Николай Кузнецов
18 июля 2011

Николай Кузнецов

президент компании «Сетра Лубриканс»

«Castrol часто опережает своих конкурентов как минимум на два-три года»

Даже в кризис эксклюзивный импортер смазочных материалов Castrol-BP компания “Сетра Лубриканс” расширяет сферу своих интересов. О бизнесе фирмы рассказывает ее президент Николай Кузнецов

В прошлом году автомобильный рынок страны упал вдвое. Это отразилось на поставщиках масел?

Если говорить о спросе на продукты Castrol, то его снижение не стало катастрофическим. Более того, падения продаж как такового у нас не произошло в принципе, поскольку накопленный к тому моменту парк автомобилей нуждался в обслуживании и его необходимо было обеспечивать маслами. Другое дело, что замедлились темпы роста. Если до кризиса мы ежегодно прибавляли по 25–30%, то в 2009 г. такого рывка не было, но все равно положительный прирост мы показали. О некотором росте говорят многие факторы: цены на нефть выросли, экономика стабилизируется, и даже у автомобильных дилеров опять появляются очереди.

Но кризис мог проявиться и иначе. Например, если спрос сдвинулся в сторону дешевых продуктов..

Напротив, структура наших продаж даже улучшилась: сейчас доля наиболее качественной и дорогой “синтетики” у нас составляет 80–85%, и она растет. Синтетические продукты – это конек Castrol, тут мы остаемся лидерами среди всех поставщиков. Приоритет нашего бренда – топовый сегмент рынка, и мы не намерены из него уходить. Тем более что этому способствует и российский рынок. Хотя покупательская способность населения здесь ниже, чем в Европе, доля продаж синтетических масел гораздо выше. Отчасти это объясняется климатом, отчасти тем, что для российского клиента машина – это больше чем средство передвижения и он заботится о ней. Наши автовладельцы разбираются в маслах лучше, чем западноевропейцы или американцы. Здесь почти каждый знает классификации смазочных материалов, их спецификации, понимает, что написано на канистре.

Что представляет собой продуктовая линейка Castrol сегодня? Есть ли в ней что-то новое?

Основа нашего ряда – высококачественные синтетические масла с самым большим количеством допусков автопроизводителей. А среди новинок есть как розничные продукты, так и профессиональные. В числе первых – EDGE 5W-30, который сейчас выводится на рынок. Премиум-линейка EDGE появилась два года назад и предназначена для современных, мощных и форсированных двигателей. Думаю, она будет очень востребована в России. Есть также новое масло Magnatec Professional, специально разработанное для марки Ford совместно с инженерами этой компании. Оно поставляется официальным дилерам бренда. В числе преимуществ – последний допуск Ford, а также огромное количество рекламных возможностей. К примеру, до 30 июля владельцы автомобилей Ford могут принять участие в розыгрыше поездки на встречу с Криштиану Роналду.

Профессиональные масла можно найти и в магазинах?

Только в литровых канистрах для доливки масла в двигатель. Castrol-BP уникальна тем, что производит и поставляет отдельные линейки продуктов для сервисов и розницы, что позволяет избегать конкуренции внутри бренда. Но это не значит, что “розничные” масла хуже: они просто имеют другие спецификации и позиционируются для разных сегментов потребителей.

А как появляются масла для автомобильных марок?

Мы создаем их вместе с автопроизводителями для новых и перспективных моторов. Обычно после техзадания на двигатель появляется и задание на смазочные материалы, после чего в течение нескольких лет разрабатываются масла. Там и лабораторный этап, и стендовые испытания, и дорожные. Причем часто продукт сначала разрабатывают для экстремальных условий автоспорта, и лишь затем он идет в розницу. Кстати, допуски автопроизводителей на моторные масла появляются гораздо реже новых моделей двигателей, каждый новый допуск – это огромная работа по созданию нового продукта, и на нее может уйти до нескольких лет.

Это подразумевает и дальнейшие прямые поставки дилерам на сервисы?

