Ровно 25 лет назад распался СССР, и новая страна Россия начала отсчет развитию национальной экономики, в том числе – рынка автомобилей. С этого номера мы будем рассказывать о том, что самого важного и интересного в автомобильной сфере происходило в очередной год минувшей четверти века. Начнем, конечно же, с 1991-го

1. В ТОЛЬЯТТИ
началось серийное производство ВАЗ 21099 – седана семейства «Самара». В течение нескольких лет этот автомобиль с 1,5-литровым карбюраторным, а потом и впрысковым двигателем будет самой престижной отечественной моделью (разумеется, после вечно любимой «Волги»). Седаны считались более внушительными и солидными, слова «у него девяносто девятая» часто произносили с плохо скрываемой завистью, а «у меня девяносто девятая» – в контексте: жизнь удалась. Но постепенно позиции «девяносто девятой» начнут теснить подержанные, а потом и недорогие новые иномарки.

2. УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА СССР
М.С. Горбачева за высокие достижения в ралли «Париж-Дакар» орденами награждены сотрудники КамАЗа, в том числе директор Н. Бех, начальник НТЦ и спортивной команды «КАМАЗ-мастер» С. Якубов, гонщики В. Гольцов. В. Московских и другие. Команда, выступавшая на трехосных грузовиках КАМАЗ-4310С дошла к финишу без потерь, заводские гонщики заняли в своем классе второе и третье места. Это действительно был значительный и удивительный, особенно на фоне политических и экономических вихрей, раздирающих и без того разваливавшийся СССР, прорыв.

3. В ГОРОДЕ МЕНДЕЛЕЕВСКЕ
в Татарстане собран дебютный автомобиль «Автокам-Рейнджер» – плод совместной деятельности советской ассоциации «Автокам» и британской компании FSV. Он стал первой советской машиной на импортных агрегатах, которую собирали на пространственной раме с кузовом из стеклопластика. Планировали делать несколько версий с моно- и полным приводом, разными (в том числе с мягкой крышей) кузовами и двигателями Ford различного объема. Однако до 1993 года изготовили лишь несколько десятков экземпляров простецких версий, часть – в Перми с отечественными моторами.

4. В МОСКВЕ
появились первые восемь эвакуаторов. Грузовики Mercedes-Benz принадлежали фирме «Транстехносервис», сотрудничавшей с ГАИ. Водитель неправильно припаркованной и эвакуированной машины должен был помимо штрафа оплачивать услуги эвакуатора – 300 рублей. Все 1990-е борьба властей с автомобилистами, считающими эвакуацию незаконной, шла с переменным успехом. Победили, естественно, чиновники.

5. НА ОДНОЙ ИЗ СТАНЦИЙ «АВТОВАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ»
в Москве организована фирма «ФИАТ-Сервис», которая начала предлагать новые итальянские автомобили, в частности модели Uno, Tipo, Croma, и их гарантийное и послегарантийное обслуживание. Все расчеты – в конвертируемой валюте, однако в перспективе обещали принимать рубли. Первые фирмы, фирмочки и фирмяшки по торговле иномарками появлялись мгновенно и так же мгновенно исчезали. Увы, но второго пришествия (после строительства АвтоВАЗа) марки Fiat в Россию не cлучилось: она так и не стала у нас популярной.

6. НА ЛЕНИНГРАДСКОМ ШОССЕ
в Москве открыта первая бензоколонка «Нефто-Agip» с непривычным для СССР сервисом: при АЗС – магазин, кафе, шиномонтаж. Компания Agip планировала расширить сеть таких заправок в Москве и Ленинграде, но в итоге АЗС на Ленинградке так и осталась единственной в России. И все-таки цивилизованные бензоколонки, к изумлению сограждан, стали вскоре появляться, причем не только в крупных городах, но и в провинции.

7. ОТКРЫТА НОВАЯ ДОРОГА
от Москвы до аэропорта Домодедово. У новой трассы две полосы в каждом направлении, восьмиметровая разделительная полоса и даже двухметровые заасфальтированные обочины. Это шоссе, как и первый в СССР аналогичный по конструкции и качеству «автобан» Рига – Юрмала, стали иронично называть «десять минут Америки». Но дорога действительно была и остается очень нужной, ведь в целом она и по сей день справляется с астрономически выросшим автомобильным потоком.

8. НА ВДНХ
прошла выставка Совместного предприятия МТДС, созданного советской организацией «Мосавтотехобслуживание» и вновь образованной фирмой «Вольво-ТДС». СП показало практически весь модельный ряд легковых Volvo, включая самую новую модель Volvo 940. Чудо! Иномарки, которые еще вчера видели на улицах, как правило, только с иностранными номерами, теперь можно свободно купить! Но... лишь за свободно конвертируемую валюту. А цены у простых советских людей вызывали оторопь или гомерический смех.

9. ВОЛЖСКИЙ АВТОЗАВОД
начал производство ВАЗ 21065. Такая «шестерка» отличалась массивными алюминиевыми бамперами, 5-ступенчатой коробкой передач и бесконтактной системой зажигания. Поскольку автомобиль бамперами был похож на некоторые версии ВАЗ 2106, поставлявшиеся за рубеж, многие считали его «экспортным», а значит, и особо престижным. Стоил ВАЗ 21065 примерно на 10% дороже стандартной «шестерки». Тогда еще не знали, что скоро все «шестерки» перестанут быть престижными, хотя их еще долго будут ценить за простоту и низкую цену, правда, тоже уже исчисляемую в долларах.

Вам понравилась эта статья?


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9