Неожиданно, но факт: российский рынок грузовиков начал подавать признаки возрождения. Ключевым фактором позитивного тренда является отложенный спрос – коммерческие организации даже в тяжелых экономических условиях вынуждены обновлять свои автопарки

Сегмент грузовых автомобилей, который во все времена куда более остро реагировал на кризисные явления, вдруг прекратил падение и, более того, стал демонстрировать пусть и небольшую, но все-таки положительную динамику. И это в тот момент, как рынок легковых машин продолжает падать! Чудеса? Случайность? Нет, говорят эксперты, жизненная необходимость и закономерность.

Отложенный спрос

Рынок грузовиков в России особенно пострадал от кризиса, после пиковых показателей 2012 года он серьезно падал три последних года. Так, если снижение продаж легковых моделей в прошлом году составило 35%, то продажи грузовых автомобилей по итогам 2015 го рухнули на 42% (до 88 тыс. единиц). И даже в начале нынешнего года не было никаких признаков того, что спрос на них начнет хотя бы стабилизироваться: в январе он вновь упал более чем на 40%, в феврале – еще на четверть. Однако с приходом весны ситуация вдруг стала меняться, в марте относительно того же месяца прошлого года сбыт снизился всего на 1,3%, а далее и вовсе пошел в гору.

По данным Аналитического агентства «Автостат», в июле 2016 го на российские дороги выехало 4,7 тыс. новеньких грузовиков массой свыше 3,5 т, что на 7,9% больше, чем за тот же период годом ранее. При этом июльский подъем уже нельзя назвать случайным всплеском – продажи грузовых автомобилей в стране к тому моменту увеличивались четвертый месяц подряд. По итогам июня они выросли на 2%, в мае – на 8,2%, а в апреле рынок скакнул на целых 14%. Но значит ли это, что спрос на подобные машины в России будет идти вверх и дальше?

По мнению аналитиков, рост сбыта грузовиков обусловлен прежде всего фактором отложенного спроса. Использование грузовых автомобилей имеет принципиальное отличие от рынка легковушек – коммерческая техника является ключевым инструментом бизнеса. Ведь если простой автовладелец без своего транспортного средства может обойтись (скажем, отложить запланированную поездку в отпуск, начать пользоваться метро, повременить со сменой старого авто на новое), то руководители компаний не могут вечно тянуть с обновлением своего автомобильного парка. Выход из строя корпоративного транспорта грозит остановкой ключевых бизнес-процессов, а то и потерей доходов. Старый грузовик нельзя без конца чинить и одновременно интенсивно эксплуатировать, рано или поздно такая машина просто встанет и груз клиенту не доставят вовремя.

«Да, многие российские предприятия приостановили обновление своего парка грузовых автомобилей еще в 2014 году, когда резко увеличилась волатильность на рынке, – говорит генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. – Но полностью прекратить приобретение новых машин на столь длительный период корпоративные клиенты не могут. Поэтому на рынке сейчас вновь наблюдается подъем – как следствие отложенного спроса. К тому же дополнительным толчком к обновлению парков послужили различные государственные программы субсидирования, задачей которых является стимулирование спроса на новый грузовой транспорт».

На своем поле

Примечательно, что начинающимся подъемом рынка стремятся воспользоваться в первую очередь российские производители грузовиков. Как выясняется, кризис не только не сбросил их с первых строчек в рейтингах продаж, но и позволил укрепить свои позиции. Пока с большим отрывом лидируют российские КамАЗ, ГАЗ, а также белорусский МАЗ и марка «Урал». В частности, КамАЗ с показателем 9,2 тыс. машин продал в 9 раз больше автомобилей, чем самый успешный зарубежный производитель грузовиков компания MAN (1034 шт.).  А в сумме три российских производителя – КамАЗ, ГАЗ и «Урал» – сегодня занимают более половины всего рынка грузовых автомобилей.

И есть вероятность, что в ближайшее время их доля даже возрастет, поскольку спрос на отечественные грузовики опережает среднерыночные показатели. Так, в июне КамАЗ продал своих машин на 15,5% больше, чем годом ранее, а уже в июле и вовсе показал просто фантастический прирост – 33,3%. Что касается ГАЗа, то за первые семь месяцев продажи этого отечественного игрока остались приблизительно на прошлогоднем уровне. Но впечатляет рывок нового продукта нижегородского завода – модели «ГАЗон Next», продажи которой в 2016 году показывают более чем 40-процентный рост.

