Компания MAN пригласила нас протестировать лесовоз TGS 33.480, а заодно и поучаствовать в процессе доставки груза потребителям. Чтобы окунуться в этот процесс, мы отправились в леса Вологодской области
На первый взгляд название лесовоза кажется сложным. Но расшифровывается оно просто: TGS – название модели, цифра «33» означает полную массу тягача в тоннах, а число «480» сообщает о максимальной мощности его 6-цилиндрового турбодизеля.
Двигатель оснащается впрыском водного раствора мочевины AdBlue, чтобы удовлетворять все более ужесточающимся экологическим нормам. Благодаря мощному и надежному электрофакельному устройству обеспечивается его успешный запуск при морозе до -30 градусов. А для еще более низких температур можно заказать предпусковой подогреватель и утепленный ящик для аккумулятора, имеющий встроенный теплообменник.
Коробка передач у нашего тестового экземпляра механическая, 16-ступенчатая, производства компании ZF. Трансмиссия рассчитана на максимальный крутящий момент 2500 Нм. В связи с тем, что максимум момента двигателя составляет 2300 Нм, коробка обладает высоким запасом прочности. Благодаря пневмоусилителю передачи переключаются гораздо легче, чем у обычной «механики». Можно оснастить тягач и роботизированной 12-ступенчатой трансмиссией ZF, но в России ее заказывают редко: «механика» имеет больше передач, что для тяжелых лесовозов очень актуально.
Как уже говорил, полная масса тягача составляет 33 т, а при наличии прицепа может достигать 90 т! Мне управлять таким автопоездом, правда, не доверили – в свое распоряжение я получил только тягач, к тому же не груженый. Впрочем, впечатлений оказалось все равно «выше крыши»!
Поднимаюсь в кабину, держась за удобные ручки, захожу внутрь и проваливаюсь в шикарное кресло. Вообще водительские сиденья у MAN могут быть трех видов, и у тестового экземпляра, разумеется, установлено самое навороченное. Каких регулировок здесь только нет! Множество поддержек и пневмоупоров, регулируется даже степень подрессоривания сиденья: хочешь, раскачивайся как в гамаке, а хочешь, сиди как на табуретке. Водители, работающие на этих тягачах, говорят, что на разбитых трассах надо делать подвеску кресла жесткой, иначе можно получить приступ морской болезни.
Словом, за рулем я устроился великолепно! Похвалю и эргономику. Хотя с грузовыми автомобилями я дело имею редко, найти нужные функции не составило труда. Завожу двигатель, выжимаю сцепление и плавно трогаюсь с места. Рычаг коробки перемещается легко – не зря она оснащена пневматическим усилителем. Несмотря на 16 передач, управляться со всем этим «хозяйством» проще простого.
Двигатель работает почти неслышно, что отмечают и профессиональные водители, считающие тягачи MAN одними из самых тихих на фоне других марок. Основной звук – свист турбины, мягкий и очень приятный. Еще на высокой скорости шумят огромные «лопухи» боковых зеркал. Эти зеркала, кстати, обеспечивают великолепную обзорность, «простреливая» все возможные мертвые зоны, коих у машины предостаточно. Так, с правой стороны находятся аж четыре зеркала! Можно заказать и камеру заднего вида.
Тяга силового агрегата кажется неисчерпаемой. Руль легкий, но информативный. Подвеска совершенно не замечает мелких неровностей, но на крупных кочках возникает довольно сильная вертикальная раскачка. Вообще я, честно говоря, не ожидал, что управление таким большим автомобилем может быть столь простым и удобным и даже… доставлять удовольствие. Многие ощущают на дороге чувство превосходства, управляя крупными внедорожниками, но езда на лесовозе – это вообще из другой оперы. Тут не только внедорожники, но и грузовики с автобусами кажутся какими-то недомерками! И все держатся на почтительном расстоянии.
На следующий день я в качестве пассажира отправился на точно таком же лесовозе, но уже с прицепом, по его прямому назначению – на лесозаготовку. В оба конца – около 200 км. Ехать комфортно и пассажиру, и водителю, который тягачом очень доволен, отмечая удобство управления и отличный обзор. Глядишь поверх остальных транспортных средств и заблаговременно оцениваешь дорожную обстановку. И лобовое стекло на такой высоте гораздо меньше пачкается, что особенно заметно в слякотную погоду. Словом, дорога пролетела незаметно.
Въезжаем в лес. Просека предназначена для проезда только одного автомобиля. До разъезда местами расстояние составляет несколько километров, поэтому водители лесовозов связываются друг с другом по рации, выясняя, кто где находится, и в определенных местах ожидают встречных, собираясь в группы.
Не обошлось и без казуса. Один из встречных водителей не вписался в поворот и съехал в кювет на груженом лесовозе с прицепом. Оказывается, он был на этой делянке впервые и не ожидал, что безобидный с виду вираж окажется таким скользким. Впрочем, проблема была решена за несколько минут: сзади его «паровозиком» подцепили еще два лесовоза и выдернули из плена, как игрушечного.
На делянке водитель останавливается возле «стопки» бревен и превращается в оператора, управляющего манипулятором, расположенным в кузове. Мастерство, с которым он справляется с этой огромной «рукой», восхищает. Тягач и прицеп были заполнены под завязку минут за 15–20, не больше. Осталось закрепить груз ремнями – и можно отправляться в путь.
Сразу чувствуется, что наш автопоезд значительно потяжелел. Но двигателю все нипочем, его тяга кажется неисчерпаемой. Через несколько километров останавливаемся. Оказывается, бревна в процессе езды «утрамбовались», поэтому ремни нужно затянуть туже. Дальнейшая дорога проходит буднично, а небольшая качка кабины даже убаюкивает. Хорошо, что я не водитель, ведь ему спать никак нельзя.
Приезжаем на разгрузку. Ее осуществляет передвижной манипулятор всего за пару минут. Когда своим могучим захватом он берет охапку бревен, тяжелый лесовоз сотрясается так, словно ничего не весит. Затем едем на заправку – средний расход за время нашей поездки составил 67 л солярки. Но это по здешним меркам совсем немного.
Что ж, вот такая у водителей лесовозов работа. С виду простая, но на деле сложная и ответственная. Благодаря этой поездке я окунулся в особый мир – мир простых и отзывчивых людей с железным характером, мир взаимовыручки и суровой природы. И это очень ценный опыт. А связующим звеном с этим миром стал MAN TGS 33.480.