Денис Петрунин
04 апреля 2014

Денис Петрунин

Управляющий директор “Хендэ Мотор СНГ”

«Для каждого клиента есть свой продукт»

Согласно данным компании “TNS Россия”, наш нынешний собеседник как минимум два года подряд входит в пятерку самых востребованных отечественными СМИ персон российского автомобильного рынка. Свою “порцию” вопросов приготовили для него и мы

В 2013 г. спрос на новые машины снизился в России на 5,5%, и многие заговорили о больших проблемах автобизнеса. Вы с этим согласны?

Несмотря на снижение объемов продаж, с точки зрения экономики прошлый год оказался в целом неплохим. Думаю, большинство автомобильных брендов получило по его итогам положительные финансовые результаты. Поэтому 2013-й можно считать если не годом процветания, то как минимум годом уверенного развития автомобильного бизнеса в России.

Какие факторы влияли на рынок?

Во второй половине года заметный толчок продажам дала программа субсидированного автокредитования. Причем куда более значимый, чем программа утилизации, которая действовала в 2011–2012 гг. Тогда она сработала в основном в интересах локальных производителей. На этот же раз была польза и иностранным брендам: поскольку ценовую планку подняли до 750 тыс. рублей, то многие компании смогли поддержать свои продажи. Некоторый всплеск спроса был зафиксирован в конце года в связи с тем, что клиенты решили воспользоваться не только программой льготного кредитования, которая как раз заканчивалась, но и предпраздничными скидками. В итоге декабрь показал 14% роста относительно ноября. Кроме того, косвенно на рынок повлияло то, что отозвали лицензии у ряда банков. Получив из них свои деньги – как правило, это 500–700 тыс. рублей, – вкладчики стали думать, куда их инвестировать: снова в банк – страшно, недвижимость или бизнес на эти суммы не купишь, растратить по мелочам – глупо. Поэтому многие стали покупать машины. Наконец, к салонам автодилеров людей подтолкнуло снижение курса рубля.

Судя по тому, что у Hyundai продажи на 4% выросли, вы тоже удовлетворены прошлым годом?

Если не считать некоторой потери прибыли, обусловленной скачками курсов валют, мы, в принципе, довольны. В то время как у большинства марок показатели сбыта ушли в минус, у нас зафиксирован рост спроса. Причем из десяти самых популярных на российском рынке зарубежных брендов этим могут похвалиться только три компании. Да и общий результат – более 181 тыс. реализованных автомобилей, – согласитесь, весьма неплохой. Кстати, в 2014 г. рассчитываем продать даже чуть больше – около 184 тыс.

От чего будет зависеть рынок в нынешнем году?

Думаю, главной проблемой будет нестабильность рубля. Курсы валют прямо влияют и на покупательную способность, и на психологический настрой потребителей. Когда все спокойно, люди кладут деньги в банк под проценты и не думают о них, а увидев рост доллара и евро, начинают тратить свои обесценивающиеся сбережения в рублях. Кроме того, из-за высокой закредитованности населения банки намерены обмениваться информацией о своих клиентах, а значит, будут вести себя более взвешенно, прекратят выдавать кредиты рискованным заемщикам. А ведь система кредитования остается одним из реальных драйверов автомобильного рынка. Свою роль может сыграть и санация банковской системы страны, если она продолжится. Разумеется, ключевыми факторами остаются состояние российской экономики и мировые цены на нефть.

То есть при плохом раскладе автобизнес все же может стать проблемным?

Автоиндустрия – системообразующая отрасль. В структуре ВВП она обычно составляет 1%, доля в налоговых доходах – 1,6%, а в структуре занятости населения ее доля достигает 6,8%. Этот сектор экономики обеспечивает весьма существенную занятость, причем высококвалифицированной части работников. Поэтому государство стремится поддерживать здоровье автопрома в России.

Если объемы обычного автокредитования начнут снижаться, будут ли автомобильные компании еще более активно развивать фирменные кредитные продукты?

Планов других компаний я не знаю. Что же касается нас, то в России действует программа Hyundai Finance, благодаря ей уровень продаж в кредит составляет в зависимости от модели от 36 до 50%. А с марта 2014 г. выводим новый продукт – Drive Hyundai Finance. Эта программа позволяет клиенту платить за новый автомобиль с учетом остаточной стоимости на период истечения договора. А так как у Hyundai пятилетняя гарантия, то мы можем обеспечить весьма высокую остаточную стоимость автомобиля, которая, например, эксплуатировалась три года. Благодаря этому ежемесячный платеж по кредиту подчас становится просто символическим, а значит, покупатель может выбрать модель классом выше, в более дорогой комплектации или же просто потратить сэкономленные деньги на что-то другое. На российском рынке таких программ пока почти нет – они к нам только приходят.

Как будет развиваться дилерская сеть марки?

Поскольку рынок стагнирует, большого прироста дилеров нам не требуется – бренд присутствует в 87 городах России, и есть еще пять-десять городов с населением 200–250 тыс., где думаем открыть новые центры. Поэтому сконцентрируемся на качестве работы. А вообще среди всех иностранных брендов мы находимся на четвертом месте по эффективности торговой сети: в среднем каждый дилер Hyundai продает 1258 автомобилей в год – почти по три с половиной машины за день!

В модельном ряду марки очень непохожие машины: есть хит продаж Solaris, и есть слабо востребованный Veloster. Оптимизировать линейку не планируете?

На рынке всегда будут клиенты с разными потребностями – горожане, сельские жители, любители путешествий, бизнесмены. И если бренд хочет быть успешным, он должен иметь предложение для каждого из них. Доля Solaris в наших продажах составляет 62%. При этом завод корпорации в Санкт-Петербурге, рассчитанный на 220 тыс. автомобилей в год, работает на пределе мощности. Десятая часть его продукции идет на экспорт, мы получаем для России около 115 тыс. автомобилей Solaris, и больше наверняка не будет. Поэтому сейчас вопрос стоит о росте продаж импортируемых моделей. Будем развивать прежде всего линейку кроссоверов, видим потенциал развития для i30 – это следующий сегмент, куда могут перейти нынешние владельцы Solaris. А вот нишевые продукты – Veloster или Genesis Coupe – на волатильном рынке продвигать действительно тяжело. Возможно, есть смысл поставлять их только под заказ.

Что можете сказать о моделях, играющих на “поляне” премиальных марок?

Трудно соперничать с брендами, имеющими 100-летнюю историю. Как и входить в класс представительских автомобилей. Это требует значительных инвестиций – финансовых, маркетинговых, организационных, интеллектуальных. Тем не менее в 2013 г. Hyundai Equus занял четвертое место среди премиальных представительских седанов – сразу вслед за соперниками из “Большой немецкой тройки”. Мы продали 631 автомобиль и чувствуем, что узнаваемость модели, ее позитивное восприятие растут. Более того, недавно появился Equus Limousine на удлиненной базе, и на него даже образовалась некая очередь. Что же касается нового Genesis, то в 2013 г. спрос в D-сегменте на седаны бизнес-класса снизился почти на 19%, а Е-класс вырос на 4%. У нас уже есть целевая аудитория – владельцы предыдущего Genesis или Grandeur. К тому же мы предложим им первый седан Hyundai с полным приводом. Так что смотрим на этот автомобиль с оптимизмом, а продавать его планируем с начала лета.

Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Автор
Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Фото
Егор Васильев

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 1