Надежный спутник

Что умеет электронный штурман

ОСНОВНОЕ назначение любого автомобильного навигатора – определить координаты машины и проложить маршрут до требуемой точки. Практически каждое такое устройство способно рассчитать максимально быстрый либо кратчайший путь. В первом сл у чае устройство выбирает широкие скоростные трассы, во втором – поведет почти по прямой, используя второстепенные дороги и закоулки. Некоторые программы при этом могут предупреждать о дорожных пробка х, избегать паромные переправы и другие места, где берут плату за проезд. Кроме того, переносные навигаторы учитывают тип транспортного средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед) и ли даже подстраиваются под пешехода.

Во дворах, в лесу и на пустырях – там, где официально дорог нет, – электронный штурман чувствует себя неуверенно. Местоположение он, конечно, покажет, но составить маршрут до этой точки не сможет. В любом случае толково написанная программа заблаговременно до поворота или съезда предупредит вас голосом (и стрелкой на карте или схеме) о том, что надо, скажем, держаться правее или занять левый ряд. Еще один важный элемент навигации – координаты так называемых полезных объектов: АЗС, гостиниц, ресторанов, больниц, кинотеатров и т. п., обозначаемых как POI (points of interest).

Помимо спутникового приемника продвинутые модели навигаторов могут оснащаться гироскопом. Коротко говоря, этот прибор подсчитывает повороты и маневры автомобиля и соотносит их с картой местности. Самые первые образцы навигаторов, кстати, работали именно по такому принципу, но они были малоэффективны при дальних поездках – чем дольше путь, тем больше погрешность. Современный гироскоп работает в паре с приемником и позволяет вести по маршруту, когда сигнал от спутника временно потерян, например, в длинном туннеле. А если в таком туннеле есть развилки и повороты, то обычный приемник будет беспомощен, и в этом случае гироскоп просто незаменим.

Штатные ..

ЭТИ УСТРОЙСТВА, по сути, являются частью автомобиля и устанавливаются на заводах и фирменных станциях техобслуживания. Главные преимущества таких систем – тщательный подбор компонентов еще на стадии проектирования машины, высокие корпоративные стандарты качества и полная совместимость с бортовой электроникой. Как правило, эти навигаторы оснащены гироскопом, датчиком скорости автомобиля, чувствительной спутниковой антенной и мощным приемником. Поэтому их скорость и точность очень высоки.

Первой в России вывела на рынок автомобили со штатной навигационной системой компания BMW. На момент написания этого материала только баварцы предлагают покупателям штатный навигатор, полностью адаптированный для нашей страны. Электронный штурман здесь управляется с помощью фирменного интерфейса “iDrive”. Система помогает водителю не только стрелками-указателями, но и подробными голосовыми подсказками на русском языке. Как и в большинстве навигаторов, маршрут рассчитывается разными способами. Можно с помощью джойстика вручную ввести название искомых улицы и дома или просто ткнуть пальцем в соответствующую точку на карте. Поначалу “вбивать” буквы, вращая и покачивая круглый контроллер между сиденьями, довольно непривычно по сравнению с сенсорным дисплеем. Но уже через несколько часов джойстик кажется вполне удобным.

Названия улиц в адресном списке и на карте, собственно как и весь пользовательский интерфейс, пока даны латиницей, но уже в этом году программу обещают полностью русифицировать. Как и в большинстве систем, планируя путь, можно выбирать между “быстрым” и “кратчайшим” маршрутом. Если нечаянно или намеренно свернуть с дороги, штурман быстро пересчитывает путь. К сожалению, так называемая динамическая навигация – построение маршрута в зависимости от пробок, дорожных работ, затрудненного движения – хоть и поддерживается системой, но в нашей стране пока невозможна из-за отсутствия поставщика таких услуг. Впрочем, такой оператор может появиться уже в течение 2007 года. Зато POI – рестораны, гостиницы, аэропорты, АЗС и т. п. – представлены в навигаторе очень широко.

На встроенном цветном дисплее карта может отображаться в “плоском” 2D режиме или в 3D панорамном виде – “с высоты птичьего полета”. Здания на карте не показаны, но это не важно – навигатор приводит машину прямо к искомому дому.

Встраиваемые..

Отдельный блок без монитора

НАВИГАЦИОННЫЙ компьютер в подобной системе представляет собой компактный блок, который монтируется в скрытых местах автомобиля. Он может работать с любым мультимедийным монитором. Например, навигационный блок “Siemens VDO Daytona PC 5200” отличается высокой скоростью и точностью за счет встроенного гироскопа и сигналов от штатного счетчика скорости. Чтобы получить представление о многочисленных функциях этого навигатора, достаточно.. прочитать предыдущую главу. Дело в том, что сименсовская и баварская системы – “близкие родственники” и как по конструкции, так и по программному обеспечению очень похожи друг на друга. Да и карты у них от одного разработчика – компании “TeleAtlas”. Различия лишь в способе ввода информации – “PC 5200” снабжен собственным джойстиком.

Таким образом, встраиваемые системы фактически не отличаются от штатных, но при этом они в два-три раза дешевле.

Мультимедийная станция с навигатором

ТАКИЕ аппараты представляют собой целый развлекательный центр, воспроизводящий музыку, видео и радио. Часто к нему можно подключить внешний TV-тюнер, плейер iPod и видеокамеру заднего обзора.

