Охранная грамота
Логотип Hyundai

О Hyundai I40

По-русски

Хендай

Тест-драйвов
6 (все тесты)
Двигателей
4 (открыть)
Комлектаций
15 (открыть)
Последнее поколение
II (открыть)
Отзывов на сайте
4 (прочитать)
Цены
от 1 079 000
до 1 619 000

Россия – большой дом для многих народов, чьи традиции и культура заслуживают внимания и изучения. Этой цели мы вместе с брендом Hyundai решили посвятить серию собственных “этнографических” экспедиций. Первым стало путешествие в Чувашию

Упоминания о некоторых из российских народов нет-нет да и мелькнут в новостях, о других не вспоминают годами. Ко второй категории можно отнести чувашей – несмотря на относительную многочисленность (около 1,5 млн человек) и “центровое” расположение республики (она граничит с Нижегородской и Ульяновской областями, Республикой Марий-Эл, Татарстаном и Мордовией), об этом регионе слышишь крайне редко. А зря, ведь у чувашей есть не только плодородные приволжские земли, но и богатые культурные и национальные традиции. С ними мы и решили познакомиться поближе.

Про дорогу и дороги

Но сначала туда надо добраться. Ехать относительно недалеко, меньше 700 км, но слухи о чувашских дорогах насторожили нас еще до старта. Забегая вперед, скажем: опасения оказались не напрасными, хотя началось путешествие неплохо. Мы быстро обжились в салоне Hyundai i40, благо этот седан бизнес-класса отлично приспособлен для комфортного перемещения в пространстве. Сумки свободно разместились в объемном багажнике, а мы оценили простор салона, качество его отделки и удобство кресел. Правда, реализовать тягу 178-сильного 2-литрового бензинового мотора, агрегатированного с современным 6-диапазонным “автоматом”, долго не удавалось – Горьковское шоссе в Подмосковье пронизывает множество населенных пунктов, да и камер там понаставили огромное количество. Но постепенно вырываемся на оперативный простор, где можно насладиться и динамикой, и внятным рулевым управлением, и неплохой шумоизоляцией машины.

Путь до Нижнего Новгорода преодолели в ровном, спокойном, но не медленном темпе. Еще несколько десятков километров езды по великолепной объездной дороге, и… пришло время испытаний. На подъезде к городу Кстово вынуждены загодя закрыть все окна и блокировать приточную вентиляцию. Если этого не сделать, рискуешь задохнуться от удушливого запаха, источаемого огромным нефтеперерабатывающим заводом.

К счастью, ехать “замурованными” приходится недолго – уже через полсотни километров можно впустить в салон свежий воздух. Но тут новая напасть: дорожное покрытие стремительно портится, и i40 все чаще тяжело содрогается при преодолении глубоких трещин. Приходится сбавлять скорость, все-таки подвеска этого бизнес-седана “заточена” в первую очередь под нормальные городские дороги, а для борьбы с местными ухабами ей не хватает длинных ходов и энергоемкости. Впрочем, не нужно записывать эту характеристику автомобилю в минус: асфальт тут до такой степени щербатый, что быстро и комфортно ехать по нему не в состоянии никто!

Но вскоре выяснилось, что это были лишь цветочки, а ягодки начались уже в Чувашии. Тут множество зон ремонтных работ, но легче от этого не становится – местами встречаются настолько разбитые участки, что скорость приходится снижать до 40, а то и 30 км/ч. И надо отдать должное Hyundai: несмотря на трудное испытание, он смог обеспечить нам приемлемый (для такой трассы) уровень комфорта.

Но вот наконец и цель путешествия – Чебоксары, столица республики. Поначалу город производит приятное впечатление: чистые улицы, свежевыкрашенные дома, аккуратные скверики. Но вскоре замечаем, что тут есть свои “зоны”. Например, если свернуть в сторону от Московского проспекта, попадешь в новые спальные районы, которые не столь уютны и ухожены. Лучше вернемся в центральную часть города – она настолько приятна, что так и тянет остаться тут насовсем. Тем более что есть и замечательная зона отдыха – огромная, закрытая для автомобилей площадь у залива, где много небольших кафе и аттракционов для детей. Здешние жители рассказывают, что летом тут яблоку негде упасть – съезжается весь город, причем семьями.

Кстати, о людях. С первого взгляда заметно, что чуваши отличаются каким-то мягким добродушием. Ходят неспешно, с чувством собственного достоинства, интересно последить и за их речью. Во-первых, сразу замечаешь легкий, но очень характерный акцент и интонации. Во-вторых, в разговорах встречаются забавные свидетельства осознания принадлежности к чувашскому народу. Например, большинство местных жителей говорят не просто “у нас в Чувашии”, а “у нас в республике”! Даже становится завидно: в Москве сегодня такой гордости за свою родину в обыденной речи не услышишь... Впрочем, пора познакомиться с культурой и традициями чувашского народа.

