Дмитрий Европин
MotorPage.ru
30 мая 2011

Дмитрий Европин

главный редактор MotorPage.ru

«Спектр возможного постоянно расширяется»

Современный автомобиль, продукт 126 летней эволюции, что очень немного по меркам истории, восхищает потребителей отточенностью форм, техническим совершенством, многочисленными электронными системами, обеспечивающими безопасность и легкость управления. Мало кто сейчас сомневается, что в скором будущем автомобиль превратится в робота, который все делает за водителя, создавая ему комфортное личное пространство при передвижении.

Как всегда начинается все с премиальных марок, которые внедряют системы автоматического торможения, ассистенты парковки, «умную» навигацию, оснащают автомобили мультимедийными системами с широчайшими возможностями от просмотра видео, до полноценного выхода в интернет. Автомобили уже научились отправлять дилеру информацию о неисправностях, записываться на ремонт, подбирать владельцу подходящий ресторан, бронировать столик и делать предзаказ… Спектр возможного постоянно расширяется. И нет особых сомнений в том, что еще через пару-тройку лет все это станет доступно массовому потребителю. Электроника стремительно развивается и столь же стремительно дешевеет.

Есть, конечно, противники прогресса, приверженцы «классики», которые считают, что вся эта электроника убивает саму «ИДЕЮ». В их представлении совершенствованию подлежит лишь механическая составляющая, а электронные помощники должны присутствовать по минимуму. Вот только автомобилей, отвечающих таким запросам, становится все меньше.

Важно другое – если возникает такое противопоставление и неприятие современного направления в развитии автомобиля, значит, для этого есть серьезные основания.

На протяжении всего XX века у большинства ведущих автопроизводителей появление каждой новой модели было обусловлено введением тех или иных технических новшеств. Касалось ли это подвески, двигателя или кузова – каждый раз это был серьезный шаг вперед на пути к тому автомобилю, который мы видим сегодня.

Можно привести множество примеров. Появление в начале 1930-х годов гидравлических приводов тормозных механизмов. В сороковых в автомобилестроении начинает использоваться автоматическая трансмиссия. Создание фирмой Mercedes-Benz кузовов с передними и задними зонами деформации, поглощающими кинетическую энергию при ударе в 1959 году. Тогда же Volvo выпускает первые серийные автомобили с ремнями безопасности. В 1970-х появляются и подушки безопасности.

В 1940-е годы Volkswagen активно применяет на своих моделях стержневую или торсионную подвеску. В 1955 году Citroen презентует модель DS с гидропневматической подвеской. А в 1960-е годы Peugeot, Ford и Fiat внедряют подвеску типа МакФерсон, которая впоследствии станет наиболее массовой. С 1980-х широкое распространение получают наравне с передними задние многорычажные подвески.

В 1950-е происходит массовый переход к производству верхнеклапанных двигателей, за счет чего стала расти их мощность.

В середине 1960-х для того, чтобы справляться с возросшей мощностью и обеспечивать необходимую безопасность начинается применение дисковых тормозов и двухконтурной тормозной системы. Вскоре после установки дисковых тормозов на обе оси Mercedes начинает оснащать свои автомобили системой ABS (1978 год).

С 1970-х годов начинается активное развитие распределенного и прямого электронного впрыска топлива, который уже к концу 1990-х практически полностью вытеснит карбюраторы.

К этому же периоду следует отнести и внедрение в массовое производство в легковом автомобилестроении турбированных двигателей. Сперва это было связано с нефтяным кризисом 1973 года, когда актуальной стала тема сокращения затрат на горючее. А затем и с ужесточением экологических стандартов в 1980-е годы. Результатом стало доведение эффективности дизельных двигателей до уровня бензиновых и их массовое внедрение в легковом автомобилестроении. Позже началось использование турбин и на бензиновых двигателях в целях сокращения потребления топлива.

Нельзя не упомянуть и борьбу автопроизводителей за уменьшение веса автомобиля. Здесь надо вспомнить и начало массового использования во второй половине прошлого века алюминиевых блоков цилиндров и элементов подвески, и применение алюминиевых сплавов для изготовления кузовов в 1990-х годах.

Каждое нововведение в прошлом веке было направлено на улучшение управляемости, мощности, организации пространства, безопасности… Сегодня у потребителя часто возникает ощущение, что новинки, появляющиеся на рынке, предлагают лишь расширение электронных опций, обновление программного обеспечения и новый дизайн, что больше похоже на маркетинговый ход с целью повышения интереса к модели. Качественных скачков в потребительских свойствах практически не происходит. Конечно, это лишь ощущение. Но скорость и периодичность смены модельных рядов увеличилась, производители частично унифицировали платформы, и «прорывные» модели стали появляться реже. Конечно, у части автолюбителей это вызывает чувство ностальгии по «старым временам».

Так можно ли говорить, что эволюция завершилась, и следующим этапом должно стать появление принципиально иных средств передвижения? Какими будут новые поколения автомобилей, над которыми уже сейчас работают инженеры крупнейших мировых автопроизводителей?

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 5