Александр Кравцов
ИРИТО
04 августа 2010

Александр Кравцов

директор по маркетингу ИРИТО

«До полного восстановления рынка после кризиса пройдет лет пять»

В период выхода из экономического кризиса на автомобильном рынке особого внимания заслуживает сегмент бюджетных автомобилей. Потребитель часто не готов приобретать дорогой автомобиль, поскольку все еще не чувствует уверенности в завтрашнем дне. Даже именитые автопроизводители в таких условиях стремятся предложить автомобиль, который вписывался бы в ценовой сегмент от 10 до 20 тысяч евро. Однако кроме японских, корейских и европейских брендов, предлагающих в своей линейке одну-две бюджетные модели, на российском рынке присутствуют китайские производители, автомобили которых и до кризиса принадлежали этому сегменту рынка.

Об итогах кризиса и ближайших перспективах порталу Motorpage.Ru рассказал директор по маркетингу компании ИРИТО, официального дистрибьютора Great Wall Motor в России, Александр Кравцов.

- Какой была динамика продаж автомобилей Great Wall непосредственно перед кризисом, и что произошло в кризисный 2009 год, когда автомобильный рынок в целом потерял 50%?

- Мы начали активно продвигать бренд Great Wall в России в 2006 году. В 2007 уже было двукратное увеличение продаж. В 2008 удалось повторить это достижение. Мы быстро росли, появлялись новые модели, модификации, интерес к марке постоянно увеличивался. Надо заметить, что и на китайском рынке Great Wall держит лидерство в сегменте SUV последние 6-7 лет, а в сегменте пикапов – уже 12-й год подряд. Это крупнейший частный автопроизводитель в Китае. И там, как и у нас, абсолютным лидером марки является модель Hover. В течение двух докризисных лет мы завоевали больше 30% рынка пикапов и больше 30% рынка бюджетных рамных внедорожников. Это, конечно, довольно узкий сегмент рынка, в нем представлено мало моделей. Но на данный момент можно говорить, что мы стали лидерами этого сегмента.

В 2009 году потребительский кризис мы мало почувствовали, поскольку работаем в бюджетном сегменте. В гораздо большей степени мы пострадали от повышения таможенных пошлин. Не секрет, что в России более половины стоимости автомобиля в салоне – это всевозможные налоговые и таможенные платежи. Если мы посмотрим, сколько стоит Hover в Китае, нам станет очень обидно - в России покупатель значительно переплачивает. А тут на кризисе таможенные платежи еще увеличились. А в довершение всего была введена запретительная ставка пошлины на ввоз кузовов. Вышло постановление, по которому «растаможка» любого кузова стала обходиться не меньше, чем в 5 тыс. евро. Мы были вынуждены распродавать исключительно сток. Образовался дефицит. Дилеры ждали автомобили по 3-4 месяца. Отчасти, кризис нам даже помог, - некоторое снижение потребления совпало со снижением ввоза.

Многие автопроизводители в 2009 году боролись со стоком, пытались и не могли распродать уже имеющиеся автомобили. Даже сейчас у некоторых марок есть в наличии автомобили, выпущенные до 2008 года. У нас была обратная ситуация – имеющихся автомобилей не хватало для удовлетворения потребностей дилеров и конечных покупателей.

Мы уменьшили свою маржу и маржу дилеров, только чтобы сохранить существующие розничные цены. В этом году после запуска производства в России по полному циклу со сваркой и окраской кузовов, мы возобновили продажи по старым ценам. Недавно состоялась презентация нового поколения Hover – это модель H3. Автомобиль продается точно по такой же цене, как и предыдущий Hover. Надеюсь, в ближайшее время мы выйдем на докризисные объемы продаж – это 1000 автомобилей ежемесячно.

- Это объем продаж внедорожников и пикапов. А каковы ваши прогнозы по легковым моделям Great Wall?

