ПОЛВЕКА назад жителю нашей страны не надо было ломать голову над выбором. Даже спортсменам-”шоссейникам” предлагалось лишь две гоночные модели, одна из которых – В-53 с неподъемной рамой и непредсказуемым механизмом переключения передач – получила ласковое прозвище “ветродуй”. И та была в дефиците. Простая публика довольствовалась скромным магазинным ассортиментом. Требовательные пользователи рыскали в поисках претендующего на спортивность “Туриста”, остальным предназначалась пара дорожных велосипедов – примитивных конструкций с единственной передачей. Сейчас два десятка моделей вам предложат в обычном гипермаркете, куда большая часть покупателей ездит за вещами, далекими от спорта. В специализированных магазинах число возможных вариантов с трудом назовет даже продавец. Но общие принципы выбора все же существуют.

Маунтинбайки

ВООБЩЕ маунтинбайки – это горные велосипеды, однако на российских равнинах они стали едва ли не самым популярным классом. Универсальность, надежность и выносливость – их главные козыри. Они предназначены для езды вне дорог, а это значит, что разбитый асфальт наших городов им не страшен – при том условии, конечно, что велосипед сделан как надо, а не сварен китайскими умельцами из обрезков водопроводных труб. Маунтинбайки отличает мощная рама и классические для данного класса колеса диаметром 26 дюймов, оснащенные шинами с развитыми грунтозацепами. Это для езды по грязи. Но если вы и вправду собираетесь ездить по бездорожью, то не забудьте купить к велосипеду крылья – полной защиты они не обеспечат, так как крепятся довольно высоко, но одежду придется стирать реже. Крылья сейчас почти всегда продаются как дополнительное оборудование.

Шоссейный класс

ВЕЛОСИПЕДЫ для продолжительных гонок по хорошим дорогам. Настолько хорошим, что перед соревнованиями их подметают, иначе нежная тонкая резина колес не доживет до финиша. Одна из главных задач, стоящих перед создателями шоссейных моделей, – максимально возможное снижение веса. Современный аппарат можно поднять пальцем: его масса не превышает шести килограммов. Материалы – самые передовые. На шестикилограммовой модели рама изготовлена из карбона. Она легкая, прочная и именно той формы, какая требуется. А требуется – с минимальным сопротивлением потоку набегающего воздуха. Невесомые колеса “шоссейника” хорошо видны только в профиль, до того они узкие. Седло на профессиональной модели подбирается строго индивидуально. На обычных улицах гоночные велосипеды встречаются не слишком часто: эта техника достаточно капризна к условиям эксплуатации. Если хотите ездить по городу, надо как минимум сменить шины – выбрать профиль их повыше и конструкцию покрепче. С шоссейной моделью легко спутать трековый велосипед. Он еще легче (есть образцы массой 5,5 кг) и напрочь лишен всех вещей, делающих езду приятной. Одна передача, причем свободного хода задней втулки нет, педали крутятся все время, пока велосипед находится в движении; короткие шатуны, чтобы не цепляться за наклонное деревянное полотно гоночного овала; полное отсутствие тормозов – есть другие способы погасить скорость.

ВМХ

В АББРЕВИАТУРЕ зашифровано назначение этого класса велосипедов – Bicycle Motocross eXtreme. Хотя мотора, ясное дело, никакого нет. BMX – очень специфичный снаряд. За экстремальность его обожает молодежь. Да и внешне типичный BMX похож на подростковый велосипед. Седло расположено очень низко, спортсмен опускается на него разве что после финиша, чтобы перевести дух. У этого велосипеда несколько разновидностей. На городских версиях “стрит” и “флэт” хорошо штурмовать лестницы и перила, прыгать с высоких парапетов и исполнять фигуры “высшего пилотажа”. Для этого велосипеды оборудуют подножками на передней вилке и оси заднего колеса. Переднее колесо вместе с рулем по закону жанра во время прыжка обязано свободно крутиться, для чего применяются тормоза оригинальной конструкции. Еще велосипеды ВМХ можно увидеть на коротких, 250300 метров, трассах суперкросса, где на них едут как на кроссовых мотоциклах. Даже форма одежды похожая, только защита полегче и скорости поменьше. Верх виртуозной езды на этих неказистых с виду велосипедах – это рампа, где сальто – обычный номер программы. И вообще ВМХ – это серьезно: с недавних пор выступления на них включены в официальную программу Олимпийских игр.

