Создатели грузовика Scania нового поколения потратили на глубокую модернизацию модельного ряда десять лет, зато им удалось значительно освежить дизайн, внедрить современнейшие технологии и превратить просто популярный грузовик в модель, претендующую на лидерство в своем сегменте

Полигон завода по производству грузовиков Scania в городе Седертелье изобилует виражами разной крутизны, перепадами высот и скоростными участками. Я расположился на заднем сиденье кабриолета BMW 3-й серии и уже четверть часа испытываю перегрузки – фотографирую, как тягач (причем с двумя прицепами) заныривает в повороты, прописывает «змейки» и оттормаживается перед развилками. Наблюдать за маневрами большого «шведа» любопытно, даже со стороны чувствуется, насколько хорошо автомобиль слушается руля и до какой степени он в буквальном смысле легок на подъем, несмотря на балласт в виде 60-тонного груза. Эта зарисовка – один, но показательный эпизод масштабной презентации нового модельного ряда грузовиков Scania. Компания работала над сменой поколений в течение десяти лет, инвестировав в проект 2 млрд евро, и теперь готовится вывести на рынок более эффективные, безопасные и «умные» машины.

В авангарде

Очное знакомство с новой генерацией грузовиков проходит торжественно, но без помпезности. Сначала тягач новой серии S возникает из клубов пара, потом следуют краткие выступления боссов марки, но львиная доля времени отдана живому общению со специалистами. Главный предмет обсуждения – модернизированные кабины, которые выглядят ультрасовременно. Но кто-то из журналистов сетует: раньше во внешности было больше эмоций. Если и так, сейчас анфас тягачи выглядят строже и технологичнее. Высота различных типов кабин увеличилась от 100 до 160 мм, автомобили будто выросли на голову – как школьники, вернувшиеся с летних каникул.

По словам главного дизайнера Scania Кристофера Хансена, основной акцент сделан на аэродинамику. С этой целью доработаны не только фронтальные поверхности, но также форма и расположение «дворников», солнцезащитного козырька, зеркал и элементов светотехники, а спойлер на крыше получил расширенные регулировки, его проще подогнать под любые типы прицепов при помощи рычага на тыльной стенке кабины.

В интерьере и вовсе революция. На смену плавным скругленным линиям пришли ровные поверхности и острые фаски, а место водителя уже не кажется огороженным заборчиком, объединяющим переднюю панель и консоль. Я провоцирую представителя дизайнерской команды: «В релизе написано, что салон разрабатывался при участии специалистов Porsche Engineering. А каков же вклад Scаnia?» В ответ узнаю, что дизайн и эргономика новых кабин – дело рук шведских дизайнеров, вклад немцев – силовой каркас, изготовленный из высокопрочной стали методом прессования или скручивания.

Как бы то ни было, почву для новаций подготовили инженеры, сместившие переднюю ось на 50 мм вперед, увеличив тем самым колесную базу. Это позволило подать вперед и левее (к боковой стенке) место водителя. Передняя панель стала компактнее, а внутренняя обивка дверей – тоньше. Как следствие, улучшился обзор и расширился диапазон регулировок сидений и руля. Так, водительское кресло теперь можно повернуть на 90° и, к примеру, смотреть телевизор на боковой стенке кабины (опция).

Впечатляет и радикальное улучшение качества отделочных материалов. Кресла в топовом исполнении (кожа, регулируемый подголовник, расширенный диапазон настроек) не отказались бы заполучить в свои кабинеты высокопоставленные руководители. Приборная панель и сенсорный экран в консоли имеют сочные цвета и современную графику. Особая гордость шведов – светильники с медленным затемнением, редкость в грузовом сегменте. Новые климатические системы – еще один атрибут комфорта. Спальные места могут быть как стандартными (со стальными пружинами в подушках), так и высокотехнологичными, с ортопедическими лежанками, которые можно растянуть в ширину. Второе спальное место – в списке опций.

Поскольку габариты кабины увеличились, удалось организовать и больше вещевых отделений. В первую очередь это касается новой высокой кабины S, которая получила ровный пол. Теперь в ней можно разместить холодильники и микроволновки большего объема. Кстати, помимо кабины серии S при запуске на рынок выведут кабину серии R, где над полом возвышается горбик трансмиссионного тоннеля. Зато у R-кабин три ступеньки вместо четырех и забираться в них немного проще.

Самый-самый

Любопытство, пусть даже и здоровое, – страшная вещь. Я выбираю для знакомства самую мощную модификацию с новой S-кабиной и сдвоенным прицепом. Длина автопоезда достигает 25 м, на борту – 60 т груза. Эта та самая Scania, которую я фотографировал перед тест-драйвом. Инструктор на пассажирском месте вкратце рассказывает о машине. Дизельный двигатель объемом 13 л – самый производительный в линейке, стандарта Euro 6, выдает 730 л.с. и 3500 Нм, доступных на полке 1000 1300 об/мин, с модернизированными турбиной, системой охлаждения и камерой сгорания.