- Изначально марка была представлена в России исключительно как производитель внедорожников и пикапов. В 2008 году в Китае появился новый высокотехнологичный завод марки, на котором началось производство легковых моделей – Florid, GW Peri, Cowry, CoolBear. Мы как официальный дистрибьютор сейчас участвуем в продвижении на российском рынке моделей Florid, Cowry и CoolBear. Последний – уникальный автомобиль, на который сейчас уже выстроились очереди. Автомобилей этой модели в наличии уже нет. От момента оплаты заказа до поставки конкретного автомобиля в салон иногда проходит три месяца. Таможня, склад, разгрузка, вообще вся логистика с Китаем – непростой вопрос.

- Причина популярности CoolBear в том, что это «Toyota для бедных»?

- Нет. Этот автомобиль, действительно, очень интересен. Он рулится как карт, обладает очень привлекательным дизайном, в нем использованы очень качественные материалы отделки салона, двигатель Mitsubishi 1,5 или 1,3 литра. У автомобиля очень неплохое даже базовое оснащение – кондиционер, ABS, подушки безопасности, электростеклоподъемники, центральный замок, электрозеркала. Ну и, естественно, цена.

Однако, я бы не стал говорить, что CoolBear привлекателен тем, что похож на Toyota BB. Когда я ездил по городу на одном из первых CoolBear, люди обращали внимание, расспрашивали, но этой ассоциации ни у кого не возникало.

Дело в том, что в Европе и России Toyota BB практически неизвестна, хотя в США и Японии она стала культовой для студенчества. У нас же CoolBear воспринимается как какой-то шоу-кар.

- Изменился ли на кризисе портрет покупателя марки Great Wall? Ощутили ли вы приход покупателей, которые до кризиса ориентировались на более дорогие автомобили?

- Здесь получилась интересная ситуация. Мы проводили исследование, которое показало, что наш традиционный покупатель остался с нами – ниже по цене опускаться просто некуда. Во всяком случае, среди китайских автомобилей Great Wall предлагает наивысшее качество, которое превосходит качество продукции российского автопрома. Но и люди, которые до кризиса планировали покупку более дорогого автомобиля, тоже стали нашими потребителями. Не потому, что у них стало меньше денег, а потому, что за меньшие деньги есть возможность приобрести автомобиль не хуже, чем продукция более именитых производителей. Просто работает сарафанное радио, кто-то купил, рассказал знакомым и т.д. Если раньше о Great Wall никто не знал, то теперь марка уже узнается, постепенно завоевывает доверие и репутацию.

- Основные продажи приходятся на Hover?

- Да. Четвертый год подряд это флагман марки и локомотив продаж. На Hover всегда есть спрос, всегда очередь. Автомобиль очень серьезно выглядит, обладает выдающимися внедорожными характеристиками. В нем есть блокировка дифференциала, пониженная передача, дисковые тормоза по кругу, рама. Да и базовое оснащение у Hover богатое.

- Наиболее актуальным вопросом при покупке китайского автомобиля является его качество. Первые покупатели Great Wall очень жаловались на качество металла и покраски – кузова ржавели буквально за год. Затем эти нарекания прекратились. Были усовершенствованы технологии производства, сменились поставщики металла? И вообще удается ли бороться с представлением, что китайская продукция – это всегда низкое качество?

- На самом деле я бы не стал говорить, что «китайское» – это синоним «некачественное». Вспомните, как еще в советские годы ценились китайские кеды, тушенка «Великая стена» и другие китайские товары. Тут, скорее, проблема в другом. В девяностые годы, когда развернулась свободная торговля, и челноки потащили в страну китайский ширпотреб, алчность сыграла с ними злую шутку. Они старались закупить все самое дешевое. Вот тогда и появился стереотип, что в Китае ничего хорошего не делают. На самом деле это не так. В Китае есть собственная мощнейшая индустрия, большинство крупнейших мировых производителей имеет там собственное производство, часто совместно с китайскими компаниями.

