Вы таки знаете, кто такой Моисей Гинзбург? Если не знаете или, вдруг, забыли, то я вам напомню. Моисей Гинзбург – голова, как наверняка сказали бы черноморские «пикейные жилеты» из «Золотого теленка». Ну, а если серьезно, то М.Я. Гинзбург – знаменитый советский архитектор, считающийся одним из основоположников стиля конструктивизм

Среди самых известных его творений, легендарный дом Наркомфина на Новинском бульваре. Пока он еще не завалился, можно сходить и посмотреть. Там есть на что! Это здание, спроектированное в конце 20-х годов прошлого века представляет собой, так называемый, дом-коммуну. Фаланстер, если по-научному. В то время считалось, что строить новый быт в старых архитектурных пространствах невозможно. Вот и придумали дома нового типа, в которых люди могли бы приучаться к коллективизму, освободившись от домашнего быта и мелкособственнических предрассудков.

Квартиры в таких дома, представляли собой жилые ячейки, предназначенные, по большому счету, только для ночлега обитателей. Все остальное время обитатели фаланстеров, по задумке авторов проекта, должны были проводить в специально обустроенных общественных пространствах. Общественным было все, начиная от просторных холлов для проведения досуга, столовой, которую обслуживала специально построенная фабрика-кухня, и заканчивая банно-прачечным комплексом со всеми удобствами. А что, логично же! Зачем прогрессивному строителю светлого будущего тратить свои бесценные силы и время на стирку штанов или чистку картошки для ужина? Долой все это мещанство! Грязную одежду можно отдать в прачечную, душ лучше принимать в общественной бане, а сытный и полезный завтрак, с отмеренными на весах калориями, вам приготовит специально обученный повар. Красота, да и только!

Впрочем, раковины и краны с водой в квартирах фаланстера все же были. Вот это-то, видимо, и сыграло роковую роль в судьбе перспективного проекта. Современники рассказывают, что едва ли не большинство жильцов дома-коммуны, не смотря на всю свою прогрессивность, предпочитало мыться у себя в ячейках, как-то угнездившись над этой самой раковиной. А еду, пусть даже и взятую на фабрике-кухне, разогревать на собственном примусе и есть за закрытой дверью, в кругу семьи. Короче, коллективизм никак не прививался. Даже более того, от просторных общественных холлов каждый намеревался отгородить себе маленькую частную клетушку для хранения картошки и прочих мелкобуржуазных надобностей. Мелкособственническое явно брало верх над коллективным.

В итоге идея не прижилась. Фаланстер на Новинском бульваре многократно перестраивался, пока окончательно не пришел в упадок. Подобных проектов, которые в конце концов постигла та же участь, в те времена хватало. Причем, не только в Москве, но и в других городах и даже странах. Просто дом Наркомфина, пожалуй, наиболее известный и показательный среди них. К тому же, он до сих пор стоит и на него можно сходить посмотреть, чтобы убедиться в правдивости моих слов. Кстати, это памятник архитектуры, один из лучших образцов советского конструктивизма, занесен, отмечен, удостоен… Правда, государством, похоже, не охраняется. Впрочем, я сейчас не об этом.

Как вы думаете, что же заставило меня на страницах автомобильного ресурса рассказывать вам об истории архитектуры? Причина была. На днях мне на глаза попалась новость, в которой утверждается, что уже к 2030 году количество частных автомобилей в США уменьшится на 80%. По крайней мере, так обещают эксперты американского исследовательско-аналитического агентства Rethink X. Они утверждают, что люди массово пересядут на беспилотные таки и арендованные в рамках всевозможных программ каршеринга автомобили. Это, мол, позволит им сэкономить и время, и силы, и средства. А, правда, зачем тратить деньги на покупку автомобиля, содержать его, платить налоги, беспокоится о сервисе и парковке, когда можно легко, просто и недорого воспользоваться общественной машиной? Логично? Вполне. Только очень уж напоминает мне идею фаланстеров, тоже предполагавших освободить своих обитателей от всех бытовых проблем.

Не получилось. Например, в США, где подобных коммун тоже было немало, но судя по данным статистики, ни одна из них не просуществовала более десяти-двенадцати лет. А потом частное, все равно, взяло верх над общественным. Ну не хотят люди жить в коммуналках. Сколько коллективизма им не прививай, а не хотят. Также, как не хотят и ездить в общественном транспорте.

Почему? Ответ на этот вопрос прост. И дело тут не только в том, что в человеческой природе заложено чувство собственника. Кстати, не только в человеческой, даже моя собака знает, что у нее есть свои собственные игрушки и очень неодобрительно относится к тем, кто покушается на ее право собственности. Помимо этого, не надо сбрасывать со счетов и тот факт, что мы привыкли ощущать свой автомобиль органичным продолжением своего дома, своего личного ограниченного и защищенного, как нам кажется, пространства. Мы, по сути своей, улитки. Или, например, черепахи. Правда, в отличии от них, выйти из своего панциря на люди мы, конечно же, можем, но стараемся без острой необходимости этого не делать. Некомфортно как-то снаружи. Некомфортно, простите за тавтологию, даже в самом комфортабельном автобусе. Или в такси. Или в каршеринговом автомобиле.

Впрочем, мир быстро меняется. Меняются наши привычки и предпочтения. Кто его знает, может быть, лет через десять нам наконец-то внушат, что комната в общежитии гораздо лучше отдельной квартиры, а каршеринговый автомобиль – предпочтительнее личного. Вот тогда-то прогнозы экспертов Rethink X и начнут сбываться. Но я в это не верю. Думаю, что все будет иначе. Лет через десять, двадцать, а лучше, тридцать, мы сами, без всяких внушений, начнем понимать, что отдельное жилье с собственной кухней, персональный душ и, прошу прощения, индивидуальный ватерклозет нам просто не по средствам. В новом мире, который мы с вами строим, подобная роскошь будет доступна только избранным. Также, как и частные автомобили. Всем остальным – велосипеды и фаланстеры. И, что важно, на этом витке эволюции мы их выберем сами, отнюдь не по идеологическим, а чисто по экономическим соображениям. А популяризация общественного транспорта, каршерингов и прочих райдшерингов уже заранее готовит нас к этому выбору. Надеюсь, что это будет еще не скоро…

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 3 7 4