Франк Виттеманн
06 мая 2014

Франк Виттеманн

генеральный директор Jaguar Land Rover Россия

Делаем Россию ближе… россиянам

Будучи родом из Германии, наш собеседник шестой год работает в России. И, посмотрев страну во время многочисленных командировок, инициировал большой проект, призванный открыть ее малоизведанные уголки… самим россиянам. Впрочем, нынешний разговор мы начали с вопросов более прозаических, деловых.

Для многих автопроизводителей год начался с проблем, связанных с введением утилизационного сбора – кому-то пришлось повышать цены, кто-то не отпускал машины из-за организационной неразберихи. Вас это коснулось?

Трудности были у компаний, имеющих здесь производства, – утилизационный сбор для них ввели с января. Мы же, будучи стопроцентным импортером, перешли на него в прошлом году и теперь проблем не испытывали. Что же касается включения сбора в цену новых машин, то Jaguar Land Rover взял все затраты на себя, решив не перекладывать дополнительные расходы на клиентов.

Показав рост продаж в 2013 г., в самом начале нынешнего года ряд премиальных брендов резко ушел в минус. За счет чего удалось избежать подобных скачков вам?

Думаю, некоторые марки в результаты 2013 г. включили еще не отпущенные клиентам в декабре машины. Мы так не делали. Влияет на наши показатели и то, что на рынок вышел новый Range Rover Sport, благодаря которому успешными стали январь и февраль. Более того, этот автомобиль продолжают активно заказывать.

Ждать клиентам приходится долго?

Около трех месяцев.

И квоты на машины для России есть?

Есть, со штаб-квартирой достигнута договоренность, что они в целом должны соответствовать запросам рынка. Правда, нужно учитывать непредвиденные факторы. Например, скачки курсов евро и доллара, которые влияют на доходность бизнеса и розничные цены. Если руководство компании увидит, что, к примеру, Китай или Западная Европа более прибыльны, то квоты могут пересмотреть в пользу других рынков.

А какие вообще факторы будут влиять на российский рынок?

В первую очередь – рост курсов валют. Он влечет заметное увеличение рублевых цен, причем на все импортируемые товары. И это нивелирует те позитивные процессы, которые мы видим на глобальном уровне. Рецессия в Европе завершилась, падение экономики там преодолено, что позитивно сказывается и на России. Например, растет экспорт газа и нефти. Да и сама по себе российская экономика достаточно стабильна, у страны нет каких-то больших долгов. Так что теперь все зависит от правительства.

Имеете в виду что-то конкретное?

На мой взгляд, очень важна вера россиян в государство, в его политику. Нужно, чтобы люди инвестировали средства внутри страны, а для этого правительству следует развивать прежде всего здравоохранение и образование. Тогда средний класс ощутит стабильность и начнет расти.

Этот год может стать для автопроизводителей в России хуже предыдущего?

Я не считаю, что 2013 г. нужно записать в пассив. Да, было снижение продаж, но это не кризис, скорее стагнация. Если сравнивать с 2011-м, то прошлый год оказался намного лучше и по объемам сбыта, и с точки зрения бизнеса в целом. Думаю, в 2014 г. тенденция сохранится: не следует ждать явного роста, но и больших провалов не случится.

Российский рынок – четвертый в мире для Jaguar Land Rover, но компания решила открыть новый завод в Бразилии, где сбыт более чем вдвое меньше. Чем обусловлено это решение?

Россия достаточно близка к Великобритании, где действует наше производство, логистика здесь несложная. Кроме того, бразильский завод станет работать на всю Южную и Центральную Америку, а в целом это уже весьма крупный рынок.

Пару лет назад ваша компания приняла стратегию, согласно которой Jaguar и Land Rover должны развиваться параллельно. Она себя оправдала?

Полностью. Особенно хорошо этот шаг отразился на бизнесе Jaguar: в течение двух лет продажи марки в России выросли более чем на 60%. Благодаря тому что бренд теперь широко представлен, он стал узнаваемым и все больше людей присматривается к его моделям. Кроме того, очень важно, что, представляя у дилеров сразу две марки, мы одновременно предлагаем самые разные автомобили – от легких спорткаров до больших внедорожников.

Тем не менее спрос на внедорожники Land Rover и Range Rover в России более чем в десять раз выше, чем на легковые модели Jaguar…

Эта разница не критична. Во-первых, сегмент SUV растет намного быстрее. Во-вторых, мы представляем в нем шесть моделей, в то время как у Jaguar речь главным образом идет только о двух бизнес-седанах, поскольку спрос на кабриолеты в России невелик. Но если говорить о планах, то они очень масштабны именно в отношении Jaguar. За три предыдущих года серьезно обновилась линейка внедорожников – появился Range Rover Evoque, новые Range Rover и Range Rover Sport. Теперь столь же интенсивно будут появляться новые Jaguar. Первым стал кабриолет F-Type, который очень востребован в США, в Европе, но в России этот сегмент невелик. Прямо сейчас, в апреле, запустим ту же модель в кузове купе, и это уже более интересно россиянам. А в 2015 г. появится машина, которая будет очень востребована в России. Имею в виду седан С-класса на совершенно новой алюминиевой платформе. С его появлением разница в объемах продаж между брендами начнет сокращаться.

Кроме F-Type Coupe россиянам в 2014 г. что-то предложите?

Опять же весной выводим на рынок удлиненный Range Rover. Это по-настоящему роскошная машина, где места для задних пассажиров не меньше, чем в лимузинах. При этом автомобиль не слишком велик и каждый сможет уверенно управлять им. Он станет очень серьезным конкурентом для представительских седанов. Ведь предлагается аналогичный уровень комфорта, но вместе с тем это внедорожник, что очень востребовано в России. До сих пор подобных предложений на рынке просто не существовало.

Как будут развиваться дилеры компании?

В крупных городах России дилерская сеть уже выглядит практически так, как планировалось: она очень сильная и эффективная. Например, в Москве будет открыт еще один центр, а в Санкт-Петербурге два, и на этом остановимся. Зато активно пойдем в регионы, прежде всего в те, где наш потенциал продаж составляет более 150 автомобилей в год. И это не только миллионники, но и города с меньшим населением. Если сегодня у нас 49 дилеров, то к концу года их должно стать около 60, причем только два-три из них будут работать лишь с маркой Land Rover, а уже в 2015 г. и они интегрируют в себя Jaguar.

Land Rover традиционно поддерживает проекты, связанные с путешествиями, приключениями. Один из них реализуется и в нашей стране. Компании это выгодно?

Конечно, ведь цикл экспедиций “Открывая Россию” дает потрясающий шанс представить суть бренда, укрепить его имидж. Дух странствий, возможность отправиться куда-то далеко – это как раз то, чем изначально был и остается Land Rover. Вместе с тем мы хотим показать, насколько велика и красива Россия. Ведь многие ее жители неплохо разбираются в турецких или испанских курортах, но никогда не были в тайге, на Байкале, в горах Кавказа и уж тем более в Якутии или на Камчатке. Наш проект – это стремление сделать Россию ближе и иностранцам, и самим россиянам. Поэтому будем его продолжать.

Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Автор
Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Фото
Кирилл Калапов

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9