Сергей Удалов
16 апреля 2010

Сергей Удалов

исполнительный директор Аналитическое агентство «АВТОСТАТ»

«За время кризиса многие смогли увеличить свои накопления и сейчас начинают их тратить»

О том, каким стал на российском автомобильном рынке первый квартал 2010 года, порталу Motorpage.Ru рассказал исполнительный директор АА "АВТОСТАТ" Сергей Удалов.

- Своего дна рынок достиг в январе-феврале текущего года, когда продажи ушли ниже отметки в 100 тысяч машин. В марте отрицательная динамика составила лишь 7% (126,7 тыс. шт.). За 1 квартал 2010 года в РФ было продано 293030 новых легковых автомобилей (включая легкие коммерческие) – по данным Ассоциации европейского бизнеса.

По прогнозу отдела аналитики "АВТОСТАТ" в апреле на российском рынке может быть продано порядка 135-145 тысяч новых легковых автомобилей.

- Какова роль государственной поддержки в итогах первого квартала?

- Продано порядка 15688 автомобилей по программе утилизации (на 13 апреля 2010 года), выписано 54 977 свидетельств об утилизации.

По состоянию на 9 апреля было выдано 20 873 льготных автокредита, и принято 56 302 заявки на автокредиты, субсидируемые государством.

Порядка 30% от объема продаж в первом квартале пришлось на продажи в рамках госпрограмм.

- За время кризиса у населения стало гораздо меньше средств для приобретения товаров длительного пользования, зарплаты не растут, а накопления проедены. Сейчас, приобретая автомобиль, покупатель смотрит только на цену (чем дешевле, тем лучше) или все-таки готов платить больше за более богатую комплектацию, более престижную марку, автомобиль старшего класса?

-Несмотря на кризис продажи в премиум-сегменте не слишком упали, а по итогам 1 квартала 2010 года отдельные бренды даже показали рост. Продажи Mercedes-Benz выросли на 22%, Audi – на 20%, BMW- на 12 %.

В то же время в среднем ценовом диапазоне произошло смещение спроса в сторону менее дорогих автомобилей, брендов и комплектаций. В «топ 5» по объемам продаж за первые три месяца кроме отечественной LADA(71632 шт.) вошли Chevrolet (20539 шт.), Hyundai (17889 шт.), Kia (17659 шт.) и Renault (16110 шт.).

- Какова потребительская оценка ценовых уровней на авторынке? Соблюдается ли баланс потребительских ожиданий и реальных предложений?

- За время кризиса часть людей смогла увеличить свои накопления (по данным экспертов банковского сектора объемы средств на счетах в банках у населения в 2009 году выросли по отношению к 2008 году). Те, кто смог увеличить накопления, сейчас начинают тратить – в том числе на покупку автомобиля, если она была запланирована на конец 2008 года, но отложена из-за экономического кризиса.

Кроме того можно говорить о том, что сейчас больше покупают автомобили, на которые есть скидки, специальные акции и интересные предложения по кредитам.

- В нестабильных кризисных условиях многие потребители, даже если располагают накоплениями для приобретения автомобиля, предпочитают занять выжидательную позицию. Наблюдается ли такое поведение в России?

- В России с конца 2008 года начал формироваться так называемый «отложенный спрос», когда покупатели отказывались от приобретения автомобиля, предпочитая тратить на насущные потребности. В 2010 году, по нашим прогнозам, благодаря программам господдержки интерес потребителей к покупке новых автомобилей вновь оживится.

- Банковский сектор страдает от экономического кризиса в первую очередь. В прошлом году мы могли это наблюдать. Количество выданных автокредитов резко сократилось. До кризиса значительный процент автомобилей продавался в кредит. Началось ли восстановление системы автокредитования?

- Резкое снижение объемов выдаваемых автокредитов было связано, в первую очередь, с увеличением стоимости кредитных денег для самих банков. В настоящее время рынок банковских услуг начал восстанавливаться и банки снижают ставки по автокредитам. Если в 2009 году ставки по автокредитам взлетели до 30% годовых, то сейчас ставка 15-17% годовых уже реальность для потребителя. Кроме того, банки автопроизводителей предлагают крайне привлекательные условия – вплоть до 0% годовых, поскольку у них нет необходимости зарабатывать на автокредите. Главная задача банков автопроизводителей (или фирменных финансовых программ, к которым прибегают бренды, у которых нет в России банка с собственной лицензией) - продать автомобиль. В начале 2009 года доля автомобилей, покупаемых в кредит составляла 2-10% от общего объема рынка, к концу 2009 года доля автокредитных машин выросла до 25-30%. По нашим прогнозам, в течение 2010 года продажи в кредит продолжат увеличиваться и превысят 30%.

- Для выхода из кризиса особое значение приобретает появление новых моделей и технических новшеств. Покупателя надо дополнительно стимулировать к покупке. Однако есть ощущение некоторого запаздывания с выведением новинок на российский рынок. Так ли это?

- Практически все компании предлагали новинки и во время кризиса, причем новинки продавались лучше. Все компании обновляли модельный ряд. Появление новинок на российском рынке позже, чем в Европе объясняется просто – там рынки больше и премьеры новинок именно там более оправданы.

Но в конечном итоге в конкурентной борьбе выигрывают именно те, кто предлагают новинки.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 2 7 3