Электроник
Логотип Smart

О Smart Fortwo Cabrio

По-русски

Смарт

Тест-драйвов
2 (все тесты)
Двигателей
2 (открыть)
Комлектаций
4 (открыть)
Последнее поколение
III (открыть)
Отзывов на сайте
0 (прочитать)

Концерн Daimler AG начал официальные продажи компакт-кара Smart Fortwo в России. Мы ознакомились с электрической версией ситимобиля нового поколения и остались под впечатлением от его эксплуатационных качеств

У cимпатичного компакта Smart Fortwo Electric Drive (ED) внешность большой игрушки, но после очного знакомства с этим автомобилем невольно начинаешь относиться к нему с пиететом. Дело даже не в том, что электромобиль третьей генерации возмужал и стал эффективнее, и не в том, что электрические купе и родстеры решено выпускать значительно большим тиражом, чем раньше. Просто прогресс этой легковушки на электротяге оказался столь серьезным, что грань с моделями, оснащенными ДВС, чудесным образом стерлась. Я провел в компании электрических купе и родстеров Smart целый день в центре Берлина и смею утверждать, что это предвестники ближайшего будущего – масштабной электрификации моделей ведущих компаний.

Работа над ошибками

Электрический Smart Fortwо второго поколения был проб-ным камнем. Тираж автомобиля, запущенного в мелкосерийное производство в 2007 г., не превысил 2000 экземпляров. География продаж насчитывала лишь 18 стран (рынков сбыта машин новой генерации станет примерно вдвое больше).

О списке претензий к электрическим купе и родстерам минувшего поколения рассказал Йохан Эк, представитель инженерной команды, разрабатывавшей электрокар нового поколения. По его словам, владельцам не нравилось, что их “электросмарты” не могут обогнать автобусы и грузовики, что батарея быстро садится в холодную погоду, не радовали скромный запас хода, долгое время восполнения заряда, неразвитость сервисных сетей.

И вот, явно не без гордости, господин Эк демонстрирует свежие графики и таблицы. Отдача электродвигателя, который выпускается на совместном с Bosch предприятии (EM-motive), увеличилась почти в два раза – с 40 до 75 л.с., емкость нового литиево-ионного аккумулятора Deutsche ACCUmotive (выпускается на СП Daimler и Evonic) возросла до 17,6 кВт ч против 16,5 у прежней батареи, производимой американской Tesla. Отсюда ощутимый прогресс в плане разгонной динамики. Назовем вещи своими именами: Smart Fortwo Electric Drive II по сегодняшним меркам тихоход. Машина не ускорялась, а доползала до “сотни” за 26,7 с. Той же “сотней” была искусственно ограничена “максималка”, дабы не растрачивать запас аккумуляторного блока. Машины нового поколения, представленные на динамической презентации в Берлине, оказались куда шустрее: 11,5 с уходит на разгон до 100 км/ч, максимальная скорость – 125 км/ч. Иными словами, динамика доработанных электрокаров вполне соответствует возможностям компактов с ДВС.

В эксплуатационном, или, если хотите, бытовом, плане машина также преуспела. После полной разрядки батареи новому электрокару потребуется на восполнение заряда лишь семь часов (на час меньше, чем у предшественника) – это если воспользоваться обычной бытовой розеткой на 220 В. А есть еще опционное устройство для подзарядки, с помощью которого батарея “реанимируется” всего за час. Наконец, инженеры основательно поработали над изоляцией внешних панелей, с тем чтобы машина лучше удерживала тепло или, наоборот, холод. Усилия по сохранению микроклимата в салоне объясняются практичностью – долгие прогрев или охлаждение “тянут жилы” из аккумулятора, сокращая ресурс. Наш опыт показал, что с включением кондиционера расчетный запас хода снижается примерно на 30 км. Как бы то ни было, согласно спецификациям, автомобиль нового поколения способен проехать после полной зарядки 145 км, на 10 км больше, чем предшественник.

Немецкая энергетика

Как видно, дизайнеры намеренно оставили электрический Smart узнаваемым. Однако машина приобрела модные штрихи – такие, как светодиодные фары ближнего света, перепрофилированные бамперы и воздухозаборники в задних крыльях. Стали чуть более широкими дверные проемы – вклад в копилку практичности. В салоне изменилась форма дефлекторов вентиляции и появился штатный держатель смартфонов на центральной консоли. Кстати, с iPhone или телефона на платформе Android можно управлять бортовыми системами – программировать прогрев и охлаждение салона или, скажем, получать информацию об уровне заряда батареи.

