Мы часто пытаемся заглянуть в будущее – нам небезразлично, каким оно будет. Но есть люди, работа которых заключается как раз в том, чтобы видеть постоянно меняющееся и ускользающее грядущее и работать над ним, облекая в конкретную форму

Каждый день люди во всем мире ездят по своим делам и, стоя в надоевших пробках, думают, что изменится с годами, какая она будет – эта «мобильность будущего?» Часть ответов уже давно известна. Например, еще 40 лет назад наш соотечественник, конструктор и дизайнер Юрий Долматовский (один из создателей однообъемных кузовов), писал, что настанет время и мы будем ездить на автоматически управляемых автомобилях, движущихся по выделенным полосам. Однако сегодня уже можно говорить и о деталях.

Чудеса да и только!

Технологии развиваются все быстрее, но о массовой автономной мобильности все же говорить рано. Тем не менее существуют государственные и корпоративные транспортные стратегии «2030», рассчитанные на новые уровни автономности и экологичности транспорта. Есть видение мобильности 2030-х и у концерна Daimler. В основе идей команды из Штутгарта – симбиоз автономных машин, телекоммуникаций и каршеринга. «Кумулятивный» эффект такого сочетания обещает оказаться весьма мощным.

Представьте, что вам нужен автомобиль, чтобы добраться из аэропорта до гостиницы в цент-ре незнакомого города. Вы заранее с помощью смартфона или другого «мобильника», о котором мы еще не знаем, бронируете машину и, прилетев в нужный город, вызываете авто со стоянки. Машина уже многое узнала о вас, пообщавшись с вашим профайлом, и подъезжая, высвечивает ваше имя на дисплее, предлагая войти внутрь и занять место на удобном сиденье, но... не за рулем.

Вы оказываетесь в большом светлом салоне автомобиля без руля и педалей, который везет вас до места назначения. Во время путешествия по желанию можете «подобрать» попутчика или попутчицу с подходящим «профилем», послушать музыку, которая нравится обоим, или поговорить. Машина едет сама, вежливо пропуская пешеходов и указывая на внешнем дисплее: «Проходите, пожалуйста». И, разумеется, никакого выхлопа – только электротяга.

Поговори со мной, машина…

Очень компактный, с просторным салоном, эффектный и опережающий время – угадайте, о чем идет речь? Это… smart. Но не совсем обычный, а smart vision EQ fortwo – тот самый, из уже недалеких 2030-х. На первый взгляд в нем нет ничего фантастического! Без руля и педалей – необычно, но это уже есть и у других. Электротяга – тоже не новость. А вот дисплеи на окнах, фарах и решетке радиатора – уже нечто свежее. Но что же тогда принципиально нового?

Сама концепция – автономная машина с эффектной, неигрушечной внешностью, активно общающаяся с пассажирами, пешеходами и даже водителями других транспортных средств. К примеру, на задних фонарях могут дублироваться сигналы светофора, когда его не видно за другими автомобилями, стоящими впереди. Или высвечиваться «молния», сообщающая, что идет зарядка аккумулятора. Кроме того, новое кроется в 5-м уровне мобильности и эффективном управлении армиями автономных прокатных машин, которые раньше или позже появятся в мегаполисах планеты.

Бизнес будущего

Слово «каршеринг» теперь привычно и в России. Впрочем, важен не сам факт наличия таких услуг, а темпы роста краткосрочного проката. Одна из ведущих подобных компаний, с которой плотно и давно сотрудничает Daimler, – Car2go уже сегодня насчитывает около 3 млн клиентов, пользующихся ее услугами в крупнейших городах, в первую очередь европейских и американских. Китай в самом начале пути, но за один только 2015 год там прибавилось сразу 100 тыс. пользователей. Неудивительно, что в мире автомобили этого провайдера бронируются каждые 1,2 с!

В этом одна из разгадок жизнеспособности бизнеса с большим будущим – все дело в «оборачиваемости». Чем чаще автомобили возят клиентов и реже простаивают, тем ниже стоимость минуты проката. Машины должны быть всегда там, где они больше всего нужны. Значит, надо очень точно знать, в каком ритме живет конкретный город, с учетом расписания футбольных матчей и концертов, авиарейсов, суточных колебаний трафика и так далее. Обработка и распространение подобной информации – тоже бизнес с серьезным будущим. Без этого просто невозможно интеллектуальное управление автопарками. Уже сейчас, если машина оказывается в нужном месте в нужное время, ее арендуют более 15 раз в сутки!

На наших глазах рождается рынок с новыми рабочими местами и солидным финансовым стимулом – по прогнозам Goldman Sachs, доход владельцев парков автономных каршеринговых автомобилей в 2030-х годах превысит доход компаний, предлагающих внаем автомобили с рулем и педалями, примерно в четыре раза.

Что мешает резко расширить этот бизнес сегодня? Алгоритмы кибервождения, законы, относящиеся к машинам без водителей, и инфраструктура для зарядки электромобилей. В городах с прокатными электромобилями нужно иметь примерно столько же зарядных станций, сколько самих электрокаров, причем станций для беспроводной зарядки. Специалисты надеются, что через 10–12 лет батарею можно будет полностью зарядить подобным образом всего за 10-минутный цикл!

Право выбора

Автономный каршеринг – еще одна интересная возможность для жителей крупных городов, подобная прокату велосипедов. Причем это не убийца личных автомобилей, а дополнительный перспективный вид городского транспорта – кибертакси, в котором можно подумать о жизни, поработать, полистать фото на большом дисплее и просто побыть одному. И еще один шанс снизить нагрузки на дороги. По некоторым расчетам, при эффективном и массовом использовании «умных» прокатных машин количество легкового транспорта на улицах мегаполисов могло бы уменьшиться наполовину!

Итак, выбор не отменяется, а расширяется. На чем завтра ехать на работу? На своем или прокатном велосипеде, автобусе, машине или?.. Впрочем, это будет завтра – тогда и разберемся!  

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 4 5 2