Франк Виттеманн
28 декабря 2011

Франк Виттеманн

генеральный директор Jaguar Land Rover

«Мы конкурентоспособны во всем»

В России наш собеседник – человек известный. Несколько последних лет он возглавлял здесь марку Volkswagen, а минувшим летом неожиданно для многих взял на себя бразды правления бизнесом двух британских брендов – Jaguar и Land Rover. Однако для самого г-на Виттеманна этот шаг не просто логичен, но и закономерен. В интервью нашему журналу он рассказал не только об этом, но и о новинках компании, ее ближайших планах и даже о своем фамильном перстне.

- Вы долго работали в немецкой компании и вдруг перешли под крыло англичан. Почему?

- Во-первых, Россия – развивающийся рынок, где можно реализовать многие планы. А мне, как менеджеру, это намного интереснее, чем работа на стабильных рынках. Во-вторых, более десяти лет назад я уже работал в штаб-квартире Land Rover, и в ней до сих пор есть много людей, которых я хорошо знаю. Тогда мне пришлось уйти из Land Rover, поскольку мой предыдущий работодатель, BMW, продал этот бренд, и я оказался опять в Баварии. Однако британские автомобили мне все равно очень нравились. Так что предложение вновь войти в команду этих марок принял с удовольствием.

- Принципы ведения бизнеса по-немецки и по-английски сильно различаются?

- Обе компании – глобальные. В Volkswagen, в том числе в Германии, много англичан, а в Jaguar Land Rover в Великобритании есть немцы. Разница, пожалуй, в том, что немецкий концерн крупнее, в нем больше людей и, естественно, больше процессов и внутренней бюрократии. Jaguar Land Rover – компания премиум-сегмента, достаточно компактная, и решения здесь принимаются быстрее.

- У вас сейчас нет ощущения, что вынуждены заниматься менее масштабным бизнесом, чем это было в массовом сегменте?

- До прихода в Volkswagen я развивал в Европе марку Bentley, а до того, как уже заметил, работал на BMW в Мюнхене. Поэтому особо нового для меня ничего нет.

- У русских есть выражение: “Новая метла по-новому метет”. Придя сюда, вы наверняка решили что-то изменить, привнести свое?

- Всегда найдется, что нужно развивать и улучшать. И у нас уже сформировано четкое понимание того, как это следует делать, тем более что для движения вперед есть все предпосылки. В частности, новый владелец компании ежегодно инвестирует 1,5 млрд фунтов стерлингов в создание новых моделей и совершенствование уже имеющихся. Вскоре на рынках появятся такие автомобили, как Range Rover Evoque, а также компактные седаны и спортивные версии Jaguar. Да и вообще модельные ряды обеих марок в ближайшие пять лет расширятся существенно. А это значит, что нужно увеличивать продажи, и за ту же пятилетку они в России должны возрасти в два-три раза. Поэтому мы будем продвигать оба бренда вместе, одинаково усиленно. Если сейчас у нас 45 точек продаж Land Rover и 15 дилерских центров Jaguar, то в ближайшие пять лет ставится задача довести их численность до 80. Соответственно возрастут и сервисные мощности, причем повышение качества и надежности обслуживания в них – наш ключевой приоритет, мы будем много инвестировать в тренинги сотрудников.

- То есть каждый дилер станет непременно продавать автомобили двух марок?

- Да, и это логично. У нас два бренда, которые покрывают все ниши премиум-сегмента: это спортивные автомобили и комфортабельные седаны Jaguar, а также внедорожники Land Rover. Просто у основных соперников – Audi, BMW, Mercedes-Benz, Lexus – все то же самое представлено в модельных рядах одной марки.

- А в чем, по-вашему, главные преимущества английских машин?

- Люди часто думают, что мы более дорогие, чем есть на самом деле, и это идет от того, в принципе, что оба бренда очень высокого статуса. Поэтому с точки зрения цен мы вполне конкурентоспособны. Вообще-то в премиум-сегменте все марки хороши, и выделить кого-то сложно. Наши автомобили сопоставимы с главными соперниками и по уровню качества, и по комфорту, и с точки зрения технологий и инноваций. Более того, по внедорожным характеристикам Land Rover однозначно превосходит тех конкурентов, которые думают, что они могут делать что-либо серьезное на бездорожье. Да и “упаковка” у нас зачастую более привлекательная, будь то внешний вид или интерьер. Согласитесь, английские дизайнеры часто превосходят своих коллег из других стран, они более изысканны.

