Дмитрий Европин
MotorPage.ru
23 ноября 2011

Дмитрий Европин

главный редактор MotorPage.ru

«Потребителю не стоит рассчитывать на выгоды от вступления в ВТО»

Вступление в ВТО, куда Россия стремилась попасть с 1993 года, подкралось неожиданно. После конфликта с Грузией казалось, что уж с этой-то страной, да еще и при Саакашвилли, договориться точно не получится. Но договорились!

Более того международная рабочая группа 10 ноября спешно одобрила протокол о присоединении и осталось только утвердить этот документ на Министерской конференции ВТО в середине декабря. Затем ратификация присоединения в самой России, и все – мы в глобальном торговом пространстве.

Затем начнется переходный период, в рамках которого мы будем поэтапно снижать экспортные пошлины и приводить свою торговую политику к стандартам Всемирной торговой организации.

Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков ранее сообщал, что непосредственно при вступлении в ВТО планируется сократить импортные пошлины на новые легковые автомобили до 25% с ныне действующих «антикризисных» 30% (кризис уже закончился, а пошлина осталась). Затем в течение семи лет налоговый сбор будет поэтапно сокращаться вплоть до 15%.

И это только один из аспектов, затрагивающих российский автомобильный рынок. Еще есть комплектующие, сервис, функционирование на российском рынке зарубежных компаний. Есть рынки автохимии, шин, аксессуаров. Словом, никто не останется в стороне.

Многие эксперты указывают, что присоединение к ВТО будет благом для обычных граждан, которые получат больше товаров по меньшим ценам. Но реализуется ли это на практике?

В этой связи очень интересно посмотреть на то, какова стоимость одних и тех же автомобилей на трех крупнейших рынках – в Европейском союзе, в США и в России. Страны ЕС и США – ведущие игроки Всемирной торговой организации, Россия – пока нет.

Не стану называть марки и модели, назову лишь домашние регионы компаний и стоимость их автомобилей на различных рынках. Думаю, желающие без труда смогут определить имена собственные.

Для простоты и наглядности используем долларовые цены. Итак:

- Автомобиль «X» компании-производителя из США стоит на североамериканском рынке 13.2 тыс., на европейском – 17 тыс., а на российском 19.5 тыс.

- Автомобиль «Y» автопроизводителя из Европы стоит в США 32.5 тыс., в Европе – 41.2 тыс., в России – 37.1 тыс.

- Автомобиль «Z» японской марки стоит в Штатах 20.6 тыс., в Евросоюзе – 39.9 тыс., на российском рынке – 35.1 тыс.

- Автомобиль «N» южнокорейской корпорации обойдется американцам в 23.2 тыс., европейцам - 39.4 тыс., россиянам - 36 тыс.

Можно заметить, что вне зависимости от страны происхождения самые дешевые автомобили в США, самые дорогие в Европе. Россия ближе к Европейскому рынку, но в среднем на 10% дешевле.

Конечно, стоимость автомобиля зависит от массы влияющих факторов – это и таможенная очистка, и маржа дилера, и налоговая нагрузка, которая, в конечном счете, перекладывается на плечи покупателя. Каковы же некоторые из этих показателей в США, странах Евросоюза и России?

Например, нам приходится в полном объеме оплачивать НДС. В Европе этот налог в среднем составляет 22%, в России – 18%. В США его нет, но есть налог с продаж, который колеблется от 4 до 9% в зависимости от штата.

Но говорить, что в США чрезвычайно низкие налоги и поэтому все дешево, было бы ошибкой. На самом деле там налоговая система очень сложна, налогов много, и все они так или иначе влияют на конечную стоимость товара.

Очень грубо фактор налоговой нагрузки можно оценить в процентах к ВВП. Когда Алексей Кудрин еще был министром финансов, в одном из своих выступлений для обоснования необходимости повышения налогов в России он приводил следующие данные: в США налоговый пресс составляет 28-29%, в Европе – 38%, в России 36%.

То есть цифры вполне сопоставимы.

А вот по таможенным пошлинам Россия абсолютный лидер. У нас таможенный сбор - 30%, в странах ЕС – около 7-9%, в США и вовсе 2,5%.

Из всего этого следует, что самые дорогие автомобили должны быть в России, на втором месте полагалось бы оказаться Европе, а потребительским раем по праву должны быть США. Но и в этом раю автомобили должны стоить дешевле европейских лишь на 15-17%.

На самом же деле, как мы видели, в Европе автомобиль в среднем оказывается дороже, чем в США на 54%, а в России на 46.8%.

И если производители из США и Евросоюза реализуют свою продукцию на американском рынке лишь на 26-29% дешевле, чем в Европе, то автоконцерны из Японии и Кореи, не стесняясь, продают автомобили в Старом свете чуть ли не вдвое дороже.

О чем это может говорить? На мой взгляд, лишь о том, что простому покупателю не стоит рассчитывать на существенные выгоды от вступления в ВТО. Видимо, какими бы ни были торговые правила, конечная стоимость определяется не исходя из уровня таможенных платежей или налоговой нагрузки, а только из политических соображений и максимально возможной стоимости, которую потребитель на конкретном рынке готов оплатить.

Так чего же российским автовладельцам, будущим и нынешним, ждать от вступления в ВТО? Снизятся ли цены на автомобили или, наоборот, нас ждет новый скачок их стоимости? Подешевеют ли сервис, страхование, кредиты?

Не менее интересно и то, как изменится рынок для производителей. Следует ли ожидать его либерализации, откроются ли новые торговые возможности? Позволит ли присоединение к ВТО начать экспортировать автомобили в другие страны? Наконец, станет ли на рынке меньше государственного протекционизма, или он просто будет менее явным?

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 8