Вячеслав Кузяков
04 февраля 2018

Вячеслав Кузяков

директор компании «Jaguar Land Rover Россия, Армения, Беларусь и Казахстан»

Материальность мыслей

В своей новой рубрике мы будем представлять взгляды интересных нам людей на жизнь и бизнес, на те или иные вещи и события. Каждый такой материал станет, по сути, «сборником цитат» наших собеседников, которые мы будем публиковать без каких-либо комментариев. Право открыть цикл получил генеральный директор компании «Jaguar Land Rover Россия, Армения, Беларусь и Казахстан» ВЯЧЕСЛАВ КУЗЯКОВ

Управляй судьбой!

Я не поклонник гороскопов и не верю в судьбу, предопределенную знаками зодиака. Жизнь человека в большей мере зависит не от врожденных, а от приобретенных качеств. Хотя и фактор случайности исключать нельзя: оказаться в нужное время в нужном месте, стать в этот момент необходимым очень важно. Мой путь в автомобильный бизнес как раз из подобного разряда. Когда заканчивал инженерный факультет РУДН и изучал французский, увидел вакансию – французская автомобильная компания ищет сотрудника. В начале 2000-х российский авторынок только развивался, мне это показалось интересным. И меня взяли – совсем молодого, без опыта работы и связей! Да, это была случайность. Но ведь и я приложил усилия, чтобы так «срослось» – получил нужное образование, рискнул предложить свою кандидатуру.

Опыт работы в той компании очень пригодился: я прошел путь от специалиста до топ-менеджера. Специалист – это человек, который разбирается в том, что делает, понимает суть процессов и участвует в них. Но решений он не принимает, это прерогатива менеджера. А чтобы дорасти до менеджера, надо учиться, развиваться и обладать лидерскими качествами – без этого никак! Видимо, они у меня были. Сегодня в производственных процессах участвуют мои подчиненные, а я руковожу, ставлю задачи. То, что и сам когда-то занимался в точности такой работой, является подспорьем, однако это все-таки не самое главное для успешного руководителя. Куда важнее лидерские качества, умение правильно подбирать исполнителей, мотивировать их, четко ставить цели.

Успех для меня – это удовлетворенность результатом. То состояние души, когда ты получаешь удовольствие от сделанного. Причем в любом деле. Пробежал пять километров – ты молодец, успешен. Особенно когда бежал легко, на одном дыхании. А если плелся из последних сил, страдая, – не успешен. Значит, работай над собой, тренируйся, ставь цель и стремись к ней. И тогда получится. Я верю в то, что мысли материальны!

Играть в команде

Придя в Jaguar Land Rover, я не стал перетягивать за собой людей, с которыми работал раньше, хотя так делают многие. Надо находить общий язык с командой, которая у тебя есть, а не с той, с которой было бы удобно. Необходимо давать развиваться людям, находящимся в подчинении. Увы, бывает, что не получается, и тогда приходится принимать кадровые решения. Но если человек справляется с возложенными обязанностями, то ему нужно доверять: излишний контроль, бесчисленные советы и рекомендации к хорошему не приведут. Терпеть не могу, когда начальник поучает подчиненных в духе того, что «вот когда я был на твоей позиции»...

Предпочитаю демократичный стиль руководства, хотя, боюсь, не все мои сотрудники с этим согласятся. Просто демократия бывает разной. В России часто сталкиваешься с нежеланием людей принимать решения, многие склонны переносить эту обязанность вместе с сопутствующей ей ответственностью на более высокий уровень, и в таком смысле авторитарность им выгодна. Единолично я принимаю только жесткие решения. В том числе кадровые: бизнес жесток, и эмоциям в нем не место. Жесткость, точнее, откровенность с сотрудниками очень важна. А при общении с партнерами по бизнесу тем более. Только при прозрачных отношениях можно выстраивать процесс и говорить о партнерстве. А если что-то утаивать, сглаживать углы и обходить неудобные темы, неизбежно получишь негативные последствия.