Дорогая передача

Советы Дмитрия “Шамана” Перепелкина, неоднократного призера российских соревнований по маунтинбайку

Вопрос цены

В этом сезоне велосипеды подорожали: понятная реакция рынка на падение курса рубля. Я считаю, что к моделям стоимостью меньше 20.000 рублей надо присматриваться особенно тщательно: легко нарваться на некачественный товар. А качество напрямую касается безопасности и ремонтопригодности. Сейчас в продаже полно велосипедов, для которых первая поломка становится и последней. Починить их просто невозможно: техника, по сути, одноразовая.

Число скоростей

Сейчас проблематично найти велосипед, у которого было бы меньше двух десятков скоростей. Обычный минимум – 24. У новичков возникает вопрос: зачем так много? Объясняю: человек средних физических возможностей крутит педали со скоростью 60-80 оборотов в минуту. Комфортный для большинства пользователей диапазон достаточно узок, а условия движения в реальной жизни разнообразны. Чем больше скоростей, тем легче подобрать оптимальную. Но учтите, что на практике удается воспользоваться не всем количеством заявленных передач: цепь не любит работать по диагонали, скажем, от крайней левой звездочки спереди к крайней правой сзади.

Тип тормоза

В настоящее время распространены тормоза двух типов: ободные, когда колодки прижимаются непосредственно к колесу, и дисковые – по типу тех, что стоят на мотоциклах. Вторые предпочтительнее. Дисковые тормоза с гидроприводом действуют быстрее и эффективнее, чем ободные на тросиках, а главное их достоинство – надежность на бездорожье. По грязи ободные тормоза почти не работают – колодки скользят по поверхности, в то время как дисковый тормоз эффективно самоочищается. Однако при выборе прогулочного велосипеда это соображение можно не брать в расчет. К тому же все относительно: качественный ободной тормоз предпочтительней дешевого дискового с приводом от тросика.

Где покупать

Мое мнение такое: приобретать велосипеды надо в специализированных магазинах, лучше всего в тех, где есть своя ремонтная мастерская. Так легче реализовать свое право на гарантийный ремонт, да и продавцы, что называется, “в теме”.

Подвеска

Отсутствие каких-либо амортизирующих элементов может быть как признаком очень дорогой, так и самой дешевой модели. Основная масса велосипедов имеет мягкую переднюю вилку. Добавим амортизатор задней вилки – и получим так называемый “двухподвес”. Второй амортизатор обеспечивает любителям прогулок комфорт, а поклонникам “off-road” – гарантированное сцепление ведущего колеса с дорогой.

Сборка на заказ

Чем больше у вас опыт, тем выше требования к технике. Лучшие велосипеды собирают под конкретных пользователей на заказ, благо войны стандартов нет, и большинство деталей взаимозаменяемы. Цены соответствующие. Хороший комплект ведущих звездочек “Shimano” с шатунами и подшипниками обойдется в 20.000 рублей. Зато коробку будет украшать надпись “Made in Japan”. Кстати, само по себе слово “Shimano” мало о чем говорит: у данного производителя очень широкая гамма навесного оборудования – от самого доступного до эксклюзивного. Смотрите на цену.

Подобрать размер

Велосипеды, как и одежда, имеют различные размеры. Регулировка высоты седла не гарантирует, что вам в этом седле будет удобно. Если рама мала, то, как ни поднимай сиденье, руль окажется слишком близко. Размер рамы может обозначаться дюймами (расстояние от центра каретки до среза подседельной трубы) и буквами (как на футболке – от S до XL).

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 0