Долгие 850 км, отделяющие Москву от Саратова, не покажутся затяжной дистанцией, если воспользоваться для переезда и перевозки груза итальянским фургоном Fiat Ducato.
Саратовцы недолюбливают “Горе от ума” Александра Грибоедова из-за знаменитых строк: “В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!” Ведь даже в начале ХIХ века, когда была написана легендарная комедия, город, расположившийся на полпути от Царицына (ныне – Волгоград) до Самары, едва ли можно было назвать деревенской глушью. Сегодня же Саратов хоть и не дотягивает до статуса города-“миллионника”, является крупным культурным, экономическим и образовательным центром. В исторической части сохранились многочисленные храмы, купеческие и дворянские дома, так называемые казенные здания начала позапрошлого века. Панорама города, вытянувшегося вдоль правого берега Волгоградского водохранилища, величественна, как сама Волга. К слову, на гербе Саратова в геральдический щит “вписаны” три серебряные стерляди, характеризующие его как место, славившееся рыбными богатствами.
Однако правда и то, что, как и большинство российских мегаполисов, Саратов погряз в хлопотах и проблемах: точечная застройка, уродующая исторический центр, заторы вполне московского калибра, проблемы с реставрацией архитектурных достопримечательностей. А еще в 2012 г. Саратов вошел в тройку городов с наихудшим состоянием дорог по версии Google. Как бы то ни было, я должен был отправиться из столицы в Саратов, причем совершить этот марш-бросок на фургоне Fiat Ducato, который оказался в распоряжении редакции на несколько месяцев.
Такая идея возникла не спонтанно. В этом городе родился и провел детство мой коллега. Вместе мы загрузили Ducato самой разной утварью – в недрах автомобиля исчез старый холодильник, телевизор, стол, прочая мебель. Вы наверняка догадались: все это хозяйство переправлялось родственникам. Не буду вдаваться в бытовые подробности, но замечу, что автомобиль загрузили прилично. К снаряженной массе под 2 т прибавилось еще как минимум 600 кг, причем, приняв во внимание саратовские неидеальные дороги, мы старательно зафиксировали поклажу штатными крепежными ремнями.
Чтобы избежать пробок, стартуем из столицы в четыре утра. Сонливо, но недосып с лихвой окупился. Какие-то минуты по пустынным московским дорогам, и вот уже МКАД, а потом и Новорязанское шоссе, по которому “в темпе вальса” добираемся до Рязани. На этом этапе груженый Ducato чувствует себя как рыба в воде. На крейсерской скорости 120 км/ч “итальянец” идет как по рельсам, не требуя подруливаний и не реагируя на колейность и прочие изъяны трассы. Разве что дорожные стыки и ямы звучно передаются на кузов. Не сильно досаждает и парусность, хотя при обгоне и проезде встречных фур все же приходится крепче сжимать руль. На сильно разбитых дорогах уже в окрестностях Саратова сбрасываем скорость, дабы не допустить пробоев подвески, энергоемкости которой подчас не хватает. Все-таки Ducato – это не внедорожник.
Турбодизель Multijet объемом 2,3 л, развивающий 120 л.с., в очередной раз порадовал тяговитостью и эластичностью. Груженая машина легко стартует даже на подъемах и уверенно набирает скорость на прямой. При этом на высоте и экономичность. На трассе бортовой компьютер информировал о расходе солярки на уровне 10,5 л/100 км. Не менее важно, что Ducato, даже основательно загруженный, умеет эффективно замедляться. Ход средней педали великоват, но торможение получается уверенным и предсказуемым. К слову, ABS и EBD (система электронного распределения тормозного усилия) входят в стандартное оснащение, а за доплату можно установить систему стабилизации ESP.
Коллега, тот, по просьбе которого я отправился в грузовой рейс, настоятельно рекомендовал: обязательно найди в Саратове церковь-часовню “Утоли моя печали”, построенную в начале прошлого века архитектором Петром Зыбиным. Следую совету и обнаруживаю в городском центре необычное сооружение. Церковь, созданная под явным влиянием московского храма Василия Блаженного, представляет собой редкий синтез камерности и модерна. Причем в советское время это архитектурное чудо не тронули, разве что в 60-е годы по распоряжению были сняты кресты. Ну и, разумеется, как и многие другие храмы, церковь продолжительное время использовалась не по назначению – в ее стенах действовал планетарий. Видимо, потому, что “космонавт № 1” Юрий Гагарин учился в Саратовском индустриальном техникуме, оттачивал летные навыки в Саратовском аэроклубе, а облетев Землю на корабле “Восток”, приземлился в Саратовской же области. В память об этом ему возведен памятник. Хотя работа скульптора Юрия Чернова не всем пришлась по вкусу: многие считают, что у бронзового изваяния непропорционально большая голова.
