Валерий Федоров
23 декабря 2009

Валерий Федоров

генеральный директор ВЦИОМ

«Ключевым фактором на автомобильном рынке России в 2010 году будет ценовая политика»

О том, как менялись потребительские настроения россиян в течение года, и чего можно ожидать в новом году, в интервью Motorpage.Ru рассказал директор Всероссийского центра изучения общественного мнения, Валерий Федоров.

- Как выглядит хроника кризиса на автомобильном рынке в проводимых ВЦИОМ опросах общественного мнения?

- Автомобиль в России входит в знаменитую триаду «квартира, машина, дача». Из этого у нас складывается тот уровень материального благополучия, после достижения которого, можно говорить, что жизнь удалась. То есть автомобиль – это значимое, крупное, ответственное приобретение. Ежемесячно мы проводим опрос и спрашиваем «Как Вы думаете, хорошее ли сейчас время для осуществления крупных покупок?» На основании этих данных мы рассчитываем индекс потребительского доверия. Давайте посмотрим, как он менялся в течение года.

В январе он составлял 46 пунктов, затем началось снижение вплоть до июня, когда он составил 39 пунктов. Затем последовал постепенный рост, но не слишком значительный и не слишком последовательный. В августе 44 пункта, в сентябре вновь падение до 42, в октябре 47, в ноябре 43. То есть, наиболее тяжелым периодом оказались месяцы с апреля по июнь. Тогда 54-55% россиян полагали, что время неблагоприятно для совершения крупных покупок. Сейчас уровень потребительского доверия несколько укрепился, но говорить о возвращении к россиянам потребительского доверия не стоит. В ноябре 49% опрошенных полагали, что делать крупные покупки не стоит. И только 32% считали момент благоприятным.

Все прочие наши опросы показывают, что самое худшее, по мнению граждан, уже позади и дальше будет только лучше. Но индекс потребительского доверия свидетельствует, что этот оптимизм пока не перерос в потребительскую уверенность. Граждане предпочитают деньги держать при себе.

- А как же кризисные опасения потерять накопленные деньги?

- В начале года, действительно, сильным аргументом в пользу совершения крупных покупок было обесценение денег. «Деньги жгли ладони». Но когда в ноябре мы попросили наших респондентов оценить темпы инфляции, только 40% опрошенных назвали их высокими. Весной 2008 года, еще до наступления кризиса, эта цифра была 81%. То есть, с точки зрения населения, темпы инфляции снизились. Значит, деньги можно безболезненно хранить, а не пытаться срочно как-то пристроить. Одновременно у значительной части россиян денег стало меньше. Потому полноценного восстановления спроса пока и не происходит.

- Есть какие-то поводы для оптимизма? Что сегодня могло бы послужить стимулом к приобретению автомобиля?

- До кризиса очень многие приобретали автомобиль в кредит. Сейчас, когда денег стало меньше, для покупки часто нужны заемные средства. Поэтому мы проводим еще один опрос: «Как вы думаете благоприятное ли сейчас время брать кредит?» - на основании этого опроса мы строим «индекс кредитного доверия». В марте-мае он составлял 21 пункт, затем начался осторожный рост. 23 пункта в июне, 25 - в августе и 28 в ноябре. Это означает, что примерно 15% опрошенных полагают, что сейчас благоприятное время брать кредиты. Весной их было только 6%. Конечно, 15% это тоже бесконечно мало. 70% сейчас не готовы брать кредит. Но еще полгода назад таких было 80%. А вот в октябре-декабре 2008 года, когда кризис еще не ударил по кошелькам, а ощущался только на информационном уровне, негативно к возможности взять кредит относились только 58%.

Очень медленно, постепенно, но происходит возвращение к докризисному уровню кредитного доверия. Это повод для оптимизма.

- То есть, государственные программы поддержки автокредитования сейчас оказываются очень своевременными?

- Я бы не стал делать такой однозначный вывод. Кредитное доверие – это комплексный феномен. Это оценка людьми не только условий, на которых предоставляются кредиты, но и собственных возможностей их возвращать. Русские люди не привыкли к «долговому рабству». Государственная программа поддержки автокредитования – это лишь один из элементов повышения кредитного доверия. Но вовсе не определяющий. Да, мы уже не на пике кризиса, но и выход из него для населения пока не очевиден. До момента, когда большинство граждан сочтет, что взять кредит – это просто и выгодно, еще очень далеко.