Особенно порадовало, что электрокар остался комфортным и практичным. Я начал знакомство с версии родстер и, разумеется, сразу опустил мягкий верх. Возможно, из-за того что машина сохранила компактные габариты, казалось, что сидишь на квадроцикле, и связь с городской средой ощущалась особенно остро. К слову, крышу здесь можно опускать и поднимать не только в статике, но и в движении. Версия купе показалась более тихой на ходу. А вот отличий в управляемости открытой и закрытой модификаций электромобиля я не обнаружил. Родстер тяжелее купе всего на 20 кг, нет различий и в настройке шасси.

Перевозка грузов – не епархия электрического Smart. В его багажный отсек войдет пара небольших чемоданов, в салоне тоже не разгуляешься. Пространства над головой куда больше, чем на уровне плеч, но спинки сдвигаются назад – за ними имеется вместительная ниша, куда можно положить одежду, портфели, зонтики и прочее. Задняя дверь открывается частями. Стекло поднимается вверх, а борт кузова откидывается вниз. За третьей дверью можно закрепить велосипед – для этого есть соответствующие крепления (опция). Словом, для активного отдыха машина подходит.

Кресла с хорошей боковой поддержкой удобны, основные органы управления под рукой, но назвать эргономику безупречной не решусь. Обзору назад мешают массивные задние стойки, а внешние зеркала пропорциональны размерам машины (читай: маловаты). Салонное зеркало и вовсе миниатюрно и имеет непривычную полукруглую форму. Сиденья лишены регулировки по высоте, а рулевая колонка не сдвигается вовсе. Но, как ни странно, все это не мешает ни удобному расположению в салоне, ни обзору пространства по периметру машины. Ситуацию вокруг легко отслеживать хотя бы потому, что Smart сверхкомпактен.

Как рыба в воде

Однако пора проверить электрокар в деле. Поворачиваю ключ в замке зажигания – эффект, как мне кажется, нулевой. Я даже думаю, что по непонятным причинам электромотор не запустился. Но затем бросаю взгляд на приборную панель и вижу индикацию готовности к езде. Маленький Smart Fortwo ED вообще-то большой “молчун”. Когда машина начинает движение, слышится лишь слабый свист электромотора. Законодательные органы ряда стран и регионов (главным образом нескольких американских штатов) считают такую особенность опасной: мол, пешеходы не слышат, что приближается автомобиль. В связи с этим в Smart разработали опционный модуль, генерирующий предупреждающий звук. Оказалось, что электромобиль “голосит” не как бензиновый или дизельный собрат: я услышал все то же посвистывание, но существенно усиленное, напоминающее гул троллейбуса.

Как и обещают представители марки, электродвигатель способен доставить удовольствие от езды. Вливаюсь в плотный поток и остаюсь под впечатлением от молниеносного отклика на нажатие педали акселератора. Машина позволяет активно ускоряться, обгонять, нырять из ряда в ряд. Такая прыть сохраняется до набора примерно 80 км/ч. После этого Smart становится куда более флегматичным. Но машине, ориентированной на езду в городе, такие настройки вполне подходят. Скоростной потолок компакта третьего поколения увеличился на 25 км/ч, до 125 км/ч – вполне достаточно для короткобазного малыша, тем более что во многих странах, в том числе в России, ехать быстрее запрещают ПДД. “Максималка”, как и прежде, ограничена электроникой – езда на более высокой скорости быстро разрядила бы батарею.

В плане управляемости электрический Smart, пожалуй, даст фору родственнику с ДВС. Главная причина – в батарее, размещенной в “подполье”. С одной стороны, она увеличивает снаряженную массу электрической версии купе на 150 кг. С другой – при такой конфигурации снижается центр масс и, соответственно, сводятся к минимуму боковые крены. Smart лихо заныривает в повороты и легко справляется со скоростными “переставками”.

Подвеска электрокара довольно плотная, но комфортная, мелкие неровности не досаждают. На брусчатке в центре Берлина амортизаторы отлично сглаживали рельеф, но, переезжая “лежачих полицейских”, короткобазный Smart вздрагивал всем кузовом и перекатывался через препятствие, чуть подбрасывая седоков.

Рулевое управление настраивалось с приоритетом эксплуатации машины в городе. В Smart используется электроусилитель руля, однако обратная связь налажена отменно, на ободе чувствуется четкий “ноль”. Рулевая рейка при этом довольно длинная, от упора до упора “баранка” проделывает больше трех оборотов. Как следствие, Smart управляется точно, но не нервозно.