- Вы упомянули задачу увеличения продаж. График уже составлен?

- В 2011 г. рассчитываем реализовать 15 тыс. автомобилей по двум брендам суммарно, что примерно в полтора раза больше, чем год назад. В будущем же году многое будет зависеть от квот на Россию, от того, что нам подтвердит производство. Хотя надеемся увеличить сбыт как минимум на те же 50%.

- Но в топ-менеджменте компании теперь у россиян есть “свой человек” – ваш предшественник Дмитрий Колчанов. Он не поможет с квотами?

- Хорошо, если в руководство входит человек, знающий рынок и поддерживающий его. Тем не менее нужно все равно бороться за объемы, и каждая страна это делает. А поскольку продажи и Jaguar, и Land Rover растут по всему миру, то нам приходится непросто.

- Сколько нужно ждать клиентам машины, какие из них наиболее популярны?

- Самая большая очередь сегодня на Evoque – в начале октября количество заказов составляло около 3000, и это самый большой показатель в мире. По другим моделям очереди меньше. Тем, кто хочет заказать автомобиль “под себя”, нужно подождать три месяца, однако есть свободные машины и на складах. Бестселлером же я могу назвать Freelander, что неудивительно – сегмент компактных SUV в России сейчас самый популярный. Хотя и остальные модели в своих нишах держатся неплохо.

- А как чувствует себя в классе представительских седанов Jaguar XJ?

- В принципе, он продается хорошо. Конечно, нам тяжело соперничать с немецкими коллегами, у них ведь много покупают госструктуры, крупные компании. Но если рассмотреть сектор частных клиентов, то XJ идет на четвертом месте, сразу за тремя конкурентами из Германии.

- Какие новые модели планируете вывести на рынок?

- В ноябре начинаем продавать Range Rover Evoque, один из самых ожидаемых автомобилей в России. В следующем году Land Rover тоже представит кое-что интересное с точки зрения технологий и инноваций. Что касается Jaguar, то в сентябре во Франкфурте был представлен концепт C-X16. Это потрясающий автомобиль – красивый, мощный. И я слышу о нем лишь экстремально позитивные отзывы. Даже в Германии, где все сконцентрированы на немецких брендах, про него говорят только в восторженных тонах, и этот концепт там даже часто появлялся на обложках, что очень необычно для этой страны. Это настоящий Jaguar – компактный, спортивный. Причем с той самой красной кнопкой на руле, которая мне очень нравится – я бы купил его лишь из-за нее. Это система как в Формуле-1, позволяющая одним нажатием добавить 90 л.с. и придать резкое ускорение. Конечно, поскольку это еще концепт-кар, в 2012 г. такой автомобиль еще не появится в продаже, но, в принципе, ждать уже недолго.

- Многие автопроизводители спонсируют спорт, культуру. Какие направления в России ближе британским маркам?

- Мы поддерживаем многие проекты, но сейчас переосмысливаем эту сферу, вырабатываем новую стратегию. Безусловно, нас интересуют элитные виды спорта: гольф, яхтинг, теннис, поло. Возможно, выберем что-то одно и на этом сконцентрируемся. То же самое относится и к области культуры. Кроме того, не забываем премиальные социальные мероприятия – например, показы моды.

- А как лично вы проводите свободное время?

- Сейчас его у меня практически нет. А вообще люблю играть в гольф и теннис, путешествовать. Мне нравится узнавать новые страны, и я побывал уже на всех континентах, кроме Австралии. Все уголки по-своему интересны, но, признаюсь, больше всего люблю Европу.

- Еще один личный вопрос: вы носите необычный перстень..

- Это семейная реликвия, которая перешла от деда. Он был увлечен традициями и историей своего рода. Поэтому, уйдя на пенсию, составил генеалогическое древо начиная с 1648 г., тогда мои предки жили в районе Базеля, на стыке Германии и Швейцарии. Сначала дед заказал этот перстень с изображением старинного семейного герба для себя. Позже его носил мой отец, потом передал мне.

Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Автор
Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Фото
Фото Игоря Михалева

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9