Castrol сотрудничает на глобальном уровне с рядом крупных концернов. Например, с BMW, с группой Volkswagen, включая недавно подписанные соглашения по маркам Skoda и Seat. Мы обеспечиваем смазочными материалами официальных дилеров этих брендов. Но есть и иные варианты. В прошлом году российская “Форд Мотор Компани” передала нам весь свой масляный бизнес, и теперь мы поставляем смазочные материалы всем 102 дилерам этого бренда. Честно говоря, было непросто: за короткий срок требовалось отладить всю логистику, совместить системы заказов двух компаний, решить множество других проблем. Но справились, не сорвали ни одной поставки. А вообще, если говорить об авторизованных автомобильных дилерах в России, то мы имеем 35–40% в общем объеме поставляемых им смазочных материалов.

А с неавторизованными сервисами не работали?

Как раз этим сейчас занимаемся. Ведь когда автомобиль снимается с гарантии, многие переходят именно в такие фирмы. По оценкам, неавторизованных сервисов в России насчитывается от 7 до 10 тыс., включая как крупные предприятия, так и мастерские в гаражах. Недавно разработали программу сотрудничества с подобными предприятиями. Конечно, там все непросто, но, кажется, мы нашли способы реализовать задуманное. Есть и еще одно новое направление – коммерческий транспорт. Раньше этим сегментом мы не занимались, но сейчас видим, что в нем большой потенциал для бизнеса. Самым большим достижением для себя мы считаем партнерство с MAN.

Лидерство на рынке подразумевает постоянную работу в сфере инноваций, научные исследования. Это справедливо для Castrol?

Об уровне инноваций можно судить хотя бы по тому, что именно в Castrol появились многие принципиальные новинки. Например, присадки к маслам и всесезонные масла, которые затем стали разрабатывать другие фирмы. У нас есть несколько научно-технических центров. Моторные масла для Европы, включая Россию и СНГ, создаются в Англии, трансмиссионные разрабатываются в Германии. Причем эти трансмиссионные продукты, пожалуй, лучшие – у конкурентов часто даже нет аналогов.

Не планируется открыть предприятие в России?

Нет, если честно. Производство для России осуществляется на заводах в Германии и Бельгии. Для других рынков есть заводы и в США, и в Японии, и в Корее.. Всех не перечислишь. Не думаю, что в этой структуре в ближайшее время что-либо изменится.

Castrol все чаще ассоциируется с большим футболом. Что дает это спонсорство?

Если ассоциируется, значит мы на правильном пути. Именно такая задача и ставилась, когда в 2008 г. подписывался контракт. Нам нужен был массовый вид спорта, где есть различные рекламные возможности. Сейчас Castrol является спонсором чемпионатов мира ФИФА 2010 и 2014 гг., а также “Евро-2012”. Причем речь идет о самых разных проектах. Они в основном базируются на экспертизе в области футбольной статистики и анализа. Если сначала был лишь подсчет коэффициентов результативности игроков, то теперь уже создан настоящий рейтинг. Ему чуть более полугода, но продукт уже заслужил признание и спортивных журналистов, и тренеров, и экспертов. А недавно появился “инструмент” Castrol Predictor, позволяющий прогнозировать результат той или иной национальной сборной на различных этапах первенства.

А как же автоспорт?

Мы не забыли о гонках. Castrol по-прежнему поддерживает заводские команды BMW, Ford, Volkswagen. Это постоянный “портфель” наших технических партнеров. Кроме того, в январе 2010 г. подписали контракт с заводской раллийной командой Skoda. Но мы видим свою роль не только в техническом партнерстве и в статусе спонсора: в этом году появился Castrol Driver Rankings – рейтинг более 2000 пилотов, выступающих в 47 различных гонках по всему миру. Это уникальный продукт, сопоставляющий спортсменов из различных видов автоспорта и позволяющий выводить объективные показатели их мастерства.

Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Автор
Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Фото
Фото Игоря Михалева

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 1