Сергей Петров
Рольф
24 мая 2010

Сергей Петров

Рольф

«Основатель группы компаний Рольф»

Диплом для диссидента

Закончил человек высшее авиационное училище, служил в Военно-воздушных силах. А потом, в 1987 году, получил вдобавок диплом Заочного института советской торговли. Это что же – профессиональный летчик еще до развала СССР начал подумывать о бизнесе?
Сергей Петров
Молодой летчик Сергей Петров и предполагать не мог, что в будущем станет успешным бизнесменом.
 

– НЕТ, конечно. Это было своего рода ответом судьбе. Представьте себе успешного офицера ВВС, майора в 28 лет, который в одночасье лишается неба, перспектив и вообще работы. С формулировкой “за антисоветскую пропаганду”.

– Вот здесь подробнее, пожалуйста. Насчет пропаганды..

– Просто, как многие, вел разговоры с друзьями, знакомыми – о стране и порядках в ней. Кто-то в этом кружке диссидентов пытался переходить к действиям, листовки сочинять. У меня до листовок дело не дошло, но в начале 80-х и одних разговоров хватало, чтобы сломать карьеру. Был у нас генерал из контрразведки, он со мной “профилактику” проводил: “Майор, ты чего делаешь?! Ты из-за кого погонами рискуешь? Из-за этих? – и безадресно показывал за окно, где прозябали миллионы “этих”. – Вот сейчас приведу тебя на завод и скажу нашим работягам, что этот майор хочет, чтобы у нас было как в Америке! Да они тебя разорвут! Уж они тебя не пожалеют!”. В общем, с армией пришлось проститься, а немного позже – и с “Волгой”, купленной на пилотские сбережения.. В престижные институты диссиденту дороги не было. Куда в те годы шли все неполноценные, кто не мог стать моряком или космонавтом? Правильно, в торговый. Для настоящего мужчины торговля тогда была последним делом, но – какая-никакая гражданская специальность…

– Советско-торговое образование вам в профессиональном плане хоть что-нибудь дало?

– Шутите? Только укрепило в убеждении, что социалистическая экономика рано или поздно уйдет под лед. И когда она туда ушла, я при первой возможности решил заняться частным предпринимательством.

Сам себе голова

Бурное начало 90-х выбило из привычной колеи миллионы людей. Инертные продолжали чего-то ждать на разваливающихся советских производствах. Активные и дальновидные пытались строить собственное дело…

– ЕСЛИ хочешь просто заработать денег – достаточно что-то купить и перепродать. Помните старый анекдот, когда один приятель другому предлагает: “Возьмешь вагон мармелада за миллион долларов?” – “Возьму!”. И срочно бегут искать: один – вагон мармелада, а другой – миллион долларов. Собственно, это не совсем анекдот – в 90-х таких “коммерсантов” было немало. Совсем иное – с нуля создавать собственный бизнес. Это уже другая стратегия, другая философия.

– Но разве для этого не надо сначала продать “вагон мармелада”? Ведь стартовый капитал все равно требуется?
Сергей Петров и Маргарет Тэтчер
Среди известных персон, с которыми доводилось встречаться Сергею Петрову, была и Маргарет Тэтчер.
 

– Добавьте еще бизнес-план и связи с “нужными людьми” – многие думают, что без них невозможно обойтись. На самом деле все это не столь важно. Можно начать свой бизнес, имея всего доллар в кармане.

– Тогда? Двадцать лет назад?

– И сейчас можно. Только для этого необходимо найти продукт, который ты сможешь предложить на рынке с хорошей перспективой. А если у тебя совсем ничего нет, если ты, образно говоря, не умеешь ходить, как я не умел двадцать лет назад, – иди в подмастерья туда, где можно научиться. Я тогда пошел заместителем директора в фирму по прокату автомобилей. Съемное помещение, пять телефонов для приема заказов, сотня иномарок – “Volvo”, BMW, “Audi”… Там пару лет и набирался опыта.

– Ваш собственный бизнес с самого начала был связан с японскими автомобилями?

– Да. Среди клиентов прокатной фирмы была компания “Mitsubishi Corporation”. Они меня уже хорошо знали и, когда я решил открыть свое дело, выручили – безо всякого залога дали кредит в виде сорока “Лансеров”. Другой кредит взял на покупку оборудования для сервисного обслуживания автомобилей. Так все и началось. Конечно, пришлось покрутиться. Чем только не занимался – нередко даже сам за руль садился вместо водителя. Причем надо было следить, чтобы в пассажиры случайно не попали наши зарубежные партнеры. А то неудобно могло получиться: днем из аэропорта их везу, а вечером у нас с ними же переговоры. Однажды пришлось доставлять в гостиницу финских бизнесменов – веселые ребята, в самолете хорошо выпили, в машине ноги на торпедо задирают. Долго совали мне чаевые и удивлялись, почему шофер денег не берет… Занимались мы и прокатом машин, и продажами. Кредиты брали на восемь месяцев, а вернули за шесть. Через год, в 1992-м, уже стали официальным дилером “Mitsubishi”.

