Любомир Найман
02 июля 2012

Любомир Найман

руководитель марки Skoda в России

«Мы делаем машины более ста лет»

Взяв несколько месяцев назад бразды правления чешской маркой на российском рынке в свои руки, наш нынешний собеседник, кстати, тоже чех, получил очень хорошее наследство – в кризис Skoda смогла укрепить свои позиции в стране. Но, судя по всему, минувшие успехи были лишь разминкой: сейчас бренд ставит перед собой еще более амбициозные задачи.

- В первые месяцы 2012 г. сбыт марки в России в среднем вдвое превышает результаты всего рынка. За счет чего?

- Эта динамика сохраняется с прошлого года. Тогда мы увеличили свою долю на 0,4%, а после первых трех месяцев нынешнего года улучшили ее еще на столько же и довели до 3,4%. Значит, работают наши главные ценности – качество за адекватные деньги, хорошая цена при отличном качестве. Мы являемся семейным брендом и предлагаем машины с очень просторным салоном и большим багажником, а наши клиенты это ценят.

- Но сейчас в модельном ряду бренда появился крошечный автомобиль Citigo. Как он соотносится с этими ценностями?

- Эта машина им никак не противоречит. Вырастая, дети тоже хотят ездить на своих машинах, и Citigo с этой точки зрения становится идеальным вариантом для молодых парней и девушек. То есть становится “входным билетом” в марку Skoda. Либо может быть вторым или третьим автомобилем в семье.

- На другом краю модельного ряда стоит флагман – Superb. Успешен ли он в России?

- По сравнению с прошлым годом спрос на него увеличился примерно на 70%, то есть он растет быстрее, чем продажи марки в целом, у которой прирост составляет около 40%. Думаю, это не предел, поскольку Superb – лучшее предложение в своем сегменте. Нет ни одной другой машины в этом классе, способной предложить столько же места для водителя и пассажиров, в том числе на втором ряду. К тому же каждый покупатель теперь может выбрать то, что хочет: с одной стороны, мы предложили в этом году роскошную комплектацию Laurin & Klement, выпущенную в честь основателей автопроизводства нашей фирмы, с другой – более бюджетную версию с двигателем 1,8 л.

- Российский рынок в прошлом году стал для бренда третьим в мире. Меняется ли в связи с этим отношение к нашей стране в штаб-квартире Skoda Auto?

- Вся группа Volkswagen пришла сюда с серьезными планами и надолго: это подтверждают и инвестиции в завод в Калуге, и производство в Нижнем Новгороде, а также то, что мы являемся спонсорами Олимпийских игр в Сочи. Подобный объем вложений может быть сделан только в очень важный рынок. Это подтверждается еще и тем, что сейчас разрабатываются модели, которые будут эксклюзивны для России. Проекты, выполняемые только для одной страны, можно перечесть по пальцам: Китай, Индия, теперь – Россия.

- И что это за машины?

- Мы представим автомобили, которые в максимальной степени будут отвечать потребностям россиян. Прежде всего, это внедорожник, причем появится он сравнительно быстро. Больше об этом пока сказать ничего не могу.

- Внедорожник будет больше, чем Yeti?

- Большой внедорожник действительно серьезная тема. В Европе все выбирают маленькие машины, экономичные, экологичные. Но здесь все иначе. Я говорил с российскими дилерами, и они уверены, что в вашей стране внедорожники – это рациональный выбор практичных людей, поскольку здесь суровая зима и отнюдь не европейские дороги. Кстати, это подтверждает растущая популярность Yeti: в первом квартале спрос на него был более чем вдвое выше, чем год назад.

- Насколько популярны у клиентов Skoda дизельные моторы?

- Они постепенно входят в моду, ведь цены на топливо растут, а дизель более экономичен. В сегменте внедорожников доля таких двигателей уже достаточно высока – 20–30%, в других классах пока меньше, но рост наверняка будет. Хотя тут нужно учитывать качество топлива, в России оно пока не на самом высоком уровне.