Бизнес иерархичен, как и вся жизнь, у каждого есть свой начальник, каждого кто-то назначает на его место. Не надо забывать, что ты не только руководитель, но и подчиненный. Это позволяет не поддаваться всяческим соблазнам, количество которых растет вместе с продвижением по карьерной лестнице. Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы соблазны превалировали над ответственностью. Это единое правило для любой компании – французской ли, британской или российской. Хотя я не делю фирмы по «национальной» принадлежности, есть более важные критерии. Прежде всего, компании могут быть глобальными, региональными, локальными. Jaguar Land Rover – глобальная компания, она ведет бизнес по всему миру, в ней трудятся люди с разных концов света, и каждый привносит нечто свое, что дополняет и обогащает общее дело.

Дома я стараюсь не «включать начальника», хотя это удается не всегда. Спасает то, что у нас в семье все с характером – даже у шестилетнего сына он очень непростой. Однако к консенсусу приходим всегда. Наверное, так бывает, когда люди тебе близки и ты уверен, что они всегда поймут и простят, если ты даже чего-то недоговоришь, не до конца аргументируешь. А вот на работе так нельзя.

Думать о клиенте

Специфика компании сильно зависит от сегмента, в котором выступает. В масс-маркете аудитория шире – в нем продается около 90% всех новых автомобилей. Поэтому при продвижении продукта там проще «достучаться» до клиентов. В премиум-сегменте клиент искушен и избалован, он изначально рассчитывает на большее. А значит, его надо постоянно удивлять – такому покупателю мало стандартного тест-драйва. Обычно наш клиент успешен, образован и осведомлен, как правило, у него есть опыт общения с другой автомобильной маркой. Если такому человеку просто пересказать или показать то, что он уже знает, ты его, скорее всего, потеряешь. Но если удастся удивить, превзойти ожидания... Один пример из моего опыта работы на Ближнем Востоке. Во время авиаперелета бизнес-классом в кресле рядом со мной стояла... клетка с соколом! Его хозяин сидел неподалеку и был крайне недоволен тем, что экипаж не разрешил ему выпустить птицу из клетки. Вот как, скажите, можно удивить или заинтересовать такого покупателя?!

Про Jaguar Land Rover часто говорят, что наши марки сильны историей и традициями. Но на российском рынке этот фактор при выборе автомобиля не решающий – для отечественного покупателя часто важнее класс, а не бренд модели. Дело в том, что наш рынок развивался очень быстро, демонстрируя буквально взрывную динамику: почти одновременно пришло много производителей, о которых автомобилисты ничего не знали – им все было в новинку. Однако и за последние годы мало что изменилось. На мой взгляд, большинство россиян и сейчас не являются приверженцами какой-либо компании – они просто не обладают знаниями, которые обычно формируют лояльность к бренду.

Общее между представителями разных стран и культур в том, что и на Ближнем Востоке, и в Европе, и в России автомобиль выбирают глазами. Независимо от цены машина остается эмоциональной покупкой. Решение в пользу той или иной модели принимается в первую очередь, исходя из ее внешнего вида. И лишь когда человек «обживется» в автомобиле, привыкнет к нему, он поймет, правильный ли сделал выбор, подходит ли ему эта модель. Поэтому Jaguar Land Rover так много работает над обликом своих автомобилей и регулярно создает новинки, принципиально отличающиеся от всего, что вы видели раньше. И, разумеется, все делает для того, чтобы впоследствии владелец не разочаровался. Да, консервативной части наших клиентов новации в дизайне не нравятся. Но если мы будем предлагать то, что было и 10, и 15, и 20 лет назад, то наверняка растеряем всех новых и, главное, потенциальных покупателей, которые лишь сейчас задумываются, какой станет их первая машина. 

Наша справка: по окончании вуза в 2002 году Вячеслав Кузяков начал работать в российском офисе компании Peugeot, дойдя до позиции коммерческого директора. В 2012-м был приглашен в «Jaguar Land Rover Россия» на должность директора по развитию бизнеса, а вскоре стал директором по продажам Jaguar Land Rover в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В октябре 2016-го возглавил компанию «Jaguar Land Rover Россия, Армения, Беларусь и Казахстан».
записал Олег Виноградов
Автор
записал Олег Виноградов
Фото
Кирилл Калапов

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 8