Коробка передач GRS0925 – 12-ступенчатая (включая две «ползучие» передачи) с ретардером и фирменной системой Scania Opticruise, позволяющей сделать езду в равной степени комфортной и экономичной. А еще коллега обращает мое внимание на то, что система адаптивного круиз-контроля интегрирована здесь не только с рабочей тормозной системой, но и с ретардером (тормозом-замедлителем). Корректировать скорость и замедление можно в том числе и клавишами в нижнем секторе ступицы руля.

Разместившись за рулем, обращаю внимание на модернизированные зеркала, которых по периметру кабины сразу шесть. Все они – широкоугольные, регулируются и подогреваются электрически, да еще и эффективно поглощают вибрацию. Кресло же можно не просто оперативно настроить под себя, но и задать необходимый диапазон хода его пневматической подвески.

Трогаюсь и сразу ощущаю, какую тяжелую ношу тащит на себе этот «швед». Но едва двигатель раскручивается до пиковых 1000 об/мин, как тягач начинает мощно ускоряться, волоча за собой пару прицепов, точно поезд вагоны. Коробка меняет передачи плавно и незаметно. Кстати, у нее имеется и ручной режим переключений – при необходимости можно зафиксировать нужную передачу.

Модернизированный адаптивный круиз-контроль позволяет полностью останавливать автомобиль и возобновлять движение, не касаясь педалей. Еще один полезнейший инструмент – система выбора режимов движения. Их три: «экономичный» (Economy), «стандартный» (Standard) и «максимально производительный» (Power). В первом случае «автомат» стремится как можно скорее перейти на повышенные передачи, а в последнем, напротив, не спешит переключаться «вверх», поддерживая высокие обороты. В режиме Power коробка тасует передачи порезче, но приемистость грузовика заметно возрастает. Как, впрочем, и расход топлива – в моем случае после пары кругов по полигону борткомпьютер высветил 99 л/100 км. Поехал спокойнее в «стандартном» режиме, и вот тебе уже 72 л/100 км. А на трассе расход при крейсерской скорости 90 км/ч (быстрее разогнаться не получится, установлен ограничитель) можно снизить и до 30 л/100 км. К слову, аппетит моделей нового поколения сократился в среднем на 5% благодаря модернизированным силовым агрегатам и улучшению аэродинамики.

Управляемость в сравнении с предшественником стала чуть острее – сказываются увеличение межосевого расстояния кабины, перенастроенная подвеска, рулевое управление и более низкий центр тяжести. За счет этих новаций грузовик более стабилен в поворотах и при интенсивном торможении, причем такая собранность не сказалась на комфорте – он лишь повысился, в том числе из-за более жесткой конструкции кабины и усиления шумоизоляции.

В то же время, утверждают инженеры, благодаря улучшенной системе торможения и сдвинутой вперед передней оси тормозной путь типового тягача Scania на крейсерской скорости (80 км/ч) стал на 5% короче. Мне замедление грузовика показалось эффективным и предсказуемым, причем отдельно нужно похвалить работу ретардера, задействующего как рабочие тормоза, так и трансмиссию. Отмечу, что машины нового поколения оснащаются системой предотвращения опрокидывания и – впервые на тяжелом коммерческом транспорте – боковыми надувными шторками безопасности.

Дорога в Россию

Сильно ли машины нового поколения подорожают по сравнению с предшественниками? Сказать трудно, цены пока не объявлены. Известно, что грузовики прошлого поколения продержатся на конвейере еще как минимум год и будут предлагаться параллельно с новыми. Европейские продажи вот-вот начнутся. В нашу страну модели новейшего поколения с двигателями Euro 5 прибудут к концу 2017 года. Кроме топовой «восьмерки» (от 520 до 730 л.с.) предложат рядную «шестерку» (от 410 до 500 л.с.).

Следует отметить, что параллельно с выведением новинки на российский рынок Scania представит и новые сервисы. В частности, услуги сетевого подключения автопарков (позволяют получать по беспроводным сетям информацию о GPS точках машин на маршрутах, коды электронных ошибок и рекомендации о проведении плановых и внеплановых ТО), свежие финансовые и страховые решения, а также курсы обучения водителей и помощь в правильном подборе необходимой конфигурации автомобилей. Иными словами, грузовик нового поколения прибывает в нашу страну во всеоружии.  

Вас заинтересует:

Вам понравился этот тест-драйв?

Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

2 0 8 7