Следующий пункт маршрута – городской центр, куда на Ducato лучше не въезжать. Помехой станут тесные улочки с односторонним движением и ограничения на движение крупногабаритного транспорта. Спешиваюсь и отправляюсь на осмотр наиболее интересных объектов. Оставив позади здание консерватории, напомнившее о мире сказок Гофмана, продвигаюсь к улице Московской. Там на Театральной площади доминирует Саратовский академический театр оперы и балета. Здание, построенное на месте сгоревшего в 1865 г. деревянного театра, напоминает с фасада столичный Большой. Впрочем, как писала саратовская пресса ХIХ века, “наружным видом наш театр походит на один из театров Вены, а его внутреннее устройство уподоблено Малому театру в Москве”.
На той же Московской (улица проходит от Волги через всю центральную часть города) внимание привлекает первое в Саратове автомобильное депо с модернистским барельефом в виде ретромобиля, несущегося по брусчатой мостовой. Здание, построенное в 1887 г., принадлежало владельцам зеркальной фабрики Седову и Борисову-Морозову. В 1913 г. дом приобрели заядлые автомобилисты Соколов и Иванов, которые устроили здесь первый в городе автомобильный гараж, где машины не только “ночевали”, но и ремонтировались и сдавались в аренду. Хотя еще более причудливым кажется дом по улице Гоголя, один из эркеров которого напоминает по форме перевернутую бутылку.
Еще одна достопримечательность – парк культуры и отдыха “Липки”, один из старейших в городе. Это излюбленное место отдыха саратовцев, разместившееся на территории почти 5 га. Парк огибает полукругом стадион “Динамо”. Его главный вход расположен на площади Чернышевского, откуда начинается главная улица областного центра – проспект Кирова. Интересно, что в советское время аллеи парка украшали памятники Горькому, Марксу, Ленину и Сталину. Сегодня же на территории по понятным причинам остались лишь бюст Пушкина и монумент юным морякам-саратовцам.
Еще одна парковая площадка, до которой мы добрались на Ducato, парк Победы на Соколовой горе – настоящий музей под открытым небом. Помимо пары сотен экспонатов военной техники здесь также имеются многочисленные композиции. Самая известная, ставшая одним из символов города, – 40-метровая стела “Журавли”, воздвигнутая по проекту архитектора Юрия Менякина в 1982 г. и символизирующая души погибших солдат. Рядом оборудована смотровая площадка, с которой открывается вид на Волгу и центральную часть города. А еще в парке Победы имеется Музей боевой славы, любопытная экспозиция сельхозтехники и этнографический музей “Национальная деревня”. Последний проект, запущенный в 2003 г., довольно интересен. Здесь воссозданы жилые постройки народностей, представленных в разное время на Саратовской земле. Русское и белорусское подворья, башкирская юрта, армянский, азербайджанский и грузинские дворы, узбекский кишлак и казахский аул воспроизведены со скрупулезной точностью. А в здешнем кафе, разумеется, можно отведать блюда той или иной национальной кухни.
Наконец, эта зарисовка была бы неполной без упоминания Волги, великой реки, присутствующей на городском гербе в виде его синего фона. Еще в прошлом веке саратовцы называли Волгу кормилицей, но сегодня рыболовство не промысел, а забава для туристов. В волжских протоках ловят сомов, щук, жерехов и судаков. Что касается стерляди, гербового символа Саратова, она, несмотря на жесткий запрет на лов, практически полностью исчезла в регионе к началу 90-х. Причины очевидны: плачевное состояние экологии, браконьерство и работа ГЭС. Однако сегодня, по словам ихтиологов, стерлядь иногда уже попадается в уловах – спасибо мероприятиям по искусственному разведению “геральдических рыб” у села Сабуровка Саратовского района.
Примерно 850 км из Саратова в Москву проделываю уже налегке. Избавившись от груза, “итальянец” начал предсказуемо демонстрировать прыть, ускорение с любых скоростей стало более интенсивным, более очевиден и запас тяги на подъемах. Также предсказуемо затанцевала на асфальте саратовских окраин рессорная задняя подвеска. Плавность хода, тем не менее, осталась на высоте, как и курсовая устойчивость. Этих стайерских качеств у большого “итальянца” не отнять независимо от степени загрузки. Торможение порожнего Ducato также показалось мне еще более уверенным, чем у загруженной маши
Резюмируя, отмечу, что справляться с дорожными особенностями российской глубинки итальянский автомобиль умеет весьма неплохо. Ездовой комфорт также вполне приемлем. За почти 13-часовой марш-бросок, включающий остановки и перекусы, практически не устала спина, да и в целом благодаря продуманной эргономике и хорошему обзору удалось сохранить силы. Так что “итальянцу” – грациэ!