На воздушном океане
Без руля и без ветрил
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил.
(М.Ю. Лермонтов)

Ветрила, если вы не знаете, это паруса. Но обходиться в повседневной жизни без них мы уже давным-давно научились. А, вот, без руля все никак не получается. И. думаю, что еще долго не получится!

«Ну как, скоро ли мы станем ездить на автопилоте?» - такой вопрос мне постоянно задают люди, достаточно далекие от автомобилестроения. Я уже устал рассказывать им всем одно и тоже, поэтому решил сделать это, так сказать, централизованно. Итак, отвечаю: не скоро! Настолько не скоро, что я всерьез опасаюсь не дожить до этого чудесного времени. На чем, спросите, зиждется мой пессимизм?  На информированности! Помните старую шутку о том, что пессимист – это хорошо информированный реалист? Вот, и тут та же история.

Лично мне тоже очень хотелось бы, выйти вечерком из редакции, купить в ближайшем магазине бутылочку пива, и, плюхнувшись в мягкое кресло своего автомобиля, нажать одну единственную кнопку «домой». Я бы обязательно сделал ее самой большой на панели и обязательно красной. Чтобы не промахиваться мимо нее после любого количества пива или каких-нибудь других вкусных напитков! Но все прообразы автопилотов будущего, которые существуют на сегодняшний день, настолько далеки от идеала, что их даже сложно воспринимать всерьез. Намеренно не стану называть ни марок, ни моделей – зачем понапрасну обижать разработчиков, они-то, как раз, старались. И продолжают стараться. В отличии от маркетологов, которые явно поспешили выводить откровенно сырой и даже порой опасный продукт на рынок.

Почему опасные? Хотя бы потому, что все без исключения системы, способные хотя бы частично взять на себя управление автомобилем, далеко не всегда работают корректно. Нет, где-нибудь на полупустом европейском или американском хайвэе активный круиз-контроль, который и следует считать прообразом полностью автономного автопилота будущего, работает неплохо. Выставил максимальную скорость, «сел на хвоста» какому-нибудь попутному автомобилю и едешь себе, ни о чем не думая. Радар отслеживает расстояние до впередиидущей машины и следит за тем, чтобы оно оставалось безопасным. Все, что требуется от водителя, это слегка перебирать пальцами руль и ковыряться (по желанию) в носу. Лидер замедлился, и мы автоматически притормозили, ускорился – мы догоняем. Ушел в сторону – едем дальше, пока не упремся в очередного попутчика. Идиллия!

Но так происходит ровно до тех пор, пока машин мало. Или, пока вы не пытаетесь воспользоваться этим чудом техники в Москве. Держать максимально короткую дистанцию электроника не приучена. Это логично, автомобиль-то не знает, что у него окажется под колесами в тот момент, когда придется тормозить. Вот, и не может высчитать тормозной путь с точностью до сантиметра. Поэтому страхуется, держась, на всякий случай, подальше. А у нас ведь как бывает – как только разрыв становится достаточно велик, чтобы в него поместился другой автомобиль, тут же туда кто-то перестраивается. Радар замечает этого «кого-то» в последний момент, обычно, как только тот занимает ваш ряд больше чем наполовину. Компьютер понимает, что скорость большая, а дистанция непозволительно маленькая, и начинает экстренно тормозить. Быстро, жестко и решительно. Бывает, что до искр из глаз из глаз водителя и синяков на ребрах от ремней безопасности. Неприятно, но это, поверьте, еще лучший вариант развития событий. Будет хуже, если на ваше экстренное торможение не успеет отреагировать тот, кто едет следом за вами. Тогда еще вам будет обеспечен и удар по затылку подголовником. Со всеми вытекающими черепно-мозговыми последствиями…

Бывают и ситуации, когда в самый ответственный момент электроника капитулирует и, расписываясь в своем бессилии, передает управление водителю. Мол, не смогла я, попробуй сам выкрутиться. Хорошо, если водитель наготове, а если нет? Задумался, расслабился, в носу заковырялся? Поэтому, активируя во время тестов очередную подобную систему, я обычно сижу как на иголках, готовый в любой момент взять управление и, соответственно, всю вину на себя. Какой же это автопилот, когда с ним нервничаешь больше, чем без него?

