Ford Tourneo Custom и Transit Custom – автомобили новой генерации. Техническим ноу-хау в них уделено не меньше внимания, чем фирменному кинетическому дизайну.

Метаморфозы, произошедшие с семейством Ford Transit в ходе планового обновления модельного ряда, сродни эволюционному скачку. Автомобили, принадлежащие к одному из самых консервативных и инертных сегментов, изменились до неузнаваемости, перестав выглядеть минималистичными и брутальными. Фордовцы добавили им лоска и заметно усилили комфортную составляющую. Но, пожалуй, даже более серьезным следствием модернизации стало расширение семейства Transit. Если раньше сегмент коммерческих машин грузоподъемностью от одной до двух тонн закрывал Transit с разными вариантами габаритной длины, высоты и колесной базы, то после модернизации модельного ряда на том же поле играют уже два игрока – “однотонник” Transit Custom и существенно более массивный и выносливый Transit-“двухтонник”. Серьезно был пересмотрен также “младший брат” в семействе – Transit Connect, который теперь выпускается на платформе фордовских легковушек сегмента “В”.

Новая порода

На презентации, которую Ford организовал под Мюнхеном, я познакомился с двумя “средними братьями” – грузовым Transit Custom и пассажирским Tourneo Custom. Обе машины были представлены короткобазными модификациями с низкой крышей. 

Такие автомобили – полноправные “горожане”. Благодаря грузоподъемности, не превышающей 1 т, им разрешен въезд в мегаполисы большинства стран, а габаритная высота менее 2 м предполагает, что “коммерсанты” протиснутся под ограничительные потолочные балки парковок, гаражей и моек. Впрочем, в перспективе покупателям предложат также версии с более высокой крышей, не говоря о самых разнообразных модификациях от бодибилдеров.

Не менее принципиально, что новинку уже на старте продаж предложат с двумя вариантами колесной базы (стандартной – 2933 мм при габаритной длине 4970 мм и удлиненной – 3300 мм при габаритной длине 5340 мм). При этом даже в самом компактном фургоне Transit Custom можно разместить три европаллеты, а пассажирский Tourneo Custom способен взять на борт до девяти человек. Конкурентные преимущества обеспечат и оригинальные опционные возможности. К примеру, можно заказать интегрированную систему багажника – три металлические поперечины, жестко закрепленные в выемках панели крыши. На такой решетке можно перевозить длинномеры, лодки, велосипеды и прочие грузы весом до 130 кг. Отмечу, что данная опция уникальна в сегменте, и, на мой взгляд, о ней стоит задуматься любителям путешествий, ремонтникам и представителям малого бизнеса. При этом если балки багажника сложить, они спрячутся в выемках, не увеличивая габаритную высоту и не ухудшая аэродинамику машины. Еще один бонус – сразу две сдвижные боковые двери в базовой комплектации Tourneo Custom (у большинства конкурентов в штатном оснащении лишь одна сдвижная дверь по правому борту, задняя по умолчанию подъемная).

Нельзя не упомянуть и о существенном прогрессе в трансформации салона пассажирской версии машины. Два задних ряда сидений Tourneo Custom обладают совершенно новой оригинальной конструкцией, которая позволяет сконфигурировать тыльную часть салона более чем 30 способами. Кресла можно складывать, сдвигать, убирать по частям или полностью. Существенно, что сиденья достаточно легки – их можно демонтировать без больших усилий.  

Наследник традиций

Мой первый “подопытный” – фургон Transit Cus-tom c “утяжелителем”: в кузовном отсеке, отделенном от кабины металлической перегородкой, организаторы разместили ящик с 600 кг груза. С этим бременем пришлось справляться 2,2-литровому турбодизелю, представленному в 125-сильном исполнении (есть также 100-сильная и 155-сильная версии). Трансмиссия – 6-ступенчатая “механика”, в будущем Transit Custom и Tourneo Custom будут предлагаться только с такой коробкой и исключительно в переднеприводном исполнении.

Опасения, что фургону с такой ношей придется нелегко, не подтвердились. Transit Custom уверенно стартует, столь же уверенно ускоряется, будто следует налегке. Главный секрет такой прыти кроется в характеристиках дизельного мотора. Пиковая тяга 350 Нм достигается уже при 1450 об/мин. То есть у силового агрегата весьма насыщенные “низы”. Разумеется, и передачи в 6-ступенчатой коробке сделаны “короткими” для пущей прыти и тяговитости. Словом, машина идеально подходит для эксплуатации в городе, а вот на скоростной трассе 125-сильному “коммерсанту” не хватает задора, быстрое ускорение с пятой или шестой передачи – невыполнимая задача.

Иное дело – Tourneo Custom, где 155 л.с. “снято” с того же 2,2-литрового турбодизеля семейства Global Puma – усовершенствованной версии мотора Duratorq, устанавливаемого на модель уходящего поколения. Мне удалось поездить и на порожней, и на загруженной (с восьмью седоками) пассажирской модификации. В обоих случаях автомобиль демонстрировал достойную динамику и тяговитость: ускорение с шоссейных скоростей куда более мощное, чем у 125-сильного собрата. Вот только пик тяги у топового мотора смещен в зону более высоких оборотов (385 Нм он развивает при 1600 об/мин), и на “низах” возникает ощутимая “турбояма”. Как следствие, на старте, особенно при движении в гору, водитель вынужден играть сцеплением и “газом”, чтобы обеспечить машине разгонный потенциал. Да и “подтыкать” пониженную передачу для активного ускорения приходится регулярно – двигатель не слишком эластичен.

