Дмитрий Европин
27 февраля 2010

Дмитрий Европин

главный редактор MotorPage.ru

«Карты обязательного страхования – добровольно-принудительное оздоровление банковского сектора»

Автор законопроекта - председатель комитета по финансовому рынку, зампред фракции единороссов Владислав Резник.

Экономика проекта такова: карта выпускается бесплатно, вернее, ее стоимость включается в цену полиса, стоимость годового обслуживания около 600 рублей, кредитный лимит по карте – 2500 рублей, стоимость оснащения ГИБДД считывающими устройствами – 20 млн. долларов. В масштабах государства затраты более чем посильны. Господин Резник отмечает, что полисы ОСАГО при этом подорожают незначительно, а положительный эффект от внедрения таких пластиковых карт будет существенным.

Карта становится вместилищем самой разнообразной информации. Это и данные самого владельца, и история нарушений водителем ПДД, и сроки действия его полиса ОСАГО. Пользование такой картой для оплаты штрафов максимально удобно, но при этом не обязательно. Желаешь толкаться в очередях в Сбербанке - никто не неволит. Если же нет, на счет карты можно заранее положить определенную сумму в расчете на будущее общение с ГИБДД. Если вдруг денег не хватило – не беда. Банк-эмитент карты предоставит кредит в пределах предусмотренного лимита.

Инспектор ГИБДД, в свою очередь, сможет определять размер штрафа дифференцированно, в зависимости от того является ли водитель «рецидивистом» или нет, - к услугам инспектора подробная история, записанная на электронный носитель.

Не удивительно, что законопроект был благосклонно встречен депутатами, правовым управлением Администрации президента и даже ГИБДД. Заместитель начальника этого ведомства Владимир Кузин в интервью газете «КоммерсантЪ» выразил полную готовность к сотрудничеству с кредитными организациями.

Нелишним будет отметить и то, что одним из аргументов разработчиков в пользу введения пластиковых карт обязательного страхования стала борьба с коррупцией. Пластиковые карты должны существенно ограничить поборы на дорогах со стороны инспекторов ДПС.

В целом законопроект выглядит более чем прогрессивно, он явно полезен, и при такой мощной поддержке со стороны всех заинтересованных структур не приходится сомневаться в его скором прохождении всех уровней законодательной власти.

Однако есть и вопросы. Начать стоит с коррупции. Каким образом пластиковые карты обязательного страхования должны снизить коррупциоемкость общения водителя с представителем ГИБДД? По сути, подробная информация о совершенных ранее нарушениях, содержащаяся на пластиковой карте – это реализация давней мечты ГИБДД о возвращении к талонам учета нарушений, которые были в ходу в советские годы. Три прокола – лишение прав. Как только появятся пластиковые карты, следующим шагом станет внесение соответствующих изменений в законодательство. И снова водитель будет готов расстаться с любой суммой денег, если он уже дважды допустил пусть даже незначительные нарушения, за которые штраф не превышает ста рублей.

Но даже если заподозрить ГИБДД в гуманизме и предположить, что такого не произойдет, а просто инспектор за повторное нарушение станет назначать больший штраф, все равно стимул к увеличению стоимости «решения вопроса полюбовно» становится ощутимым. Наверняка большинство автомобилистов захочет сохранить свою водительскую историю чистой, - ведь количество нарушений в скором будущем может начать учитываться и при расчете стоимости ОСАГО.

С другой стороны, есть и положительный момент. В настоящее время чуть ли не самый распространенный повод для заведения дел об административных правонарушениях (по некоторым данным вплоть до 80%) – это выезд на полосу встречного движения. Удивительного в этом ничего нет, - серьезное нарушение, предусматривающее значительные штрафы и наказание в виде «лишения прав». Его корупциоемкость вопросов не вызывает. Между тем выезд на встречку – далеко не самое распространенное нарушение ПДД. Гораздо чаще нарушаются, например, правила парковки. Однако штраф за такой проступок в большинстве случаев незначителен и сотрудники ГИБДД просто не тратят время на оформление протокола по таким «несущественным» поводам.

При введении пластиковых карт обязательного страхования процедура взимания штрафа существенно упростится, вплоть до заочного выписывания штрафа и автоматического списания средств со счета нарушителя. Это тоже потребует дополнительных корректировок в законодательстве, но первый шаг к таким изменениям уже сделан. Как минимум для выполнения «плана», спущенного начальством, инспектора ДПС, возможно, начнут бороться с подобными мелкими нарушениями.

Не менее любопытен финансовый аспект законопроекта председателя комитета Государственной думы по финансовым рынкам.

Карта обязательного страхования, по сути, будет обычной банковской кредиткой, у которой предусмотрены дебетовая и кредитная части. Надо полагать, выпускаться такие карты будут рядом уполномоченных банков, выбранных государством. Каждому водителю предлагается разместить на счете карты некую сумму для оплаты будущих штрафов. Разумный объем размещения должен составлять некую среднюю сумму штрафа за нарушение ПДД. Пусть это будет даже не 2500 рублей (обсуждаемый кредитный лимит), а 1500. В этом случае только в столице, где количество автомобилей уже перевалило за отметку 3 млн 500 тысяч – добровольно-принудительное вливание в банковскую систему составит 5,25 млрд. рублей или что-то около 175 млн. долларов.

Уровень автомобилизации в России сейчас составляет примерно 220 автомобилей на 1000 жителей. То есть всего в России около 30 млн. автомобилей. Соответственно московские цифры можно смело умножить на десять. Со всей России банковская система, в лице избранных кредитных организаций, может собрать вплоть до 2 млрд долларов. Конечно, это очень грубые, неточные расчеты, которые, однако, позволяют оценить масштаб вливаний.

Вряд ли можно рассчитывать на то, что, попав на банковские счета, средства будут лежать мертвым грузом, - они должны приносить прибыль. Однако пока никто не говорит о начислении процентов на средства, размещенные на такой карте обязательного страхования. Зато депутаты обсуждают, какими будут условия кредитования, если «нарушитель» залезет в карман к банку на предусмотренные 2500 рублей. Фантастичным выглядит предположение, что кредитование станет осуществляться на беспроцентной основе. Скорее всего, проштрафившимся водителям, которые воспользуются кредитом, придется возвращать его с процентами. Возможно, процентная ставка окажется льготной, но, в любом случае, себе в убыток банки работать не будут.

Таким образом, законодательная инициатива господина Резника направлена не только на «совершенствование» отношений автомобилистов с сотрудниками ДПС и рост поступлений в бюджет, но и способствует существенному оздоровлению банковского сектора в сложный посткризисный период.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9