Иван Родионов
21 октября 2010

Иван Родионов

профессор ГУ-ВШЭ

«Дорогой автобус не является альтернативой автомобилю!»

По данным соцопросов 25% автовладельцев готовы отказаться от поездок на личном автотранспорте, если цены на бензин вырастут до 30 рублей за литр. В ближайшие три года бензин будет дорожать за счет повышения акцизов на рубль за литр ежегодно. С большой долей вероятности, учитывая инфляцию и другие факторы, способствующие росту цен, можно говорить, что психологический рубеж в 30 рублей будет преодолен уже в ближайшем будущем. Чтобы смягчить негативное воздействие такого повышения налоговой нагрузки правительство РФ внесло в Госдуму законопроект дающий регионам право снижать или вовсе отменять транспортный налог для автомобилей мощностью до 150 л.с. включительно.

О том, к каким последствиям это приведет, порталу Motorpage.ru рассказал профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.

- Подорожание бензина на рубль в год - это не так страшно, как может показаться. Обратите внимание, в последние несколько лет бензин и так дорожает ежегодно фактически на этот же рубль, и плюс к тому сезонные факторы действуют. И ничего страшного не происходит, как ездили люди, так и ездят, автомобилей на дорогах становится только больше.

И этому есть масса объяснений. Многие люди переселились в районы, где с общественным транспортом очень плохо. Им надо ездить каждый день на работу, и это возможно только на автомобиле. Есть дачники, которых по-прежнему много. И сейчас люди стали ездить на дачу не только в теплый сезон, но круглогодично.

Да и вообще, если посмотреть на темпы автомобилизации, то станет понятно, что это направление развития стало для нас магистральным. Замена автомобиля общественным муниципальным транспортом вряд ли возможна. Для этого требуются колоссальные вложения. Общественный транспорт больше никогда не будет дешевым, за пять копеек мы ездить не будем. А дорогой автобус для многих не является альтернативой автомобилю. Если в семье два человека, то для них одна поездка на работу - это 50 рублей. 50 рублей - это 2 литра бензина или 20-30 км на автомобиле. Получается, ездить на работу вдвоем уже выгоднее на личном автотранспорте.

- Если только не учитывать пробки.

- Молодое поколение очень ценит комфорт и личное пространство. Они лучше будут стоять в пробках на своем автомобиле, слушать музыку или аудиокниги и т.д., чем трястись в автобусе или метро.

Поэтому я не думаю, что спрос на бензин эластичен. То, что 25% автовладельцев заявляет о возможном отказе от поездок при высоких ценах на бензин, это больше эмоциональная реакция, чем реальное намерение.

Хотя, конечно, плохо, что бензин дорожает такими темпами. Его стоимость уже приближается к уровню развитых стран, а доходы населения у нас по-прежнему остаются гораздо более низкими. Этот разрыв не сокращается.

- В скором будущем нам предстоит еще и переход на Евро-4. Это приведет к новой волне подорожания бензина.

- Всем понятно, что это не имеет ничего общего с реальностью. У нас не построено новых НПЗ. Откуда возьмется этот бензин Евро-4?! Для этого нужны новые мощности, а их нет. Достаточно просто понюхать российский Евро-4 и настоящий европейский. Они даже на запах различаются! У нас это только присадки разной степени вредности, и это не имеет ничего общего с тем бензином, который выпускается на европейских или американских заводах. В Европе можно стоять на обочине оживленной трассы и нормально дышать. У нас нет. И это не поменяется в одночасье.

Правда, надо учитывать, что у нас показатели реального производства бензина и его потребления различаются чуть ли не в два раза, и это еще очень консервативная оценка. Некоторые эксперты говорят, что в 4-8 раз. Многие автовладельцы по-прежнему заправляются бензином, который не проходит по официальным каналам, и с которого не взимаются акцизы. Говорить о качестве такого бензина, естественно, не приходится.

Это не отменяет того, что и левый бензин подорожает, но в меньшей степени. И это будет сдерживать общий уровень цен.

Конечно, для граждан было бы более правильным, если бы не увеличивали акцизы, а добились обложения акцизами левого бензина, но это сложнее, и государство, как обычно, предпочитает не напрягаться, а залезть в наш карман.

- А снижение транспортного налога может компенсировать затраты автовладельцев на бензин?

- У нас даже на федеральном уровне мало дорог строится, а на региональном с дорожной сетью проблем еще больше. Поэтому рассчитывать, что регионы станут снижать транспортный налог и сокращать таким образом поступления в региональные бюджеты, не стоит. Для них транспортный налог - это чуть ли не единственная возможность поддерживать дороги хоть на каком-то приемлемом уровне. Так что этот законопроект правительства, - просто PR.

- Если единственная возможность для дальнейшего развития - продолжение автомобилизации, общественный транспорт альтернативой не является, и несмотря на дорогое топливо, люди продолжают покупать автомобили, значит единственный шанс - строительство дорожной сети, в том числе и в крупных мегаполисах. Иначе будет транспортный коллапс.

- С одной стороны да. Но с другой, нет у дорожников заинтересованности строить качественные дороги. Вот Сибур построил завод по производству современного нетканого полотна для использования в дорожном строительстве. Для хорошего дорожного полотна необходимо соответствующее основание, но дело в том, что Сибур не нашел спроса. Дорожники не хотят строить дороги с использованием современных технологий. Они заинтересованы в стабильно плохих дорогах, которые можно постоянно ремонтировать. Достаточно проехать по реконструированным на кредиты Европейского банка трассам - это Минское шоссе, Киевское шоссе, Ленинградка+. И что?! Это же по-прежнему безобразные дороги, качество покрытия не выдерживает критики, ямы, трещины, волны, колеи!

Рассчитывать на решение дорожных проблем в какой-то обозримой перспективе я бы не стал. Безнадега!

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 5