Навигационная часть у подобных устройств, как правило, снабжена гироскопом. Например, станция “Pioneer AV ICHD3BT ” (которая, кстати, за воевала звание лучшей навигационной системы сезона 20062007 годов по версии европейской ассоциации EISA) представляет собой аппарат формата 2DIN, встраиваемый в центра льн ую консоль. На его лицевой стороне расположен поднимающийся жидкокристаллический семидюймовый экран с сенсорным управлением. Благодаря антибликовому покрытию информация хорошо читается даже в солнечный день. Прибор снабжен жестким диском на 30 Гб, из которых 20 Гб выделено для “заливки” карт и обновлений, а остальное пространство предназначено для записи музыки в формате mp3.

Навигатор в головном устройстве 1DIN

ДОВОЛЬНО необычное решение. Внешне такой прибор практически неотличим от обычной магнитолы. Он, как правило, обходится без дополнительного монитора – информация отображается на лицевой панели в виде стрелок-указателей, а пользователь в основном ориентируется на голосовые подсказки. Впрочем, многие водители предпочитают именно такой лаконичный режим. Есть мнение, что чем меньше визуальной информации, тем меньше она отвлекает от дороги. В остальном по своим функциям такие устройства ничем не уступают станциям. Например, аппарат “Blaupunkt TravelPilot Rome NAV56E” снабжен встроенным гироскопом. При этом он с высоким качеством воспроизводит радиосигнал и файлы CD/mp3/WMA.

Портативные..

ПО СВОИМ функциям, удобству пользования и карта местности мало отличаются от встраиваемых навигаторов. Пожалуй, самая существенная разница – в отсутствии гироскопа. В большинстве случаев чувствительный приемник и мощный процессор позволяют довольно надежно “держать” спутники и уверенно вести по маршруту. Проблемы могут возникнуть лишь в длинных туннелях и при очень плохих погодных условиях.

Последняя новинка, которую мы опробовали, – модель “GO910” от весьма популярного в Европе голландского бренда “tomtom”. Небольшой аппарат, который уместится на ладони, снабжен ярким и легкочитаемым сенсорным дисплеем диагональю десять сантиметров. Помимо навигационных функций аппарат может воспроизводить файлы mp3, показывать фотографии в формате JPEG и управлять мобильным телефоном. Но это скорее маркетинговые ухищрения.

На дороге навигатор показа л себя достойно – при благоприятных условиях качество ведения по маршруту практически не отличалось от штатных и встраиваемых систем. Только в длинном туннеле он “потерялся” и сообщил, что не может найти сигнал. Зато короткие туннели “tomtom” практически не замечал. Другие переносные навигаторы со схожими функциями на нашем рынке – это “Siemens V DO 2050”, “Blaupunkt TravelPilot Lucca MP3”, “Prology iMap 3100/4100”.

Основное преимущество переносных навигаторов – возможность использовать один и тот же аппарат в любом автомобиле, а некоторые модели – даже на мотоциклах и велосипедах. Причем их установка занимает пару минут и не требует особых навыков или инструментов.

На базе карманного компьютера..

ПОЖАЛУЙ, самый доступный и универсальный вариант. В навигационную систему можно превратить практически любой современный карманный компьютер, например, популярную мощную модель “HP 4700”. Для этого достаточно подсоединить к нему спутниковый приемник и установить навигационную программу. Здесь можно выбирать между различными приемниками, которые могут подсоединяться разными способами:

– через Bluetooth-интерфейс (например, приемник “MrGadget Bluetooth GPS”);

– с помощью кабеля (“GlobalSat BU-353”);

– через разъем карты памяти (“BC-337”).

У всех этих способов есть свои достоинства и недостатки. Для некоторых пользователей довольно обременительно возиться с настройками Bluetooth. Кабель иногда мешает в салоне, а порой не хватает его длины. И не у каждого компьютера есть совместимый разъем для приемника, подключаемого через слот для карты памяти. В целом, по нашему опыту, все три способа примерно равноценны, и выбор зависит от личных предпочтений пользователя.

Довольно велик ассортимент и навигационных программ. Львиная доля их рынка разработана под платформу “ P o c k e t PC” – на ней работает подавляющее большинство “наладонников“. Мы опробовали несколько программ и определили тройку, на наш взгляд, лучших. “PocketGPS Pro” отличается обилием POI, яркой подробной картой и множеством сервисных функций, но на маршруте программа “теряется” чаще других. “Навител Навигатор”, который вышел на рынок несколько месяцев назад, выделяется среди конкурентов подробной картой, довольно четким ведением по маршруту, удобным интерфейсом и частыми обновлениями. POI в нем пока маловато, зато по сочетанию цена/качество/объем занимаемой памяти с этой программой на сегодняшний день вряд ли кто посоперничает. Программа “iGO” занимает довольно много места в памяти, на ее карте не показаны здания, зато по сервисным функциям, возможностям планировать маршрут и качеству голосовых подсказок она – практически рекордсмен. Выбор программы, равно как и “железа”, во многом зависит от потребностей водителя.

Навигаторы на базе КПК обладают всеми достоинствами портативных штурманов, но у них есть и специфические недостатки. Как правило, процессор и спутниковый приемник у “наладонников“ существенно уступают в мощности портативным моделям, не говоря уже о штатных и встраиваемых. Поэтому скорость и точность у КПК несколько ниже, чем у прочих навигаторов.

Если вы покупаете карманный компьютер с расчетом, что он часто будет использоваться как навигатор, лучше приобрести модель со встроенным спутниковым приемником, например “Mitac Mio 168”. А любителям особо продвинутых универсальных устройств можно порекомендовать GPS-коммуникаторы, которые объединяют в себе компьютер с выходом в Интернет, телефон и приемник, скажем, “Eten G500”.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 4