Как избавиться от “крыши”

Всякий, кто в те годы затевал более-менее серьезный бизнес, должен был морально готовиться к тому, что однажды в дверь войдут парни в “адидасах” и приветливо скажут: “Здравствуйте, мы ваша крыша!” Не избежала таких набегов и компания Сергея Петрова.

– ЭТИ “Коли Питерские” и “Васи Гималайские” ничего не боялись. Помню, стою на крыльце офиса, рядом – милиционер-охранник при оружии. Вдруг подваливает какой-то бритоголовый: “Кто здесь главный?” – “А ты кто?” – “А я, – гордо отвечает, – бандит!” Разумеется, это был очередной гонец насчет “крыши”. Что интересно – милиционер как стоял, так и стоит, слушает. Пришлось мне самому объяснять, что с бандитами мы дел не имеем.

– И часто случались такие визиты?

– Нередко. Я из себя героя-одиночку изображать не пытался – сразу их предупреждал: “Договариваться с вами не хочу, воевать тоже не буду. Хотите отнять бизнес – отнимайте”. Это им было ни к чему – они же рэкетом занимались, а не бизнесом. Кроме того, бандиты пытались представить себя этакими джентльменами, людьми чести. А потому речь вели не о банальном вымогательстве, а как бы о совместной работе. Но вот работать с ними в доле я совершенно не хотел. Да и много было примеров перед глазами, когда бизнесмены пытались дружить с “криминалом” – это всегда кончалось плохо.

В конце концов они от меня отстали. Думаю, рассудили так: мол, этот лунатик годик без “крыши” повыпендривается, бизнес получше наладит, а уж потом мы на него наедем. Только потом оказалось поздно – времена уже изменились.

– Неужели все бандиты так легко отказывались от своих планов? И не пытались на вас давить?

– Пытались. Бывали по-настоящему опасные ситуации. Один раз даже пришлось обратиться за помощью к властям. Из милиции меня отослали в ФСБ – дескать, у них возможностей больше. Эти возможности оказались сильно преувеличены. Пришлось самим выпутываться.

Повод для увольнения

В офисе “Рольфа” повсюду развешаны плакатики с корпоративными ценностями компании. Любопытно – слово “честность” там на одном из первых мест, а слова “прибыль” нет вовсе. А ведь любой соискатель должности в подобной компании первым делом старается представить добротный бизнес-план…
Сергей Петров
Основатель группы компаний “Рольф” предпочитает ездить на внедорожнике “Mitsubishi”.
 

– РЕЗЮМЕ и бизнес-планы, которые приносил кандидат, меня всегда мало интересовали – с этим у всех, как правило, полный порядок. Для меня было важнее то, как он видел свою будущую работу и как об этом говорил. Если чувствуется в нем интерес, азарт, если видна гибкость мышления – это наш человек. Двадцать лет назад, когда мы только начинали, ребята приходили из обычных гаражей – какие уж там бизнес-планы! Главное – чтобы человек имел тягу к обучению и желание работать. Я всегда спрашивал: чего ты хочешь добиться через три года, пять лет? Мотивируют не деньги, а ответственность, которую человек готов на себя принять.

Мне недавно рассказали об одном молодом японце, который в ресторане в Токио наливает посетителям какой-то особый чай: и под время суток, и под настроение, и под возраст клиента… Мой коллега, которого этот парень угощал, восхитился: “Да ты большой спец!” А тот отвечает: “Что вы, я только учусь. Вот когда досконально освою это мастерство – смогу стать официантом”. А у нас некоторые молодые менеджеры еще ничего толком не сделали, а жалуются: как это так, я уже год тут руковожу, а продвижения нет!

– Что вы не любили и не согласны были терпеть в своих сотрудниках? Иначе говоря – как человек должен был проштрафиться, чтобы вылететь с работы, несмотря на прежние заслуги?