Про пиво

Не спешите обвинять нас в рекламе алкоголя и пропаганде нетрезвого образа жизни! Просто для чувашей пиво, или сара (с ударением на первый слог), – весомая часть традиций и культуры. Так говорят старожилы, да и интересная экспозиция в чебоксарском музее пива подтверждает сей факт. Как утверждают историки, в былые времена только самый бедный двор не имел оборудования для приготовления пенного напитка и каждая семья стремилась варить его как минимум к праздникам или семейным торжествам. Есть даже присказка: там, где пиво, должны быть порядок, красота и опрятность.

Причем чуваши издавна варили пиво разной крепости. Для праздничного застолья и семейных пиров готовили крепкий, сильно опьяняющий напиток, а “на каждый день”, наоборот, легкий. Его пили для утоления жажды, заменяя квас, и даже детям наливали, предварительно, правда, сильно разбавив водой и добавив сахара.

Помимо собственно пива чуваши готовили и другие традиционные напитки. Так, крепкую медовую бражку карчаму делали из хмелевого отвара, разбавленного медом. Более распространенный сим пыл (ставленный мед) варили из пчелиного меда с добавлением хмелевых дрожжей, затем долго выдерживая в закупоренной дубовой бочке. Существовал и сладковатый безалкогольный напиток максама, который готовили без хмеля и дрожжей. Правда, от него чуваши постепенно отказались, а словом “максама” стали называть еще не перебродившее обычное пиво. Другой безалкогольный напиток, шерпет, делали из меда, растворенного в пяти-шести частях кипяченой воды. Поначалу он был обязательным при обрядовых молениях, позднее его стали использовать как приправу к киселям, кашам, толокну. Кстати, упоминание о нем нередко встречается в местном фольклоре – с ним сравнивают хорошую, вкусную воду.

Про кухню

Как можно изучать традиции народа, не познакомившись с национальной кухней? Благо, в Чебоксарах такая возможность есть: например, в самом центре города, неподалеку от залива, есть ресторанчики, меню которых состоит из сугубо национальных блюд. Более того, одно из заведений позиционируется не иначе как “музей национальной кухни”. Устоять от соблазна посетить его мы, естественно, не смогли.

И ничуть не пожалели! Во-первых, тут царит приятная, легкая атмосфера. Ее создают многочисленные детали: необычные статуэтки и украшения, книги, посвященные чувашской культуре и кухне. Но главное – это, конечно, вкусная еда! Порадовали нас небольшие лепешки с чесночным маслом и маленькие пирожки хуплу. На высоте оказался и суп какай-шурпи с несколькими видами мяса, пшеном и луком. А какие вкусные традиционные соленые вареники с творогом и зеленым луком! Но, пожалуй, самым впечатляющим блюдом стал тултармыш – жареные колбаски из нежирной баранины.

Впрочем, у нас все равно оставались некоторые опасения: часто бывает, что в подобных, ориентированных на туристов заведениях выдают собственные блюда за национальные. Чтобы развеять сомнения, решили обратиться к местным старожилам. Один из знатоков чувашской национальной кухни, Римма Значкова, подтвердила: мы действительно отведали традиционные блюда. Впрочем, по ее словам, в основе чувашской кухни не какие-то конкретные кушанья, а… принцип раздельного питания. Поэтому тут абсолютно непопулярны, например, салаты – их чуваши заменяют простым ассорти из нарезанных, но не смешанных овощей.

Кстати, мы чуть не забыли о сладком! А ведь современные чуваши очень гордятся продукцией местного кондитерского завода “Акконд”, чьи фирменные магазины разбросаны по всей республике. Зайти туда и правда стоит: богатейший выбор свежих конфет на любой вкус не оставит равнодушным даже самых ярых противников таких лакомств!

Про культуру и традиции

Чтобы лучше узнать особенности национальной чувашской культуры и традиции этого народа, можно пойти по привычному пути: отправиться в местный краеведческий музей.  В Чебоксарах это Чувашский национальный музей. В трех его залах вы найдете экспонаты, посвященные истории республики, ее географии, флоре и фауне. Увы, традициям и народным промыслам здесь уделено не так много внимания. А ведь они представляют немалый интерес, да и чуваши старательно хранят свое наследие. Чтобы убедиться в этом, мы отправились в расположенный неподалеку городок Кугеси с целью посетить… детский сад! Дело в том, что нам предложили взглянуть на одно из образовательно-развлекательных представлений, посвященных истории национального чувашского костюма. Их в местных детских садах и школах проводит художественная группа под управлением заслуженного работника культуры Чувашской Республики, мастера национальных украшений и головных уборов, лауреата многих конкурсов Зинаиды Вороновой.

Надо сказать, что поначалу к этой идее мы отнеслись скептически – как правило, на подобных мероприятиях интересного бывает мало. Но не в этот раз! Детишек тут развлекали не только национальными песнями и танцами, но и весьма интересным и доходчивым рассказом о традиционных костюмах чувашского народа. Кстати, переодетые в них воспитательницы выглядели весьма эффектно: расшитые орнаментом платья, богатые украшения, нарядные головные уборы. Обо всем этом удалось узнать много любопытного. Например, что основой чувашского костюма была белая рубаха кепе из конопляного холста. Ее украшали вышитыми узорами – нагрудными розетками кеске и ромбовидными фигурами сунтах. Впрочем, такие наряды были распространены не у всех чувашей: низовые чуваши предпочитали рубахи из домотканого холста в синюю или красную клетку, украшенные нашивками из ситца. Поверх повязывали фартук черситти с орнаментом или белый фартук саппун с нагрудником.

