Высказался в рамках следующего круглого стола:

Городской автомобиль - потенциал развития

На снижающемся российском авторынке задача поиска новой потребительской аудитории и популяризации до сих пор недостаточно востребованных классов автомобилей приобретает для автопроизводителей особое значение. Это потенциальная возможность поддержать объемы продаж. Но каковы условия ее реализации?

Денис Наумов
07 июля 2014

Денис Наумов

бренд менежер Opel в России

«Компактные автомобили у нас не городские, а городские – не компактные»

Перед автопроизводителями сегодня стоит актуальная задача привлечения новой, еще не охваченной потребительской аудитории на российском рынке. Это одна из возможностей противостоять кризису. Для ряда производителей актуальна задача повышения популярности автомобилей малых размерных классов, которые до сих пор не пользовались в России достаточной популярностью.
О перспективах развития «городских автомобилей» на российском рынке порталу MotorPage.ru рассказал бренд менежер Opel в России, Денис Наумов.

- Традиционно в России городские автомобили европейских «А» и «В» классов не пользуются большой популярностью. Мы тяготеем к большому автомобилю. Это вопрос недостаточной развитости рынка и культуры потребления?

- Я думаю, это вопрос цены. Дело не в размерах, а в стоимости. Мы тяготеем к недорогому автомобилю. Компактные автомобили ниже по цене, и в этом их привлекательность. Но при этом российский рынок отличается наличием В-седанов, которые и двигают сегмент компактов. Седанов продается в два раза больше, чем хэтчбеков. Получается, что у нас городские автомобили продаются не в городе. Они создаются для города, но когда из них делают седан, они становятся привлекательны и для других российских территорий. Их покупают, потому что они дешевы. А вот европейские хэтчбеки малых размерных классов часто предлагаются производителями по более высокой цене и потому менее популярны.
При этом замечу, Opel – в первую очередь европейский бренд, который предлагается в Европе и в России. Основные рынки, для которых создаются наши автомобили, требуют компактности (особенно это актуально в Европе) и практичности – универсалы, минивэны. Но на российском рынке в последние годы растет спрос на внедорожники. И мы сегодня его удовлетворяем – у нас появился Opel Mokka, компактный кроссовер.

- Европейская любовь к «компактам» - это следствие переполненности городов автомобилями. Как Вы оцениваете уровень автомобилизации в российских мегаполисах?

- По городам уровень автомобилизации у нас действительно высок, хотя еще отстает от европейского. Но тут важно не только количество автомобилей на тысячу человек населения, но и то, сколько человек ездит на этих автомобилях, как часто люди ими пользуются. У нас в городах автомобиль часто одно из основных средств пути на работу. В Европе на работу ездят чаще на общественном транспорте, а автомобиль – это для отдыха или поездки за покупками. А в России, конечно, очень много автомобилей на дорогах за счет низкого развития общественного транспорта.
Если же говорить о ценностях – конечно, комфорт, безопасность – одни из важнейших факторов. Если посмотреть на московский автопарк, то каждый третий автомобиль на дороге – внедорожник. Их уж никак компактными автомобилями не назовешь. Вот и получается, что компактные автомобили у нас не городские, а городские – не компактные. И причин тут масса. Почему у нас любят внедорожники – я бы не сказал, что у нас такие уже плохие дороги, но сидеть повыше и видеть подальше – это тоже комфорт, а внедорожники это ощущение дают.

- Так что же, надеяться на рост спроса на классические городские автомобили не приходится?

- Перспектива у этого сегмента будет, если будет государственное регулирование этого рынка. Пока потребитель ограничен только собственными желаниями и финансовыми возможностями. Если, например, правительство Москвы скажет, что автомобили длиной до 4 метров имеют приоритетное право парковки, вот тогда компактные маленькие автомобили будут очень популярны. Например, Opel Corsa длиной как раз 3990 мм. И таких автомобилей много. В Европе они популярны из-за проблем с парковкой в старых городах. В Москве тоже с парковкой уже стало нелегко. И если будет какое-то государственное поощрение для тех, кто покупает компактные и экономичные автомобили, этот сегмент станет очень востребованным.

- Мы часто ждем помощи и вмешательства в регулирование рынка от государства. Но может быть можно найти, какую-то новую потребительскую аудиторию, убедить потребителя в целесообразности компактного хэчбека?

- Иногда так и происходит. Собственно сочетание внедорожника и городского автомобиля дало толчок к развитию сегмента городских внедорожников. Тот же Opel Mokka очень популярен, потому что совмещает компактные размеры с возможностью сидеть повыше, чувствовать себя комфортнее и безопаснее на дороге.

- А как Вы оцениваете потенциал такой потребительской аудитории, как женщины. В России женщин за рулем мало по сравнению с Европой и США. Но при этом 70% выпускников автошкол сейчас – это женщины. То есть потенциальная аудитория растет.

- Количество женщин среди выпускников автошкол растет, и многие мужчины покупают автомобили для своих вторых половинок. Ситуация получается несколько парадоксальная – покупают мужчины, а ездят женщины. Поэтому количество женщин на дорогах тоже увеличивается.

- Автомобиль должен оставаться внегендерным, или какие-то модели имеет смысл позиционировать в расчете на женскую аудиторию?

- Не совсем правильно с точки зрения автопроизводителя, позиционировать машину для какой-то одной гендерной категории. Не факт, что, если вы сделали машину для женщин, женщины сразу пойдут к вам. Скорее всего, стоит позиционировать машину для всех и давать больше возможностей персонализации, чтобы каждый подстраивал машину под себя. Так мы будем поступать в случае с новым Opel Adam, который имеет много возможностей для персонализации: цвет крыши, кузова. Можно сделать машину как чисто женской, так и чисто мужской. К тому же не все женщины хотят ездить на чисто женских автомобилях. Можно попасть еще и в эту ловушку.

- Что необходимо в среднесрочной и долгосрочной перспективе для роста популярности компактных городских автомобилей?

- Я думаю, что стоит говорить о комплексе факторов, который привел к ситуации, которую сейчас можно наблюдать в Европе: это и государственное регулирование экологических норм, и возможно, налоговые преференции на компактные и маломощные автомобили, и желание потребителей обладать чем-то более дружелюбным к природе. Владение экономичным, компактным, стильным автомобилем вместо большого внедорожника в городе должно стать новым трендом, который будет подчеркивать отношение владельца к себе и окружающей среде.
Сказать, что достаточно сделать что-то одно, и доля компактов в российском автопарке вырастет, нельзя. Необходим комплекс факторов, которые, я надеюсь, рано или поздно сложатся таким образом, что потребитель начнет активнее выбирать компактные автомобили.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9