– Обстоятельства бывают разные. Например, был такой случай – приезжаю в одно наше подразделение, а там тарарам: один сотрудник с разбитым носом, другой опрокинутую мебель по местам расставляет. Оказалось, пришел нервный клиент с необоснованными претензиями, слово за слово – полез в драку. Пока успокоили, ему тоже перепало. Вот такой, можно сказать, несчастный случай на производстве…

Что у нас ничем оправдано быть не может, так это нечестность. Расскажу одну историю… Наш автовоз с новенькими машинами идет из Финляндии. Водитель позволяет себе выпить за рулем и где-то между Выборгом и Санкт-Петербургом заваливает машину. Сам жив, но автомобили, которые он вез, раскидало по всей дороге. До приезда гаишников, как они сами сообщили, – минут семь. Но груз сопровождал молодой, предприимчивый директор по логистике. Он не растерялся – посмотрел по GPS-приемнику, нет ли поблизости других наших автовозов. Есть, и совсем рядом! Тогда он дает команду: второму автовозу остановиться в укромном месте за кустами, водитель – бегом на место ДТП! Пьяного шофера – увести подальше, с глаз долой. Успели. Автоинспекторы прибыли, видят – водитель трезв, просто не повезло человеку, случайно управление потерял… Ну вот, эта история произошла в субботу, а с утра в понедельник находчивый директор был уволен. Он, конечно, возмутился: “За что? Я вам 120 тысяч долларов страховки спас! Да в другой фирме меня бы на руках за это носили!”

– А ведь действительно – носили бы…Что вы ему ответили?

– Что он не страховку спас, а поставил под угрозу нашу репутацию. И то, что он сделал, – не остроумная комбинация, а банальный подлог. Что, фигурально говоря, бой он выиграл, но войну из-за него мы можем проиграть. Он так ничего и не понял. Зато теперь на этом примере мы учим других молодых и амбициозных – чтобы сразу усвоили, что честность для нашего бизнеса порой бывает гораздо важнее денег.

Досуг миллиардера

Наш собеседник сразу предупредил, что ему неинтересны вопросы в анкетном стиле: какой у него любимый цвет или какую книгу он накануне читал и т.п. Однако я не мог не спросить – на каком автомобиле ездит миллиардер Петров? Оказалось, что это не лимузин и не суперкар…
Сергей Петров с супругой Ириной в Венеции
Тихий семейный отдых. С супругой Ириной в Венеции.
 

– У МЕНЯ внедорожник “Mitsubishi Pajero”. Хорошая машина, надежная – мне нравится.

– Сам за рулем?

– Чаще езжу с водителем. Но по субботам и воскресеньям – сам.

– Какая любимая скорость?

– Разрешенная. Кроме шуток, не люблю нарушать Правила и не вижу в этом необходимости. Если иногда и нарушаю, то неумышленно.

– Прочитав это, многие скажут: конечно, зачем капиталисту и депутату нарушать ПДД – у него наверняка на машине мигалка установлена. У вас есть мигалка?

– Нет. А если бы была, я бы ее выкинул. Мне иногда случается ездить в чужих машинах, оснащенных спецсигналами, и я всегда предупреждаю: “Если будешь включать мигалку – скажи сразу, тогда я с тобой не поеду”. Однажды вышел спор с одним коллегой, который доказывал, что если ему по статусу положены спецсигналы на машине, то он имеет полное право ими пользоваться. А я считаю, что это некорректно по отношению к остальным автомобилистам – у них-то мигалок нет. Он привел такой аргумент: “Ты же в самолете летаешь бизнес-классом, а не в экономе, и не стыдишься этого”. Так ведь бизнес-класс – это за свой счет, а мигалки – за счет окружающих…

– Как отдыхаете? Горные лыжи, полагаю?

– Не только, еще велосипед.

– А для души?

– Для души – модели кораблей времен Русско-японской войны. У меня уже пара эскадр собрана. Мне вообще интересен тот период нашей истории. Читаешь документы – такое иногда узнаешь! Вы знаете, например, что знаменитый крейсер “Варяг” выпустил по врагу больше тысячи снарядов и ни разу не попал? Как ни досадно, но это документально подтвержденный факт. Ну, зато не сдался.

– Корпоративные принципы “Рольфа” – это ваше личное творчество?

– Коллективное. Правда, меня наши специалисты долго расспрашивали насчет моральных ценностей. Вплоть до того – что я хотел бы услышать о себе, когда меня будут провожать, так сказать, в последний путь.

– Звучит интригующе. И что бы вы хотели услышать?

– Лучше наоборот – не хотелось бы услышать: “Старик вовремя нас покинул”.

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 
 

 

 

Сергей Петров

Сергей Петров

Сергей Петров

 
 

 

Вадим ХУДЯКОВ
Автор
Вадим ХУДЯКОВ
Фото
фото Алексея БАРАШКОВА и из архива Сергея ПЕТРОВА

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 0 6 6