Вполне адекватны и тормоза с такими обязательными элементами, как ABS и ESP. У замедления электрического Smart, к слову, есть особенности. На первом этапе торможения в процессе активно участвует электромотор, и лишь затем подключается гидравлическая тормозная система. Видно, поэтому возникает ощущение, что машина замедляется ступенчато. При легком нажатии на левую педаль кажется, что замедляющего усилия недостает. Однако стоит надавить на тормоз посильнее, и Smart Fortwo ED останавливается как вкопанный, без намека на клевки кузова и рыскание.

А уж об удобстве парковки и маневрирования в ограниченном пространстве и говорить не приходится. В этом смысле новинка унаследовала все преимущества предшественника. Я специально заехал в тесный дворик, чтобы оценить заявленный диаметр разворота – 8,75 м. Smart легко протиснулся между столбиками, деревьями и плотно припаркованными машинами, развернулся на небольшом пятачке. Понятно, что найти место парковки для такого малыша не проблема, а клиренс 140 мм позволяет ему справляться с бордюрами и прочими препятствиями мегаполиса.

Цены и бонусы

Производство электрокара нового поколения развернуто на заводе Smart во французском городе Амбаш. Продажи в Европе уже начались. В Германии за купе просят 18 910 евро, за родстер – 22 000. Но есть и альтернативный вариант: купить машину без дорогостоящего батарейного блока. В этом случае закрытую и открытую версии вам предложат за 15 810 и 18 486 евро соответственно, а тот самый блок можно будет брать в аренду и выплачивать по 65 евро в месяц.

Есть и дополнительные бонусы или, если хотите, стимулы к покупке электромобилей. Помимо сниженных ставок налогообложения в США и многих западноевропейских государствах их владельцы получают привилегии при парковке (в ряде стран стояночные места для “зеленых” автомобилей бесплатны), с них не взимается плата за въезд в центр города, а в Германии на электрокарах даже разрешено передвигаться по полосам для общественного транспорта. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов преимущества при техобслуживании, ведь, по сути, в машине на ТО меняются лишь фильтры.

Представители российского импортера Mercedes-Benz считают, что продажи электрических версий Smart Fortwo в России весьма вероятны, но говорить о каких-то гарантированных перспективах пока рано. Пожалуй, это справедливо, ведь для начала россияне должны привыкнуть к Smart Fortwo c бензиновым двигателем, продажи которого начались в июле. Его мотор объемом 0,99 л представлен в атмосферном и турбированном вариантах, мощность – 71 и 84 л.с. соответственно. Трансмиссия – 5-ступенчатая роботизированная. В базовую комплектацию включены кондиционер, электроусилитель руля, подогрев сидений, подушки безопасности, система электронной стабилизации и ABS. Цены на автомобили с ДВС начинаются с 640 000 рублей.

Два колеса

В ходе презентации в Германии удалось свести знакомство с еще одним чудом техники – велосипедом на электротяге ebike. Внешне этот агрегат напоминает мопед, только вместо ДВС здесь компактный электромотор, встроенный в заднее колесо и развивающий скромные 250 Вт (0,33 л.с.). Батарейный блок интегрирован в раму. При этом трехкилограммовую батарею можно отсоединить и отнести заряжаться домой. На восполнение заряда от бытовой сети требуется пять часов. Трансмиссия – трехступенчатая. Цепь – карбоновая, без смазки, а значит, не испачкает одежду. Интересно, что ездок сам выбирает, крутить ему педали или задействовать по полной электромотор – предусмотрено четыре уровня усилий электроагрегата. Мне понравилось передвигаться на ebike, эпизодически покручивая педали: тут тебе и физзарядка, и аккумулятор подзаряжается. Езда получается с ветерком и без характерной для велосипедных прогулок усталости. Удалось также достичь ограниченной для стран ЕС максимальной скорости – 25 км/ч. Тормоза ebike оказались куда мощнее, чем у обычного велосипеда, а запас хода и вовсе завидный: производитель обещает до 100 км пробега. Стоимость ebike в Германии составляет 2850 евро.

Технические характеристики Smart fortwo ED coupe

Габариты, мм

2695х1559х1565

Колесная база, мм

1867

Колея спереди/сзади, мм

1283/1385

Диаметр разворота

8,75

Объем багажника, л

220

Снаряженная масса, кг

900

Тип двигателя

электрический

Макс. мощность, л.с.

75

Макс. момент, Нм

130

Привод

задний

Трансмиссия

одноступенчатая с передачей заднего хода

Макс. скорость, км/ч

125

Время разгона 0–100 км/ч, с

11,5

Вам понравился этот тест-драйв?


Обязательно ознакомьтесь с другими тест-драйвами Smart Fortwo Cabrio:

Все тест-драйвы Smart Fortwo Cabrio

Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

3 0 3 4