Первый китайский бренд, с которым мы работали, – Xinkai. Он действительно оказался некачественным. Это были автомобили, у которых были проблемы с узлами, агрегатами, кузовом… Наша компания довольно быстро приняла решение закончить сотрудничество с этим брендом. Мы стали заниматься Great Wall. И изначально этот производитель очень высоко поднял планку по качеству. Сразу предоставлялась полноценная гарантия на 3 года или 100 тыс. пробега. Была налажена поставка запчастей. Был создан крупнейший в Европе склад автозапчастей для автомобилей этой марки. Он находится в Речицах Московской области. Great Wall много инвестирует в постройку новых заводов, в новые технологии, в аудит.

Например, не секрет, что создать собственный двигатель – это очень дорого и долго. На первых автомобилях Great Wall ставились двигатели Mitsubishi, выпускаемые по лицензии. На этих двигателях стоит клеймо Mitsubishi. Если бы к качеству этих силовых агрегатов были претензии, японцы не позволили бы ставить свое клеймо. Сейчас у Great Wall собственный завод по производству двигателей, целая линейка современных и надежных агрегатов для всего модельного ряда бренда.

У дизельного двигателя вся топливная аппаратура Bosch – ТНВД, форсунки, топливный насос и т.д. Большая часть электронных систем на автомобилях Great Wall этой же фирмы.

- А автоматические трансмиссии Great Wall планирует ставить на свои автомобили?

- Это на самом деле скорее вопрос сложившейся культуры производства. Пока у Great Wall преобладает выпуск автомобилей с МКПП, т.к. в большей степени компания ориентирована на внутренний спрос, а он в Китае вполне традиционен, покупатели предпочитают покупать автомобиль с механической трансмиссией и не доплачивать за «автомат». Переломить всю систему производства довольно сложно, мы уже давно объясняем своим партнерам, что АКПП для автомобилей, поставляемых в РФ, необходима. У компании есть технология АКПП, но выпуск автомобилей с таким типом трансмиссии массовым назвать нельзя. В самое ближайшее время мы планируем реализовать сертификацию и поставки машин Great Wall с АКПП.

Даже при отсутствии варианта с АКПП в России сейчас эксплуатируется около 40 тыс. внедорожников Great Wall. Это достаточное количество, чтобы можно было составить статистику неисправностей. Должен заметить, что каких бы то ни было часто повторяющихся дефектов мы не наблюдаем.

- Известно, что долговечность кузова автомобиля зависит, прежде всего, от качества металла. Например, Volkswagen на своем калужском заводе использует испанский металлопрокат, а не российскую сталь, поскольку она пока не соответствует требованиям концерна по качеству. А какой металл использует Great Wall?

- У всех производителей разный подход к обеспечению коррозионной стойкости кузова. У японцев, например, никогда не было оцинковки, они добивались нужного качества специальной подготовкой металла перед покраской. Audi производит алюминиевые кузова – A8, например. Этот же производитель был первым, кто произвел полностью оцинкованный кузов. Мы на заводе Great Wall в подмосковной Гжели стараемся соблюдать все европейские нормы подготовки кузова к покраске и самой покраски - катафарез, грунтовка, покраска, обезжиривание перед нанесением каждого слоя. Все это соблюдается.

Металл же сейчас используется китайский. Другой вопрос, что Китай закупает российскую сталь, и очень может быть, что детали кузова, которые к нам приходят, изготовлены из российской стали. Точно, к сожалению, этого сказать нельзя.

- Еще один важный вопрос при принятии решения о покупке автомобиля – удобство его эксплуатации. Если происходит поломка, каковы сроки поставки запчастей для ремонта автомобилей Great Wall?

- Поскольку у нас теперь есть собственное производство, то и запчасти практически все в наличии. Кроме того, есть крупнейший склад автозапчастей для китайских автомобилей в Подмосковье и три региональных склада в Казани, в Санкт-Петербурге и в Ростове. Так что даже редкие запчасти мы получаем в течение одного-двух дней.