Недавно один известнейший автопроизводитель вывел на рынок новую модель, оснащенную автоматикой очередного поколения. Она умеет уже не только следовать за впередиидущим автомобилем, но и обгонять его. А также сама удерживает машину в своем ряду, слегка доворачивая руль на нужный угол. Супер! Как это работает на практике? Еду бросив руль, стиснув зубы и прижав потные ладони к коленям. Дорога уходит левее: повернет, не повернет? Да или нет? Опыт подсказывает, что уже пора чуть притормозить и начать принимать левее. Пора! Совсем пора! Ну?! Уф, вроде поворачивает, но делает это явно резче, тем сделал бы я сам. Значит снова нервничаю. Попробуем обгон. На ровном и, от греха подальше, пустом участке дороги догоняю какого-то тихохода. Упираюсь в него сзади. Напряженные руки лежат на коленях. Поднимаю руку и, не трогая руль, включаю поворотник. Автомобиль понял команду! Перестраивается левее, попутно (я надеюсь) убедившись, что в этом ряду никого нет, и ускоряется. Ура, получилось! Обгон завершен. Жаль, только, в свой ряд обратно не возвращается.

Пробую еще раз. Все тоже самое, ситуация полностью аналогичная, но на этот раз мигаю поворотником вправо. Маневр начинается, а я с интересом слежу, как мой автомобиль самостоятельно уходить правее, еще правее… пересекает один ряд, другой, съезжает на обочину. Хватит, перехватываю руль и возвращаю машину на дорогу. Что-то пошло не так. Что? Даже не знаю. Может электроника не смогла считать присыпанную пылью разметку, может заходящее солнце ослепило видеокамеру, может еще что-то. Не важно. Важно, что система ненадежна. И лично я бы, на месте соответствующих органов, был бы категорически против ее использования на дорогах общего пользования. В поворот машина, кстати, тоже попадает не всегда. По моим наблюдениям где-то раза четыре из пяти. Ошибается чуть-ли не каждой второй развилке, а самостоятельно проехать круговое движение (даже при полном отсутствии других машин) ей удалось только один раз.

Я понимаю, как сложно предусмотреть все возникающие на дороге ситуации, предугадать все проблемы и отфильтровать все помехи. Инженеры работаю над этим. И когда-нибудь их труд увенчается успехом. В этом я ни минуты не сомневаюсь! Но зачем привлекать к опытно-конструкторским работам этому нас, простых автомобилистов? Мы не профессиональные испытатели, чтобы участвовать в исследованиях, по совершенствованию автоматических систем управления. Даже отчаянным добровольцам, которые соглашаются тестировать на себе лекарства, косметику и всевозможные пищевые добавки, платят деньги. Порой не такие уж и маленькие. С автомобилистов же, наоборот, деньги берут. Для того, чтобы принять участие в небезопасном для жизни эксперименте, придется еще и доплатить. Немало доплатить. Если быть точным, то у нас в России система, про которую я только что рассказывал, стоит 180 000 руб! И при этом она не всегда работает. Может, лучше бы совсем не работала? Даже не знаю, какой вариант предпочтительнее.

Тем не менее, менеджеры в автосалонах и представители автомобильных гигантов продолжают взахлеб рассказывать нам о том, как все здорово и безопасно. Иногда даже показывать. В распоряжение моих коллег как-то случайно, по чьему-то недосмотру, попала инструкция для дилеров, регламентирующая то, как надо демонстрировать клиентам работу штатных систем безопасности. Там было написано и то, как и куда ставить имитирующий пешехода надувной манекен, и то, какой стороной поворачивать его к автомобилю, и температура окружающей среды, и влажность, и освещенность, и состояние дорожного покрытия…

Если скрупулезно соблюсти все эти требования, то система гарантированно сработает. Выходит, что в противном случае, в эффективности своего продукта не уверен даже сам производитель. Но продукт-то продается! За деньги! И допускается на дороги общего пользования. Я же говорю, идет эксперимент. Эксперимент над нами. А разработчики потирают руки, собирают статистику и анализируют произошедшие коллизии.  И что с того, что опыты на людях во всем цивилизованном мире давным-давно запрещены? Автопроизводителям нужна наша добровольная помощь. Наши деньги на продолжение разработок, наши нервы и, порой, наши жизни. Не хотите жертвовать собой на благо науки? Ну, дело ваше. Имеете право. Тогда и полностью автономных автопилотов в ближайшее время не ждите. Не прогрессивные вы какие-то…

Вам понравилась эта статья?


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9