Михаил Блинкин
02 июня 2010

Михаил Блинкин

научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства

«У нас автомобиль – это престижная игрушка, доказывающая мужскую состоятельность!»

Российский автомобильный рынок в последние несколько лет перед кризисом бурно развивался, продажи новых автомобилей росли рекордными темпами. Социологические опросы и официальная статистика свидетельствовали, что средний срок владения новым автомобилем в России составляет 2-3 года. В Японии этот показатель держится на уровне 3-4 года, в Европе – 5 лет, в США около 6-7 лет. Однако в России поводом к приобретению нового автомобиля часто являлся выход на рынок новой (более современной по дизайну и техническому оснащению) модели, а не прагматические соображения надежности транспортного средства.

На 2007 год пришелся пик роста продаж новых авто. В 2009-2010 годах эти автомобили должны были бы поступить на вторичный рынок, но кризис внес свои коррективы. Уже к концу 2008 года сформировался «отложенный спрос». В 2009 году автомобильный рынок рухнул более чем на 50%. Производители надеялись, что, как только экономический кризис отступит, «отложенный спрос» начнет реализовываться, и рынок восстановится в прежнем объеме. Однако однозначного выхода из кризиса пока не наблюдается, а в мире остается слишком много факторов экономической нестабильности. В результате формируются ожидания новой волны кризиса.

О том приведет ли кризис к положительным изменениям в отношении россиян к владению автомобилем порталу Motorpage.Ru рассказал научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

- Сейчас в России около 30 млн. легковых автомобилей. Надо понимать, что большая часть этого автопарка сформировалась в последние годы. От активности этих новых автовладельцев очень сильно зависят и дальнейшие темпы автомобилизации, и структура российского автопарка. Если они предпочтут активному потребительскому поведению (машина еще исправна, но уже хочется новую) модель сдержанного, прагматического поведения, то это, безусловно, приведет к замедлению темпов автомобилизации. Когда нынешние владельцы новых автомобилей их приобретали, старые автомобили переходили к менее состоятельной категории граждан. В результате мы наблюдали взрывной рост автопарка, ведь старые автомобили с рынка не уходили, на переплавку их никто не отправлял. Если более состоятельная категория автовладельцев сейчас не станет приобретать новые авто, то их нынешний автопарк не поступит на вторичный рынок, а значит и менее состоятельные граждане продолжат ездить на том, что есть. В том числе это приведет к увеличению среднего возраста российского автопарка.

Однако я абсолютно уверен, что если не произойдет особо крупных экономических катаклизмов, то традиционное потребительское поведение наших автовладельцев, сформировавшееся в последние годы, восстановится. Ведь около 40% водителей – это автовладельцы «в первом поколении». Не ездят они на старых автомобилях, для них это психологически неприемлемо. У них и отношение к вождению менее аккуратное, и автомобиль для них это, прежде всего, радость и игрушка. В ряде случаев это еще и статусная вещь. Прагматического отношения к автомобилю, как у среднего американца, у нас нет и в помине.

В США, Канаде, Австралии, ряде стран Европы в семье есть два-три автомобиля, два маленьких и один большой. Маленькие для поездок в город, большой для семейных выездов на пикник, за покупками и т.д. И если маленькие автомобили еще как-то периодически меняются (все равно реже, чем в России), то большой минивен или внедорожник работает у одного владельца до списания. Менять такую машину нет смысла. Автомобиль в этих странах - это ни для кого не понты, не демонстрация благополучия, это – то же самое, что садовая лопата или газонокосилка, хозяйственный инвентарь. У нас это еще далеко не так!

Поэтому, думаю, в пределах нынешнего поколения отношение к автомобилю как к чему-то очень радостному, престижному, доказывающему мужскую и экономическую состоятельность, не изменится.

Чисто поколенческий фактор будет работать еще лет десять как минимум. И к безудержному радостному потреблению мы в ближайшее время вернемся.

- Государственная программа утилизации, имеющая целью омоложение российского автопарка, привела к тотальной скупке ВАЗовской «классики». Старые аварийные автомобили действительно приводят к затруднению дорожного движения, но улучшит ли ситуацию массовое появление на дорогах устаревших моделей жигулей?

- Надо понимать, что наш рынок очень жестко сегментирован. Сейчас «классику» АвтоВАЗа купили люди, которые откладывали покупку автомобиля немыслимо долгое время. Для кого пятидесятитысячная скидка это существенный фактор принятия решения о покупке? Действительно, только для того, кто всерьез рассматривает вариант и дальше латать свой жигуль 1988 года выпуска. Это совсем не те люди, которые в тучные докризисные годы покупали себе иномарки чуть ли не по два миллиона автомобилей в год. Это покупатели, которые жестко держатся ценового сегмента 250-300 тысяч не больше. Сейчас они купили эти жигули и будут дальше их эксплуатировать до упора, пока совсем не прогниют и не развалятся, как и делали до сих пор.

Тут надо обратить внимание на еще один важный экономический аспект. У нас же налогообложение автомобилей происходит по лошадиным силам, а не по нормам экологичности. В Европе владелец жигуля восьмидесятых годов просто разорился бы, там это удел исключительно коллекционеров автостарины, очень богатых людей. У нас же сплошная социальная демагогия – богатые покупают мощные машины пусть и платят больше! А покупатель морально и технически устаревшей классики, которая не соответствует никаким современным требованиям, от налогов практически избавлен.

Вот я владелец современного немецкого автомобиля, я не порчу экологию, не создаю помех в потоке, потому что динамические характеристики моей машины мне это позволяют, но у меня больше 200 лошадиных сил, и я плачу большой налог. И я не понимаю, почему человек, который на своих старых, а бывает и новых, жигулях дымит, коптит и еле плетется, тормозя весь поток, от налогов практически избавлен.

Если же говорить о том, что такие автомобили создают проблемы на дорогах, то я бы сформулировал иначе. Проблемы на дорогах создает халява! У нас маржинальные затраты на поездку практически равны нулю. Мы оцениваем цену поездки исключительно в бензин. У нас нет никаких экологических платежей, нет платы за парковку, нет платного въезда в центр и т.д. Вот экономическая причина заторов! А для человека на старой отечественной машине или на новой «классике» цена поездки еще меньше. Его даже не пугает возможность аварии по причине какой-то технической неисправности или несоответствия его автомобиля современным дорожным реалиям. Он понимает, что его машина ничего не стоит, он за нее не боится, разбил – купил другое такое же старье.

Конечно участники движения на таких автомобилях – это ужасно!

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9