А если нет кредитов, то и говорить о массовых крупных покупках, в том числе автомобилей, не приходится. Разрыв в доходах у нас очень велик и у большинства населения денег очень мало.

- Обоснованы ли, с Вашей точки зрения, планы большинства автопроизводителей существенно увеличить в 2010 году продажи на российском рынке? Встретит ли это предложение соответствующий спрос?

- Если сравнивать с «дном» кризиса, то такие планы обоснованы. Вопрос в том, насколько удастся увеличить продажи. Один из вопросов, который мы задаем нашим респондентам: «Как изменится ваша жизнь в ближайший год?» Материальная компонента в ответах на этот вопрос всегда доминирует. Пять месяцев назад только 25% опрошенных ожидали улучшения своего материального положения. Сейчас - уже 38%, а 40% полагают, что все останется на том же уровне. Зато тех, кто ожидает ухудшения, только 11%, а в марте было 20%. То есть у значительной части граждан появилось ощущение, что жизнь улучшится.

- Кто эти оптимисты?

- Можно выделить две группы. Во-первых, «молодые и динамичные» - россияне среднего возраста, которые привыкли рассчитывать только на себя. Во-вторых, пенсионеры, которым обещано существенное увеличение пенсии с 1 января. Понятно, что пенсионеров вряд ли можно рассматривать как целевую аудиторию с точки зрения приобретения автомобиля. Зато первая категория – это наиболее вероятные потенциальные покупатели.

- АвтоВАЗ в 2010 году должен увеличить производство на 40%. Это обязательное условие предоставления заводу госпомощи в объеме 50 млрд рублей. Но готовы ли россияне поддержать отечественного производителя?

- В последние четыре года иномарка из предмета несбыточных мечтаний превратилась в обычное явление не только в столицах, но и в областных и районных центрах. В Москве подержанные иномарки вытесняются новыми, часто собранными в России, а в регионах импортный секонд-хенд вытесняет продукцию отечественного автопрома.

В сознании людей произошла настоящая революция. О «Жигулях» уже никто не мечтает, как мечтали в советское время. Отечественные автомобили окончательно потеряли престиж, даже в самых малодоходных группах населения. Сегодня это уже не машина, которую хотелось бы иметь и ездить на ней долгие годы. Теперь это исключительно нишевой автомобиль – первая машина, такая, что б не жалко, когда только учишься водить; машина для сельской местности, поскольку всегда есть запчасти и механики в соседнем гараже; еще пара похожих вариантов. Но, к сожалению, на АвтоВАЗе этой революции своевременно не осознали. Там продолжали рассматривать свою продукцию как массовый автомобиль.

Но справедливости ради надо заметить, что и иномаркам, которые собираются в России, россияне пока доверяют меньше, чем автомобилям, ввезенным из-за рубежа. Остается недоверие к «красной сборке». То же самое касается и китайских автомобилей. Это чуть-чуть облегчает участь АвтоВАЗа. Но если это предубеждение развеять, то у западных производителей, которые рискнули и построили здесь свое производство, большое будущее.

С моей точки зрения, планы АвтоВАЗа на будущий год выглядят проблематично. Пока не будет нового продукта, конкурентоспособного и по ценам, и по качеству, рассчитывать на спасение этого завода я бы не стал. Если такой продукт все-таки будет сделан – пойдет совсем другой разговор.

- А на что, прежде всего, будут смотреть потребители в 2010 году при выборе и покупке автомобиля?

- Автомобиль у нас все еще остается предметом мечтаний. Мы задавали вопрос «Что вы хотите получить в подарок на Новый год?» 7% опрошенных назвали автомобиль. Правда, подарить автомобиль готовы чуть менее 1% россиян. Это тоже немало, но разница между мечтами и реальностью наглядно демонстрирует, что ключевым фактором конкуренции на автомобильном рынке в будущем году будут низкие цены. Сбудутся оптимистичные расчеты тех автопроизводителей, которые смогут дать на рынке удачное ценовое предложение. Деньжат у россиян после кризиса маловато, а банки не спешат их деньгами снабдить. Значит, и конкуренция между производителями будет в основном по цене.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9