Вступление в ВТО, куда Россия стремилась попасть с 1993 года, подкралось неожиданно. После конфликта с Грузией казалось, что уж с этой-то страной, да еще и при Саакашвилли, договориться точно не получится. Но договорились!
Более того международная рабочая группа 10 ноября спешно одобрила протокол о присоединении и осталось только утвердить этот документ на Министерской конференции ВТО в середине декабря. Затем ратификация присоединения в самой России, и все – мы в глобальном торговом пространстве.
Затем начнется переходный период, в рамках которого мы будем поэтапно снижать экспортные пошлины и приводить свою торговую политику к стандартам Всемирной торговой организации.
Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков ранее сообщал, что непосредственно при вступлении в ВТО планируется сократить импортные пошлины на новые легковые автомобили до 25% с ныне действующих «антикризисных» 30% (кризис уже закончился, а пошлина осталась). Затем в течение семи лет налоговый сбор будет поэтапно сокращаться вплоть до 15%.
И это только один из аспектов, затрагивающих российский автомобильный рынок. Еще есть комплектующие, сервис, функционирование на российском рынке зарубежных компаний. Есть рынки автохимии, шин, аксессуаров. Словом, никто не останется в стороне.
Многие эксперты указывают, что присоединение к ВТО будет благом для обычных граждан, которые получат больше товаров по меньшим ценам. Но реализуется ли это на практике?
В этой связи очень интересно посмотреть на то, какова стоимость одних и тех же автомобилей на трех крупнейших рынках – в Европейском союзе, в США и в России. Страны ЕС и США – ведущие игроки Всемирной торговой организации, Россия – пока нет.
Не стану называть марки и модели, назову лишь домашние регионы компаний и стоимость их автомобилей на различных рынках. Думаю, желающие без труда смогут определить имена собственные.
Для простоты и наглядности используем долларовые цены. Итак:
- Автомобиль «X» компании-производителя из США стоит на североамериканском рынке 13.2 тыс., на европейском – 17 тыс., а на российском 19.5 тыс.
- Автомобиль «Y» автопроизводителя из Европы стоит в США 32.5 тыс., в Европе – 41.2 тыс., в России – 37.1 тыс.
- Автомобиль «Z» японской марки стоит в Штатах 20.6 тыс., в Евросоюзе – 39.9 тыс., на российском рынке – 35.1 тыс.
- Автомобиль «N» южнокорейской корпорации обойдется американцам в 23.2 тыс., европейцам - 39.4 тыс., россиянам - 36 тыс.
Можно заметить, что вне зависимости от страны происхождения самые дешевые автомобили в США, самые дорогие в Европе. Россия ближе к Европейскому рынку, но в среднем на 10% дешевле.
Конечно, стоимость автомобиля зависит от массы влияющих факторов – это и таможенная очистка, и маржа дилера, и налоговая нагрузка, которая, в конечном счете, перекладывается на плечи покупателя. Каковы же некоторые из этих показателей в США, странах Евросоюза и России?
Например, нам приходится в полном объеме оплачивать НДС. В Европе этот налог в среднем составляет 22%, в России – 18%. В США его нет, но есть налог с продаж, который колеблется от 4 до 9% в зависимости от штата.
Но говорить, что в США чрезвычайно низкие налоги и поэтому все дешево, было бы ошибкой. На самом деле там налоговая система очень сложна, налогов много, и все они так или иначе влияют на конечную стоимость товара.
Очень грубо фактор налоговой нагрузки можно оценить в процентах к ВВП. Когда Алексей Кудрин еще был министром финансов, в одном из своих выступлений для обоснования необходимости повышения налогов в России он приводил следующие данные: в США налоговый пресс составляет 28-29%, в Европе – 38%, в России 36%.
То есть цифры вполне сопоставимы.
А вот по таможенным пошлинам Россия абсолютный лидер. У нас таможенный сбор - 30%, в странах ЕС – около 7-9%, в США и вовсе 2,5%.
Из всего этого следует, что самые дорогие автомобили должны быть в России, на втором месте полагалось бы оказаться Европе, а потребительским раем по праву должны быть США. Но и в этом раю автомобили должны стоить дешевле европейских лишь на 15-17%.
На самом же деле, как мы видели, в Европе автомобиль в среднем оказывается дороже, чем в США на 54%, а в России на 46.8%.
И если производители из США и Евросоюза реализуют свою продукцию на американском рынке лишь на 26-29% дешевле, чем в Европе, то автоконцерны из Японии и Кореи, не стесняясь, продают автомобили в Старом свете чуть ли не вдвое дороже.
О чем это может говорить? На мой взгляд, лишь о том, что простому покупателю не стоит рассчитывать на существенные выгоды от вступления в ВТО. Видимо, какими бы ни были торговые правила, конечная стоимость определяется не исходя из уровня таможенных платежей или налоговой нагрузки, а только из политических соображений и максимально возможной стоимости, которую потребитель на конкретном рынке готов оплатить.
Так чего же российским автовладельцам, будущим и нынешним, ждать от вступления в ВТО? Снизятся ли цены на автомобили или, наоборот, нас ждет новый скачок их стоимости? Подешевеют ли сервис, страхование, кредиты?
Не менее интересно и то, как изменится рынок для производителей. Следует ли ожидать его либерализации, откроются ли новые торговые возможности? Позволит ли присоединение к ВТО начать экспортировать автомобили в другие страны? Наконец, станет ли на рынке меньше государственного протекционизма, или он просто будет менее явным?