Отдельного упоминания заслуживают национальные головные уборы. Чувашские девушки носили круглые шапочки тухья, украшенные бисерным шитьем и серебряными монетками. Замужние же женщины в обычные дни носили сурпан – белую полосу тонкого холста, концы которой закидывали на плечи или за спину. Ну а в выходные надевали богато украшенный монетками и орнаментами головной убор хушпу. Мужчины же по праздникам носили белый халат с вышитым по краям узором. После такого “шоу” возникла уверенность: именно благодаря подобным познавательным мероприятиям чувашам удается не растерять свои традиции, сохранить культурное наследие. Ведь во время представления актеры говорили с маленькими зрителями как на русском, так и на чувашском языке.

Про ЖЗЛ

Признайтесь, многих ли чувашей вы знаете? Вопрос, как говорится, на засыпку. А ведь в Чувашии родились такие известные личности, как летчик-космонавт Адриян Николаев, заслуженный артист России Станислав Садальский, конструктор-оружейник Алексей Судаев. Но, пожалуй, самым известным представителем этой земли нужно признать знаменитого красного командира и героя многочисленных анекдотов Василия Ивановича Чапаева! Да-да, того самого! Ведь он появился на свет 28 января 1887 г. в деревне Будайка Чебоксарского уезда (в 1940 г. она вошла в черту разросшегося города). Правда, вскоре после его рождения семья переехала в село Балаково Николаевского уезда Самарской губернии.

В молодости Чапаев был простым фельдфебелем, но после революции примкнул к большевикам и быстро пошел в гору: в 1919 г. его назначили комбригом Особой Александровско-Гайской бригады, затем – командиром 25-й стрелковой дивизии, участвовавшей в Бугульминской и Белебеевской операциях против армии генерала Колчака. Но 5 сентября того же года неподалеку от города Лбищенск Василий Иванович погиб. Обстоятельства его смерти по сей день вызывают споры. Некоторые историки не верят в версию, что Чапаев скончался от потери крови, пока его перевозили через Урал на плоту. Они утверждают, что он остался в живых, но потерял память и провел остаток жизни в безвестности в Казахстане.

По всему видно, что Василий Иванович был пусть и не рядовой, но и не выдающейся личностью. Однако в советские времена умели создавать героев. Так вышло и с Чапаевым – его имя вписали в учебники истории, а в 1974 г. в Чебоксарах открыли и музей В. И. Чапаева, дополнив его сквером, памятником и мемориальной стеной с барельефами. Вдобавок привезли тот самый (по крайней мере, так рассказывают посетителям) дом, где родился будущий комдив. Так что если желаете узнать советскую версию биографии этого уроженца Чувашии, можете посетить это, безусловно, интересное место.

Постепенно время нашей экспедиции подошло к концу. Мы вновь “с боями” преодолевали разбитые дороги Чувашии, а затем опять выехали на нормальное шоссе, где смогли в полной мере насладиться комфортом и динамикой бизнес-седана Hyundai i40. Плюс привезли воспоминания о чувашском народе, умеющем жить без ненужной спешки и не привлекать излишнего внимания, сохранившем свой язык, культуру и традиции. На наш взгляд, многим россиянам есть чему поучиться у этих замечательных людей! 

Редакция благодарит исследователя-энтузиаста Екатерину Семенову за помощь в подготовке материала.

Краткая справка

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения чувашей. Большинство источников утверждает, что это народ тюркской группы, однако до недавнего времени была популярна и теория о его финно-угорском происхождении. Чуваши делятся на три этнографические группы: верховые чуваши (“вирьял”, или “тури”), живущие на северо-западе Чувашии; средненизовые чуваши (“анат енчи”), живущие на северо-востоке республики; низовые чуваши (“анатри”), живущие на юге Чувашии и за ее пределами.
Помимо русского в Чувашии используют и собственный язык, являющийся представителем булгарской группы тюркских языков. Среди верующих чувашей больше всего православных христиан, но есть и мусульмане, и приверженцы традиционных верований. По данным последней переписи, около половины из 1,5 млн чувашей живут на территории самой республики, остальные равномерно расселились по России, но небольшие группы чувашей есть в Узбекистане, Казахстане и на Украине.

Вас заинтересует:

Вам понравился этот тест-драйв?

Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках



Модели в этом тест-драйве

Hyundai I40

2012 - сегодня

1 079 000 руб.

Поколений
2 смотреть
Класс
Средний
Кузов
седан 4-дв., универсал 5-дв.
Тест-драйвов
6 смотреть
Отзывов
4 смотреть
Технические характеристики

Сделано тест-драйвов:

2 0 8 6