Кроме того, в Пекине работает представительство компании ИРИТО в КНР. И если требуется какая-то редкая запчасть, которой нет в России, то наш представитель в Китае находит ее там и отправляет самолетом. Срок поставки получается от нескольких часов до максимум 1-2 дней.

По срокам ремонта у владельцев автомобилей европейских брендов часто проблем больше, чем у наших клиентов.

- Планируете ли вы какие-то дополнительные акции для повышения доверия к бренду Great Wall?

- Во-первых, в этом году в ралли Дакар в ТОП-35 вошел Great Wall. Причем это был дебют Hover в этой гонке. Мы планируем участие в различных внедорожных соревнованиях и ралли-рейдах на территории России. Мы уже проводили испытательный пробег на юг по дну Аральского моря совместно с АвтоРевю. Были пробеги и на север. То есть и в холод, и в жару. Но главный фактор повышения доверия к марке – это отзывы наших покупателей.

При этом все мы понимаем, что себестоимость литра кока-колы - рубля три. Но мы покупаем его за сорок пять. Девяносто процентов цены – это рекламные бюджеты. Мы не хотим идти по такому пути.

Мы участвуем во всех российских выставках, организуем пресс-туры. В ноябре этого года у нас будет пресс-тур в ЮАР в гости к местному дистрибьютору GWM, который там является лидером рынка в сегменте пикапов и внедорожников. Но мы не хотим чрезмерно раздувать рекламные бюджеты.

- Вы недавно презентовали Hover H3. По сравнению с предыдущим поколением модели он стал более привлекательным по дизайну, но рычаг управления режимами полного привода был заменен на электронный селектор. Теоретически это снижение надежности автомобиля как внедорожника. В связи с этим возникает вопрос, будет ли параллельно с новым Hover продаваться старая модификация?

- Нет. У дилеров сейчас остались считаные единицы Hover предыдущего поколения. В ближайшее время он уйдет с рынка, и останется только Hover H3. Более того, через полгода мы надеемся презентовать на российском рынке Hover H5, который будет предлагаться с АКПП.

Однако я бы хотел успокоить тех, кто беспокоится о надежности электронного управления режимами работы трансмиссии. Электронный селектор уже ставился в предыдущем поколении Hover на все дизельные автомобили и зарекомендовал себя как абсолютно надежный. Каких бы то ни было проблем с ним не возникает.

Кроме того, дополнительный рычаг - это более широкий трансмиссионный тоннель. А ведь будут появляться новые модификации, появится АКПП. В любом случае, от рычага пришлось бы отказываться. Это общая тенденция для всех производителей внедорожников и кроссоверов.

- Ценовая политика марки будет меняться? До сих пор вы удерживали цены на относительно невысоком уровне. Новый Hover H3 стоит столько же, сколько и предыдущее поколение. А Hover H5 будет дороже?

- Надеюсь, если цена и увеличится, то незначительно. Конечно, все будет очень зависеть от курса доллара, от применения на новой модели систем, повышающих ее экологичность и безопасность. Это тоже сейчас общая тенденция. Требования повышаются, а их исполнение требует дополнительных затрат, которые в конечном счете ложатся на конечного потребителя.

- Когда российский рынок окончательно восстановится после кризиса? И на какие объемы продаж вы рассчитываете в долгосрочной перспективе?

- Сейчас сложно прогнозировать. Аналитические агентства дают разные прогнозы. Лично я думаю, что по итогам года будет продано порядка полутора миллиона новых автомобилей. Но затем наступит стабилизация, дальнейшего бурного роста автомобильного рынка я не ожидаю. До полного восстановления рынка до уровня 2,8 млн автомобилей, как это было до кризиса, пройдет лет пять.

Мы хотим в ближайшие несколько лет выйти на уровень продаж в двадцать тысяч автомобилей в год. С моей точки зрения, к этому нет никаких препятствий. В том числе повышается уровень приверженности и лояльности к марке. Люди, которые раньше приобрели себе Hover, теперь покупают женам CoolBear. Внедорожник для поездок загород, а небольшой семейный автомобиль для города.

                  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 2