Павел Середа
05 августа 2016

Павел Середа

директор дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» Группа ГАЗ

Ни пяди конкурентам!

Активность, которую в последнее время демонстрирует «Группа ГАЗ» на рынке LCV, стала в какой-то мере неожиданной даже для экспертов. О том, что стоит за этим трендом и чего ждать от компании в дальнейшем, рассказывает директор ее дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» Павел Середа

Практически каждый год ваш дивизион выводит на рынок новые продукты. Что можно считать точкой отсчета для такого тренда?

Пожалуй, таким моментом для компании стал выход на рынок бортового автомобиля «ГАЗель NEXT» в 2013 году. С тех пор обновление модельного ряда шло темпами, каких никогда не было в российском автопроме. Более того, их можно считать редкостью даже в международной практике. Судите сами, в 2014 году клиентам были предложены «ГАЗон NEXT» и 19-местный каркасный автобус, в 2015-м – цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT». Причем это лишь базовые модели, у каждой из которых есть модификации с разными типами двигателей, длиной базы, различными кабинами и надстройками. Параллельно с этим мы начали производство модернизированного двигателя EvoTech 2.7, новой коробки передач, активно развиваем газовую тему.

Какие из этих продуктов стали наиболее значимыми для компании?

Важнейшее событие последнего времени – старт производства цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT» в октябре прошлого года. Технически это самый масштабный и самый сложный проект из реализованных компанией. Во-первых, под него были построены новые линии автоматизированной штамповки и сварки. В частности, окраска теперь осуществляется в самом современном в стране окрасочном комплексе, а вес только сварочного и штампового оборудования для производства модели – более 3,5 тыс. тонн, это три огромных океанских судна. Во-вторых, с этим продуктом мы впервые вышли в сегмент фургонов с объемом кузова более 13,5 куб. м, где раньше российские производители вообще не были представлены. Словом, это реальный, а не «бумажный» пример импортозамещения. 

А какой была реакция клиентов на новинку?

Раньше продукция ГАЗа тоже доминировала на российском рынке, но присутствовала только в низком ценовом сегменте. А теперь, благодаря семейству NEXT, мы заняли лидирующие позиции и в среднем сегменте. Более того, активный интерес к машине проявляют и покупатели из сегмента luxury, чего раньше нельзя было представить. Мы уже делаем машину с трансформируемым салоном для яхт-клуба, фургон-рефрижератор для премиальных сельхозпроизводителей, мобильные лавки для продажи билетов и туров на престижных курортах.

Не получится, что нижегородский бренд вообще уйдет из низкобюджетного сегмента?

Нет, отдавать эту нишу конкурентам мы не намерены. Поэтому не только продолжаем выпускать модели предыдущего поколения – «ГАЗель БИЗНЕС», «Соболь БИЗНЕС», ГАЗ-3309, но и заняты модернизацией всего этого ряда.

Как сейчас выглядит базовая модельная линейка ГАЗа?

Ее верхняя часть – семейство NEXT: бортовая и грузопассажирская версии «ГАЗель NEXT», грузовой цельнометаллический фургон и фургон-комби, 19-местный автобус и среднетоннажник «ГАЗон NEXT», а также версии с одно- и двухрядными кабинами. «ГАЗель» мы предлагаем с бензиновым, дизельным и газово-бензиновым двигателями, «ГАЗон» пока существует только в дизельной версии, но уже в этом году появится и газовая модификация.

Можно чуть подробнее о газовых машинах?

ГАЗ активно развивает тему природного газа – CNG. Это самое дешевое из доступных на сегодня видов топлива. В 2013 году мы первыми в России начали выпускать такую технику серийно – на конвейере. Поначалу рост сегмента сдерживался дефицитом заправочных станций, но эта проблема постепенно решается. Так что уже в нынешнем году появится «ГАЗель NEXT» с битопливным двигателем и «ГАЗон NEXT» на метане – предсерийные машины уже выпущены.

Как станет в дальнейшем развиваться модельный ряд? 