- А что, есть проблемы из-за использования российской солярки?

- Сигналов от сервиса нам не поступало. Но чтобы досконально изучить проблему, нужно проанализировать пробег не 50 тыс. км, а в четыре-пять раз больший. Топливо также надо исследовать в лаборатории, отслеживать эксплуатацию на протяжении нескольких лет.

- Руководство Skoda Auto заявило, что каждые полгода будет выходить очередной продукт. Готовы ли российские дилеры к такому темпу появления новинок?

- В этом году Skoda планирует продать в мире не менее 900 тыс. машин, а в 2015 г. выйти на 1,5 млн. Для этого нужны новые автомобили, необходимо расширять модельный ряд. В России тоже практически все новинки будут появляться, хотя, скорее всего, чуть позднее. Это связано с производственной программой – помимо Калуги мы начали выпускать машины в Нижнем Новгороде, там с декабря планируем перейти на полный цикл производства. Позднее на этих заводах будет налаживаться сборка наших новинок. Ближайшей из них станет Skoda Rapid, которую мы представляли как концепт MissionL. Что же касается компании-импортера и всех 120 дилеров, то все уже сейчас готовы к увеличению гаммы моделей. Это касается и оборудования, и технологий, и подготовки персонала.

- На ваш взгляд, что важнее для успешного бизнеса – наличие хороших продуктов или грамотный маркетинг?

- Если человек, купив машину, ею доволен и удовлетворен сервисом, он рассказывает об этом друзьям и знакомым. Причем от опыта эксплуатации будет зависеть его дальнейшее отношение к марке, поскольку 50% российских клиентов к нам приходит впервые. Более того, для многих из них Skoda – первая иномарка или вообще первый в жизни собственный автомобиль. Поэтому качественный продукт первичен. И он, кстати, у нас есть: наш бренд на российском рынке сейчас на втором месте по удовлетворенности клиентов и на первом – по рекомендациям владельцев. Это – результаты независимого исследования. Задача же маркетинга лишь донести до людей информацию о продуктах, поэтому наша реклама не чрезмерная, не агрессивная.

- До назначения в Москву вы работали в Европе. Много ли различий между этими рынками?

- Прежде всего, я был удивлен состоянием дилерской сети – она здесь на очень высоком уровне, чего нельзя сказать о многих странах Европы. В России дилеры качественно работают с клиентами и в шоу-румах, и в сервисе. Другой аспект – выбор модели. Если европейцы решают взять второй автомобиль в семью, они четко понимают, для чего он нужен. Например, чтобы возить детей в школу и по пути делать небольшие покупки. Поэтому выбирают экономичные машины без лишних опций, с маленьким мотором. В России же хотят все большое – размер, двигатель. Да и на безопасность у вас пока смотрят меньше.

- Зависит ли успех модели от того, где она производится?

- И марка Skoda, и вся группа Volkswagen имеют опыт производства в разных странах. Стратегия состоит в том, чтобы выпускать продукты одного качества вне зависимости от места сборки – Европа ли, Африка ли, Китай или Россия. Все регламенты, все внутренние стандарты едины, и просто невозможно выпускать что-либо вне их. Продукция из Калуги и Нижнего Новгорода это подтверждает: порой дилеры даже шутят, что бизнес идет плохо, дескать, автомобили не ломаются и трудно заработать на сервисе.

- Качество одно, а дороги везде разные. Вы адаптируете свои автомобили к местным условиям?

- Во-первых, по каждой модели идет сбор информации из всех стран, где она продается, и эти замечания учитываются при модернизации машины. Во-вторых, иногда вносятся и эксклюзивные изменения. Например, Octavia в России имеет пакет для плохих дорог – у нее клиренс на 23 мм больше, чем в Европе, несколько изменены настройки подвески.

- Вы хорошо говорите по-русски. Какие еще языки знаете?

- Увы, говорю не как переводчик. А в принципе, помимо чешского владею также немецким и английским.

Андрей Безверхов
Автор
Андрей Безверхов
Фото
Егор Васильев

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9