, а день презентации стали считать днем рождения автомобильной марки SAAB.

Отличительной чертой машин из Трольхеттана являлось то, что при их создании широко использовался многолетний опыт работы в авиастроении. К примеру, SAAB была одной из первых марок, применявших обдувку автомобильных макетов в аэродинамической трубе, что в итоге дало возможность довести коэффициент лобового сопротивления модели «92» до 0,30 – впечатляющий показатель даже сегодня! При такой аэродинамике автомобиль, оснащенный сравнительно маломощным двигателем, имел вполне приемлемые скоростные характеристики.

Хотя новинка появилась на свет довольно быстро, на подготовку серийного производства SAAB 92 потратили полтора года, оно стартовало лишь в декабре 1949-го. Первое время машины выпускались прямо на авиационном заводе.

Как это часто бывает, лучшую рекламу автомобилю делают победы в гонках. И здесь SAAB 92 не ударил лицом в грязь. В 1950 году менеджер компании Рольф Меллде стал первым в 500-мильном ралли, а Грета Моландер выиграла крупные женские соревнования. Вслед за этим последовала вереница побед, связанных с именем легендарного гонщика Эрика Карлсона.

Успехи на раллийных трассах позволили новой марке завоевать популярность и признание публики не только у себя на родине, но и во всей Европе. Этому в немалой степени способствовало и то, что машина была «заточена» под обычные для Швеции суровые климатические условия и в странах с более мягким климатом часто оказывалась вне конкуренции. Единственным недостатком автомобиля специалисты считали его цвет: первое время все машины красили той же краской, что и самолеты, – темно-зеленой.

В 1953 году «92-я» подверглась модернизации и стала называться SAAB 92B. Заднее окно у нее было увеличено, что улучшило обзор. Появился открывающийся багажник, расширилась и цветовая гамма, что ощутимо повысило спрос.

А через три года на мотор-шоу в Нью-Йорке состоялся дебют SAAB 93. Эта модель имела более мощный 33-сильный двигатель, внешность соответствовала изменившейся моде. Вскоре после дебюта SAAB 93 поразил американцев победой в 1500-мильных горных гонках, которая буквально распахнула шведской марке ворота на рынок США: в 1957 году там было продано уже 1410 ее автомобилей. На основе 93-й модели позже разработали версию SAAB 750 GT.

В 1959 году компания отпраздновала выпуск стотысячного автомобиля, а в 1976-м произвела и миллионный. Юбилейной стала модель SAAB 99 Combi Coupe. На то, чтобы удвоить этот результат, фирме понадобилось еще 11 лет.

Время перемен

В бизнесе нельзя стоять на месте, поэтому компания Saab всеми силами старалась не только совершенствовать продукцию, но и расширять производство. Его развитие долго сдерживалось двумя факторами – финансовыми трудностями и отсутствием собственного двигателя, из-за чего приходилось покупать моторы у других производителей.

Ситуация разрешилась в 1968 году, когда автомобильное отделение фирмы объединилось со шведской же маркой Scania Vabis, производившей грузовики, образовав группу Saab-Scania AB. Несколько лет спустя ее завод в городе Седертелье начал выпуск двигателя объемом 1985 куб. см, предназначавшегося для новой серии легковых автомобилей, получившей индекс «99». Двигатель оказался столь удачным, что позже им комплектовалось несколько поколений SAAB.

Одной из самых заметных моделей своего времени стал SAAB 900, пошедший в серию в мае 1978 года. Автомобилю удалось снискать популярность как в Швеции, так и в других европейских странах, а позже и в США. Постоянно модернизируемое первое поколение SAAB 900 простояло на конвейере до марта 1993-го.

Зарекомендовав себя в качестве производителя стильных, надежных и неприхотливых машин, Saab со временем приобрела и славу первопроходца в области конструирования и внедрения целого ряда автомобильных систем. Так, двигатели с турбонаддувом впервые стали серийно устанавливать на моделях именно этой марки, широкое использование моторов с четырьмя клапанами на цилиндр – тоже инициатива Saab. В 1971 году она применила систему автоматического подогрева сидений, позже ввела «саморемонтирующиеся» бамперы и усилительные балки в дверях в стандарт комплектации. Среди инноваций фирмы числятся также прямое зажигание, стеклоочистители фар, вентиляция сидений...

Тем временем в самой компании происходили существенные перемены, причиной которых были финансовые затруднения. В 1989 году контрольный пакет акций Saab приобрела General Motors, искавшая новый выход на европейские рынки. Марка потеряла самостоятельность, но ее продукция вновь стала продаваться по другую сторону Атлантики в премиум-сегменте. В 1993 году в продаже появилось второе поколение «900-го», но разрабатывалось оно уже на платформе Opel.

На российский рынок бренд вышел еще в советскую эпоху – в 1987 году. Вскоре открылось его представительство в Москве, а в начале 90-х SAAB уже приобрел популярность среди тех, кто ценил надежность и комфорт. К тому времени в российской столице открылись и авторизованные сервисные центры. В ноябре 1998 года компания даже подписала договор на поставку машин для представителей дипломатического корпуса и других иностранных граждан, временно проживавших в России. Самой востребованной моделью в РФ долгое время был SAAB 9000, на который приходилось 95% продаж.

Тем не менее дела компании оставляли желать лучшего и в январе 2000 года Saab Automobile AB перешла в полную собственность корпорации General Motors. Спустя еще восемь лет, когда и сама GM оказалась на грани банкротства, шведскую фирму вновь выставили на продажу. В сентябре 2010 года марка официально прекратила свою деятельность в России.

Сегодня бренд SAAB принадлежит компании National Electric Vehicle Sweden (NEVS), специально созданной для его покупки. В свою очередь, NEVS входит в состав японско-китайской энергетической корпорации National Modern Energy Holdings Ltd. 

Эмблемой автомобильной марки SAAB с 1984 года является голова грифона – мифического крылатого животного с телом льва и головой орла. Грифоны считались существами, объединявшими в себе несовместимые вещи, например небо и землю, что намекает на две основные специализации компании. С годами стилистика эмблемы не раз менялась, но голова грифона всегда оставалась на своем месте.

Вам понравилась эта статья?


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 1 3