Курс – на модернизацию

Понятно, что успех отечественной продукции обусловлен прежде всего ее привлекательной ценой. Тут нужно учитывать и изначально более низкую стоимость российской продукции, и подскочившие курсы валют, из-за чего предприятиям стало уж совсем накладно покупать иностранные модели. Но вместе с тем следует отметить, что и российские компании не оказались убаюканными удачной конъюнктурой рынка, а начали активно обновлять свои модельные ряды.

Да, пока в верхних строчках рейтинга продаж у наших производителей числятся достаточно старые модели (например, КАМАЗы 6520, 6511, 4311), но в тех же Набережных Челнах сейчас идет тотальная модернизация продуктовой гаммы. Так, весной нынешнего года была начата сборка тяжелых грузовиков нового поколения с самосвальной платформой КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801 и КАМАЗ-65802, которые рассчитаны на работу в карьерах, в строительстве, сельском хозяйстве. Эти машины призваны заменить устаревшие самосвальные модели марки (того же нынешнего лидера продаж – «6520»). Они отличаются более комфортабельными кабинами, улучшенной подвеской, но главное – новым мотором Cummins, производство которого налажено совместно с американцами на берегах Камы. К основным достоинствам этого двигателя относятся малый вес, компактность, высокая мощность в сочетании с экономичностью, соответствие стандартам Euro 5. В компании предполагают, что в ближайшие несколько лет объем выпуска новых автомобилей превысит уровень производства старых самосвалов.

Весьма благосклонно встречена рынком и еще одна новинка от челнинцев – магистральный тягач КАМАЗ-5490, предназначенный для дальних перевозок. Ранее в этом сегменте доминировали исключительно зарубежные производители, теперь же россияне начинают их теснить: модель 5490 уже взобралась на восьмую строчку в общем рейтинге самых популярных грузовиков в России, а за семь месяцев года объемы продаж этой машины увеличились более чем впятеро, превысив показатель 1 тыс. штук.

Покупателей нового магистрального тягача привлекает в нем современная конструкция – автомобиль сделан в сотрудничестве со стратегическим партнером КамАЗа немецким концерном Daimler AG. Генеральный директор транспортного парка логистической компании «ПЭК» Дмитрий Иевлев рассказывает, что недавно его фирмой были приобретены эти автомобили, и даже после пробега 60 тыс. км каких-либо серьезных нареканий к «5490-й» нет. «У этой модели довольно современная, надежная начинка и конструкция, – говорит наш собеседник. – Так что вполне можно утверждать, что КамАЗ сделал магистральный тягач высокого уровня, который сопоставим с продуктами многих иностранных производителей».

Правда, если с объемами продаж у Камского автозавода дела обстоят неплохо, финансовые показатели компании пока еще провальные: согласно недавнему отчету, хотя выручка ПАО «КамАЗ» в первой половине 2016 года и выросла более чем на треть, убыток производителя увеличился почти в три раза и достиг отметки 1,9 млрд рублей. Тем не менее в компании намерены в ближайшее время исправить ситуацию – в частности, за счет оптимизации производственных расходов.

Надежда на возрождение

Однако не стоит думать, что будущее на российском рынке грузовиков есть только у отечественных автопроизводителей. В зоне положительной динамики ряд последних месяцев находится бизнес и таких брендов, поставляющих или производящих в нашей стране грузовики, как Mercedes-Benz, MAN, Scania, Volvo. Причем некоторые из них по-прежнему делают ставку на развитие своих производственных мощностей в России.

В целом же игроки этого сегмента рынка рассчитывают, что тренд на его подъем в ближайшей перспективе сохранится, а по итогам нынешнего года сбыт грузовых автомобилей даже выйдет в плюс. При этом, разумеется, все понимают, что на одном только отложенном спросе далеко не уедешь, а долгосрочная стабилизация спроса зависит от общего состояния российской экономики. Когда бизнес будет уверен в завтрашнем дне, то, соответственно, охотно станет делать значимые инвестиции, в том числе и в обновление транспортных парков.

В связи с этим многие с надеждой ожидают крупные инфраструктурные проекты, связанные с госзаказом. К примеру, грядущий чемпионат мира по футболу, подготовка к которому может дать импульс строительству и грузоперевозкам, тем самым подстегнув спрос на грузовой транспорт. Осторожный оптимизм вызывают и признаки оживления отдельных секторов транспортного бизнеса. Так, по словам Олега Коробкина, директора по операциям транспортно-логистической компании DPD, на рынке услуг автоперевозок сейчас весьма активно развивается сегмент, связанный с интернет-торговлей. Он тоже может стать одним из движителей спроса на коммерческие автомобили.  

Вам понравилась эта статья?


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9