А что же с управляемостью? Фордовцы уверяют, что архитектура подвески Transit прошлого поколения подверглась минимальной коррекции, зато серьезно перенастроены рулевое управление (для надежности используется гидроусилитель) и тормозная система. Декларации декларациями, но первое, что отмечаешь на извилистых второстепенных дорогах, – практически образцовая курсовая устойчивость и минимальные по меркам сегмента крены в поворотах. Причем, по словам инженера Ford Эндрю Планта, никаких дополнительных стабилизаторов поперечной устойчивости применено не было. Transit Custom  и Tourneo Custom стали более отзывчивыми на управляющие действия рулем и более стабильными на скоростной прямой и в виражах за счет заметного усиления несущей структуры кузова (на 37%).

Что же касается настроек и других параметров органов управления, то они не показались мне оптимальными. Во-первых, рулевое колесо маловато в диаметре (оно позаимствовано у Ford Focus), а во-вторых, есть дефицит информации в околонулевой зоне, особенно на невысоких скоростях. Однако на скорости выше 100 км/ч руль в должной мере налит тяжестью и дискомфорта не ощущается.  

Подвеска новой модели отлично справляется с мелкими и средними неровностями, а что касается серьезных дефектов асфальта, их я, как ни старался, в окрестностях Мюнхена найти не смог. Езда по грунтовке оказалась комфортной и на загруженном, и на порожнем Tourneo Сustom.

Наконец, комплиментов заслуживают тормоза. На машинах нового поколения применена более мощная тормозная система с дисками большего диаметра на задних и передних колесах. Педаль тормоза работает столь же мягко и прогнозируемо, как на легковом автомобиле. Новая модель оснащена также передовой электронной системой курсовой устойчивости (ESP), которая предлагается в базовой комплектации и включает ряд усовершенствованных функций, таких как система контроля тяги в поворотах, стабилизация прицепа и распознавание нагрузки.

Кроме того, автомобиль впечатлил прогрессом в сфере шумоизоляции. Причем, как заявил Эндрю Плант, прорыв обеспечили не только дополнительные звукоизолирующие маты. Свою лепту внесли усиление жесткости кузова и оптимизированная аэродинамика. Последнее улучшение связано с радикальной перекройкой экстерьера: за счет более обтекаемого кузова, минимизации линий стыков и добавления спойлера в нижней части кузова удалось привести коэффициент Сх к уровню 0,37. Это на 7,5% лучше, чем у модели, выпускаемой сейчас.

Лицом к покупателю

Не заостряя внимания на дизайне, несколько слов скажу об эргономике и компоновке. Принципиально, что рулевая колонка  регулируется как по вылету, так и по углу наклона (на зависть многим конкурентам). Не обделено регулировками и водительское кресло (перемещается в том числе по вертикали). Но вот отсутствие регулировок у двухместного пассажирского дивана переднего ряда восторга не вызвало. Плохо и то, что за спинками сидений фургона не осталось места для размещения сумок или одежды. Запираемый на ключ вещевой ящик передней панели полезен, а вот с отсутствием крупных ниш для инструментов или документации мириться не хочется. Наконец, Transit Custom и Tourneo Custoм, как и другие модели компании, стали заложниками стиля – кинетического дизайна в его свежем воплощении. На мой взгляд, внешние зеркала можно было бы сделать побольше, а внутренние ручки передних дверей более округлыми.

Зато сферой, где фордовский “коммерсант” кладет на лопатки большинство соперников, является электроника. Достаточно перечислить пункты “умных” опций: парктроник, камера заднего вида с экраном, интегрированным в салонное зеркало, навигация, мультимедийная система SYNC с возможностями голосового управления и интеграции внешних устройств, система слежения за движением в выбранной полосе. Эти системы ассоциируются скорее с современными легковушками, чем с автомобилями утилитарного сегмента.

Начало продаж Transit Custom и Tourneo Custoм в России запланировано на первый квартал 2013 г. Кроме грузовой и пассажирской версий предложат модификацию комби – фургон со сдвоенной кабиной. Все машины для нашего рынка будут поступать с завода Ford-Sollers в Елабуге. Цены объявят ближе к старту продаж. 

Мотор и трансмиссия

К ключевым особенностям конструкции дизельного 2,2-литрового агрегата можно отнести высокопрочный и легкий чугунный блок, систему впрыска с общим топливным коллектором повышенного давления (1800 бар), низкую степень сжатия (15,5:1), а также турбокомпрессор регулируемой производительности с электронным управлением лопаточным аппаратом. Другие усовершенствования – новая система впуска воздуха и увеличенный охладитель системы рециркуляции отработавших газов. Данный агрегат начали устанавливать на модели, отвечающие нормативам Euro 5, в конце 2011 г., однако двигатели для России получат настройки Euro 4. Что же касается трансмиссии, то 6-ступенчатая “механика” VMT6 имеет конструкцию, аналогичную установленной на Ford Mondeo. Каждое передаточное число подобрано для обеспечения оптимальных показателей и экономии топлива с учетом всех условий движения, в то время как новый механизм переключения улучшает четкость выбора передач и повышает комфорт внутри автомобиля.

Технические характеристики Ford Transit Custom

Габариты, мм

4972х1986х1975

Колесная база, мм

2933

Объем грузового

пространства (SAE), куб. м

6,0

Снаряженная масса, кг

1829

Грузоподъемность, кг

871

Тип двигателя

дизельный L4

Рабочий объем, куб. см

2198

Макс. мощность, л.с./об/мин

125/3500

Макс. момент, Нм/об/мин

350/1450

Привод

Передний

Трансмиссия

механическая

6-ступенчатая

Макс. скорость, км/ч

157

Расход топлива (средний), л/100 км

6,6

Вас заинтересует:

Вам понравился этот тест-драйв?


Обязательно ознакомьтесь с другими тест-драйвами Ford Transit:

Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

2 0 0 4