Где найти зимнее дизтопливо, на каких заправках АИ-95 – это действительно АИ-95, и можно ли сэкономить, заправляясь дешевым бензином? Российские автолюбители задаются множеством вопросов как относительно качества топлива, так и по поводу его цены. И, к сожалению, многие из них годами остаются без конкретного ответа. Попробуем собрать их воедино, и поразмыслить на тему: где лучше?

Химичат потихоньку

Подход к выбору АЗС у рядовых потребителей в России и во многих других странах кардинально отличается: если в Европе руководствуются близостью заправки к привычным маршрутам и наличием дисконтной карты, то у нас основным критерием выступает качество топлива. Нарваться на некачественный бензин или солярку опасается чуть ли не каждый второй автовладелец, и эти переживания отнюдь не беспочвенны.

Индикатором настроений служит хотя бы то, что почти на каждом автофоруме в сети есть многостраничная ветка с обсуждением АЗС. Пользователи делятся опытом, жалуются, спрашивают, но не приходят к единому знаменателю. А ведь многое бы стало понятно, если задуматься, откуда берется низкокачественное топливо, и как оно попадает на заправки.

Сегодня на российском рынке АЗС можно насчитать порядка 90 относительно крупных операторов, и сотни мелких игроков. Последние изначально находятся в невыгодных условиях, и чтобы конкурировать с крупными сетями, им приходится искать пути снижения издержек. Самый простой способ сделать это – закупить на НПЗ более дешевый низкооктановый бензин, а затем повысить октановое число с помощью присадок.

В рейтинге самых популярных добавок фигурирует тетраэтилсвинец, нафталин, метил-трет-бутиловый эфир и железосодержание присадки. При заправке таким топливом часто возникают “побочные эффекты”: нагар на стенках цилиндров, свечах и клапанах, выход из строя лямбда-зонда, форсунок инжектора и каталитического нейтрализатора, залегают поршневые кольца, и забивается фильтрующий элемент на бензонасосе.

Характер и сроки возникновения неисправности зависит от типа и объема конкретной присадки: случается и так, что для поломки достаточно один раз залить полный бак. Однако качество топлива во многом зависит от нефтеперабатывающего завода. На сегодняшний день в нашей стране работает чуть более 30 крупных НПЗ и еще более сотни мелких. Очевидно, что, несмотря на стандарты, качество на всех не может быть одинаковым.

При этом наравне с легальными НПЗ, бензин гонят сотни так называемых “самоваров”. Учитывая доступную стоимость оборудования собственного “завода” и несанкционированную врезку в “трубу”, это производство приносит владельцам приличную прибыль. Основными покупателями дешевого бензина являются все те же мелкие заправки, собственников которых мало интересует качество и происхождение топлива.

АЗС “полного цикла”

Вывод напрашивается сам собой: чтобы уменьшить риск залить некачественный бензин, нужно заправляться на брендовых сетевых АЗС, но и здесь есть свои тонкости. Порядка 90% топлива в России выпускает всего 10 нефтегазовых компаний, в число которых входят такие гиганты, как Роснефть, Лукойл, Газпром, ТНК-BP и другие. На сетевых заправках этих компаний можно купить бензин непосредственно от производителя.

Главным преимуществом в данном случае является сквозной контроль качества на всех этапах производства, транспортировки и хранения топлива. Можно предположить, что само качество при этом будет стабильным от партии к партии вне зависимости от региона, но это не совсем так. Дело в том, что ведущие производители располагают несколькими НПЗ, например, у Роснефти их 9, а у Лукойла – 4. На практике свойства и качество топлива, выпускаемого одним заводом, вполне может отличаться от другого.

Еще одним источником дискомфорта для автовладельцев являются франшизные заправки. Фактически любая частная заправка может купить франшизу Лукойла – после ребрендинга она будет неотличима от фирменной АЗС. При этом никто не помешает ее владельцу разбавлять качественное топливо более дешевым, повышать октановое число и пускаться на другие махинации ради прибыли. Заправку, которая работает по франшизе, можно отличить по названию юридического лица в чеках или с помощи АЗС-локатора на сайте компании.

Дилерские сети

Наравне с производителями, на рынке оперируют сетевые заправки, которые закупают топливо “на стороне”: как правило, у российских лидеров рынка. Примером, является топливная компания Eka, которая работает с Лукойлом, Роснефтью и другими производителями, продавая бензин через собственную сеть АЗС. Основным достоинством являются цены, которые могут оказаться ниже, чем на фирменных заправках поставщиков.

Экономить можно за счет гибкой системы скидок, бонусов, покупки топливных карт на определенный объем топлива – своеобразная страховка от роста цен, который в нашей стране происходит перманентно. Юрлицам сетевые заправки могут предложить не только выгодные условия, но и возможность контролировать заправку всего корпоративного автопарка чуть ли не в онлайн-режиме. В целом, дешево и удобно.

Что касается качества топлива, то здесь многое зависит от выбора поставщика и от партии. В частности, не исключено, что бензин на любимой заправке вдруг внезапно “испортится”, а через месяц качество вернется к прежнему уровню. Предсказать подобные изменения рядовым автовладельцам будет не по силам.

Забугорные радости

В России принято трогательно любить все “не наше”, и это в полной мере распространяется на бензин. Часто говорят, что после заправки в Финляндии или Германии двигатель становится на 50% мощнее, а автомобиль сбрасывает 10 лет. В этом есть доля истины: как уже было отмечено в начале, качество европейского бензина в целом более стабильно. Но настолько ли оно выше?

Специалисты утверждают, что нет, если сравнивать с топливом, которое выпускают ведущие отечественные заводы. При этом цены на фирменных сетевых заправках иностранных брендов нередко оказываются выше, а бензин не всегда имеет европейское происхождение. Примером является компания Neste, которая завозит из Финляндии только топливо с октановым числом 98 и присадки, а остальное закупается на российских НПЗ.

Конечно, выбор в пользу иностранных брендов можно аргументировать более жестким контролем качества, но и здесь есть некоторые нюансы. Например, при отсутствии собственных нефтебаз, зарубежные компании пользуются хранилищами других операторов, которые не всегда отвечают европейским требованиям. Более того, уже в конечной точке продаж – на АЗС – топливо вполне могут разбавлять: ведь здесь работают такие же люди, как и везде, и это, пожалуй, самая большая проблема российского топливного рынка. 

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 4