Развитие семейства NEXT идет по пути расширения функциональности и выхода в новые ниши. Причем мы стараемся максимально использовать потенциал существующих продуктов – это позволяет минимизировать расходы и сроки выведения новинок, а также держать конкурентоспособные цены. К примеру, создав бортовую «ГАЗель NEXT», использовали ее шасси для каркасного автобуса; кабинный модуль от «ГАЗели» идет на среднетоннажный «ГАЗон NEXT» и даже на тяжелые грузовики «Урал», а шасси от «ГАЗона» с небольшими изменениями становится базой для нового автобуса «Вектор NEXT» на Павловском автобусном заводе. Наконец, доработанное шасси «Вектора» станет основой для нового среднетоннажника с полной массой 12,6 тонны. Он призван занять нишу, которую раньше занимал ЗИЛ и где до сих пор никто из конкурентов не смог предложить удачных и экономичных решений.

Но ведь есть еще и разные версии моделей? 

Верно. На протяжении уже четырех лет мы ежегодно выводим на рынок одну или две совершенно новые модели, а к ним добавляется еще с десяток модификаций. Хедлайнером 2016 года станет микроавтобус «ГАЗель NEXT» на базе цельнометаллического фургона. Он появится уже в III квартале. Выход в 2014 году 19-местного каркасного автобуса уже позволил ГАЗу вернуть долю на рынке пассажирских перевозок, где в середине «нулевых» нас заметно потеснили иностранные соперники, а с новым 16-местным микроавтобусом мы не только закрепим успех, но и увеличим свою долю в сегменте корпоративных автобусов.

Вы сказали о ближайшей перспективе, а что дальше?

Думаю, в течение примерно пяти лет рынок коммерческого транспорта серьезно изменится, и ГАЗ должен быть на пике этих изменений. Один из крупнейших стратегических проектов компании – машины-беспилотники: сначала состоится внедрение систем помощи водителю, затем – полностью автономная езда. Наша стратегия предусматривает здесь эволюционное развитие и способность системы к замене отдельных блоков по мере появления новых технических решений. В области силовых агрегатов естественным решением для беспилотников является электродвигатель, который по природе своей гораздо легче адаптируется к системам электронного управления. Поэтому второе направление нашей стратегии – электромобили, и это даже более близкая перспектива. Первая электрическая «ГАЗель» уже собрана, прошла испытания и отправлена заказчику.

Как кризис на российском рынке отразился на компании?

ГАЗ – одно из крупнейших российских предприятий и, конечно же, мы испытываем давление макроэкономических факторов. Но это не первый кризис, который мы проходим вместе со страной, и опыт показывает, что в сложные времена ни в коем случае нельзя останавливать инвестиции, отказываться от выпуска новых моделей. Наоборот, на сжимающемся рынке выигрывает тот, кто предлагает потребителю новые и лучшие решения, расширенную функциональность, экономичность. Своевременный выход моделей семейства NEXT позволяет нам уверенно чувствовать себя даже на падающем рынке, увеличивать свою долю и развиваться. Кроме того, мы развиваемся и за счет расширения географии продаж. Причем речь идет не только о поиске заказчиков на новых рынках, но и о работе инженеров по адаптации техники к условиям эксплуатации в различных странах. Сейчас, например, завершаются испытания модификаций, специально созданных для регионов с очень жарким климатом.

Экспортное развитие – это часть антикризисной программы ГАЗа?

Наш ответ кризису – активный запуск новых продуктов, снижение затрат и расширение рынков сбыта. В 2014 году в «Группе ГАЗ» была принята стратегия «3+2», которая и сейчас остается базовой для всех дивизионов. Цифры означают главные задачи. Три первые – ответ на текущую рыночную ситуацию: активизация продаж, снижение себестоимости и вывод на рынок новых моделей. Еще две задачи носят долгосрочный характер – увеличение экспорта и повышение качества продукции.  

Федор Смирнов
Автор
Федор Смирнов

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 0