Дмитрий Харатьян
18 октября 2016

Дмитрий Харатьян

актер

Без фальши

Дмитрий Харатьян о большой разнице между кино и театром, музыкальном слухе, своем главном проекте и отношении к автомобилям

У вас уже под сотню фильмов. Какие считаете для себя самыми важными?

Главные – «Розыгрыш», «Фотографии на стене», «Скорость» – это работа Дмитрия Светозарова с музыкой «Машины времени». Кроме того, «Зеленый фургон», «Гардемарины…» и, конечно же, работа с Леонидом Гайдаем в ленте «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди». Отмечу также «Черный квадрат» Юрия Мороза по Фридриху Незнанскому, где была роль Турецкого – это потом уже появился сериал с Александром Домогаровым. В 2000-х снялся у Оксаны Байрак в фильме «Аврора, или Что снилось Спящей красавице». Там сыграл прототипа Александра Годунова – нашего известного балетного танцовщика, гения сцены, который закончил свои дни в Америке.

Снявшись в первой ленте, заболели кино?

Не могу сказать. Конечно, «Розыгрыш» – это первая роль, первый учитель – Владимир Меньшов, но по-настоящему увлек меня этой профессией режиссер фильма «Фотографии на стене» Анатолий Васильев, который служил также актером в Театре на Таганке. Он много рассказывал, как они учатся, как готовятся к спектаклям, и заразил этим.

Но в театр вы пришли лишь в 35 лет. Трудно было встраиваться?

Очень! Я был уже известным артистом, и ожидания публики оказались завышенными. Сам это чувствовал, но вместе с тем был не готов к сцене. Ведь это совершенно иной способ существования, нежели кино, – я играл тихо, «про себя», как говорят артисты, и не всегда зритель улавливал текст. То, что в кино считается неправильным и наигрышем, в театре, наоборот, приветствуется. Потому что зритель должен слышать и в первом ряду, и в последнем; на сцене другой жест, пластика, сила голоса. Всю свою киношную органику пришлось рушить и учиться заново.

Долго?

Года два. К счастью, рядом был суперпрофессионал театра Саша Балуев. Он, помню, все подсказывал: «Громче, громче говори!» А для меня после кино «громче» – это фальшь. Ну как орать в какой-нибудь интимной сцене? Но позже, когда нашел себя в этом пространстве, ощутил его, когда получил реакцию от зала, то начал в этом купаться, стало нравиться.

Новые роли готовите?

Жизнь идет, всегда есть какая-то работа. Но главное для меня сейчас – это театральная «Школа гардемаринов» в Красногорске, которую я открыл три года назад и где являюсь художественным руководителем. В ней занимается около пятидесяти детей, и в этом году на фестивале «Театральная весна» мы взяли Гран-при с музыкальным спектаклем «Повелитель мух». Вместе с педагогами набираем талантливых детей в три возрастные группы, ставим спектакли, обучаем актерскому мастерству, фехтованию, сценической речи, хореографии, вокалу.

Вы много выступаете с концертами, поете. Музыке учились?

Меня отдали в музыкальную школу, поскольку бабушка обещала купить пианино. Но у нее не получилось, и я школу бросил. Хотя, как выясняется, это и не так важно: было бы желание да слух. И мюзикл для меня остается одним из любимых жанров. Я был задействован в трех таких проектах – это удовольствие, это то, что нравится.

В фильме «Скорость» вы играли автогонщика. Похожие роли еще были?

Пожалуй, эта лента оказалась самой «автомобильной». Мой герой Гриша Яковлев чуть ли не из металлолома собрал свой аппарат, который называл утюгом и на котором практически выиграл всесоюзные соревнования. Его разглядел профессор в исполнении Алексея Баталова и взял под свое крыло. И Гриша начал испытывать машину с реактивным двигателем, созданную ученым. Я там конкретный гонщик, испытатель.

А в принципе, когда за руль сели?

Еще в пионерском лагере ходил в автокружок, где была «Волга», и даже по проселочным дорогам сам рулил. Но вот по-настоящему начал водить уже в 28 лет. Причем права получил благодаря фильму «На Дерибасовской хорошая погода…». Потому что на съемках в Америке требовалось управлять машиной, а без водительского удостоверения это было запрещено. Так что прямо перед отъездом в США сдал на права.

А ныне на каких автомобилях ездите?

Как раз сейчас мне предложили протестировать BMW 7-й серии. Честно скажу, до сих пор моделям этой марки внимания уделял не много. Но теперь попробовал и понял, что напрасно: автомобиль великолепный! С одной стороны, роскошный, а с другой – спортивный. Понравились его чуткость и адаптивность к водителю, кажется, что этот представительский седан буквально подстраивается под меня, под мою манеру управления. Я бы даже сравнил его со спорт-купе – схожие ощущения.

Они вам нравятся?

Да. Этот BMW очень хорош именно для активной, драйверской езды. Вместе с тем баварская «семерка» – автомобиль большой, просторный, и у него есть и своя плавность, и высочайший уровень комфорта. Одни только сиденья чего стоят: великое множество настроек – подкачка, несколько видов массажа, отличный профиль, естественно, вентиляция и обогрев. Моим домашним тоже нравится – сзади ведь места очень много. А каков мотор! Когда его слышишь, чувствуешь, что под капотом скрыта мощь просто невероятная. Что же касается электроники, то это вообще космос – все сенсорное, ультрасовременное. Причем всем этим на редкость удобно пользоваться. 

А как обычно водите?

С возрастом моя манера езды на машинах меняется. Когда-то это делал очень резко, быстро, а теперь спокойно – стараюсь не нарушать правила, скорость набираю только по необходимости. Правда, именно на BMW 7-й серии так не получается: только дотронешься до педали акселератора, и седан просто выстреливает. К тому же он хорошо держит дорогу, даже на скорости под «двести» нет ощущения тревоги, страха. Наоборот, чувствуешь уверенность, понимаешь, что машина тебе полностью послушна.  

Досье

Дмитрий Харатьян, народный артист России. Родился в 1960 году в городе Алмалык Ташкентской области, но уже год спустя семья переехала в Липецк, а затем в подмосковный Красногорск. В детстве мечтал стать хоккеистом, но из-за тщедушного телосложения в секцию его не взяли. Зато повезло в другом: школьником почти случайно попал на «Мосфильм», результатом чего стала одна из главных ролей в ленте «Розыгрыш». Со второй попытки поступив в Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина, по его окончании молодой человек сосредоточился на ролях в кино – ныне в его фильмографии уже более восьми десятков лент. Позже, в 1996 году, начал также играть в театре, а помимо этого известен как музыкант, исполнитель песен, продюсер, телеведущий. Дмитрий Харатьян женат на актрисе Марине Майко, у них растет сын Иван, тоже уже снявшийся в кино. Дочь Александра от первого брака Дмитрия стала финансистом.

Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Автор
Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Фото
Кирилл Калапов

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9