Как распознать и устранить засор фильтров авто

В большинстве современных автомобилей применяется четыре вида фильтрующих устройств. Каждый из фильтров имеет определенный ресурс. Новый масляный фильтр устанавливают при замене масла, топливный меняют через определенное количество километров пробега, а элемент фильтрации воздуха в салоне можно периодически чистить. Воздушный фильтр подлежит замене одновременно с масляным, но при эксплуатации автомобиля в сложных дорожных условиях он способен забиться раньше.

Поступающий на вход воздушного автомобильного фильтра атмосферного воздух может быть сильно загрязнен дорожной пылью, частицами грязи и песка, мелкими насекомыми, пыльцой и семенным пухом растений. Фильтрующие элементы грузового транспорта, который преимущественно эксплуатируется на стройках, в карьерах и на полях, испытывает дополнительную нагрузку, снижающую ресурс фильтра. Понимая значение этого узла для обеспечения эффективной и безаварийной работы двигателя, важно вовремя определить, что фильтр уже не способен в полной мере выполнять возложенные на него функции.

Признаки забитого воздушного фильтра

Опытный водитель заметит любые, даже самые незначительные перемены в работе мотора. Однако сразу определить причину появившихся проблем достаточно сложно − одни и те же симптомы могут быть вызваны износом различных деталей и систем. При целом ряде характерных признаков приходится поочередно проверять работу всех причастных узлов, но во многих случаях специалисты рекомендуют начать с осмотра воздушного фильтра. Этот совет распространяется на следующие изменения в работе двигателя:

  • Заметно возросший расход топлива.
  • Периодические проблемы с пуском.
  • Снижение эффективной мощности (мотор «не тянет»).
  • Неритмичность работы цилиндров.
  • Хорошо различимые детонации.
  • Нестабильный или не регулирующийся режим холостого хода.
  • Запах топлива из выхлопной трубы после старта двигателя.

Все перечисленные проблемы вполне могут быть связаны с тем, что засорившийся фильтр уже не способен полностью обеспечить двигатель воздухом, необходимым для приготовления и сжигания рабочей топливной смеси. При этом мотор начинает тратить больше энергии на то, чтобы преодолеть возросшее сопротивление фильтрующего элемента воздушному потоку. Способ диагностики достаточно прост: нужно снять крышку воздушного фильтра, вынуть и визуально оценить его состояние.

Алгоритм действий при забитом фильтре

Обнаружив, что фильтрующий элемент действительно засорился, следует принять решение о том, чтобы попробовать почистить имеющийся или купить и установить новый воздушный фильтр. Ответ на этот вопрос зависит от его конструкции, типа использованных фильтрующих материалов и характера обнаруженных загрязнений.

Следует учесть, что фильтры из бумаги и картона нельзя мыть: они разбухнут и потеряют форму. Стирка допускается для фильтрующих элементов, состоящих из переплетения («подушки») синтетических нитей, но такие изделия в настоящее время применяются крайне редко. Не подлежат обслуживанию многослойные бумажные фильтры в виде кольца. В них частицы пыли и грязи накапливаются не только снаружи, но и поэтапно проникают через поры различного размера к самому последнему – внутреннему слою.

Вопреки рекомендациям производителей о том, что во всех случаях необходимо покупать и устанавливать новые фильтры, автомобилисты научились без последствий восстанавливать фильтрующие элементы, состоящие из сложенной «гармошкой» бумаги.

Инструментарий для очистки

Учитывая, что операции, связанные с использованием жидкостей, запрещены при обслуживании бумажных и картонных фильтров, поэтому для работы достаточно приготовить следующие инструменты и материалы:

  • Мягкую щетку или малярную кисть.
  • Пылесос. 
  • Чистую ветошь.

Порядок действий при процедуре очистки

Освободите защелки или открутите винты, удерживающие крышку воздушного фильтра. Аккуратно достаньте из корпуса и осмотрите фильтрующий элемент. Если он не имеет видимых физических дефектов, приступите к очистке:

  • Переверните фильтр и умеренными встряхиваниями заставьте осыпаться вниз крупные частицы грязи. 
  • Осторожно пройдитесь по гармошке фильтрующего элемента мягкой кистью. Так удаляются прилипшие к бумаге частицы.
  • Завершите очистку пылесосом. Слишком сильно приближаться или касаться складок бумаги насадкой шланга категорически запрещено!
  • Протрите ветошью дно корпуса фильтра. Следите, чтобы песок и грязь не попали в отверстие воздуховода.

Если действовать в указанном порядке, то вполне можно продлить срок эксплуатации фильтрующего элемента еще на один − два цикла. Однако следует понимать, что бумага недолговечна, поэтому рано или поздно новый воздушный фильтр все же придется приобрести.

Написано энциклопедических статей:

2 3 6