Евгений Касперский
18 февраля 2018

Евгений Касперский

Основатель и генеральный директор «Лаборатории Касперского»

Человек и антивирус

Евгений Касперский о своем первом антивирусе, главных киберугрозах современности, любимом автомобиле и способе избегать дорожных пробок

Как вы написали свой первый антивирус?

Нашей компании в прошлом году исполнилось 20 лет. Но для меня все началось раньше – в 1989-м. Я работал на настоящем итальянском красавце Olivetti M24 – 16-цветная графическая карта и монитор, жесткий диск на 20 мегабайтов. Да-да, мегабайтов! По тем временам – практически Ferrari в мире компьютеров. И именно на нем я обнаружил и разобрал вирус, который назывался Cascade. Математическое образование помогло проанализировать и разобрать его, понять поведение и создать первое в моей жизни компьютерное противоядие. С тех пор пошло-поехало, иногда оглядываюсь и сам удивляюсь. 

А каковы самые страшные киберугрозы человечеству сегодня?

Если смотреть по степени разрушительности и опасности, то на первое место можно поставить кибератаки на объекты критической инфраструктуры – электростанции, центры управления транспортом, узлы связи. Вторая по степени уязвимости – безопасность так называемых умных устройств, или Интернета вещей – IoT. Не так давно мир узнал о гигантской – почти 5 млн устройств – зомби-сети роутеров. Проблемы с безопасностью были обнаружены в «умных» посудомойках и кухонных плитах. «Вишенкой на торте» стал зловред BrickerBot, который не просто заражал уязвимые устройства, а полностью выводил их из строя. При этом для подавляющего большинства IoT-гаджетов нет никаких защитных решений и даже нет возможности для их создания, а производители редко выпускают обновления безопасности и новые прошивки. Наконец, третья острая проблема – программы-вымогатели. Недавние вспышки WannaCry, ExPetr и Bad Rabbit поразили тысячи компьютеров коммерческих компаний, правительственных организаций и простых пользователей по всему миру. Самыми распространенными и опасными вымогателями для ПК считаются шифровальщики, которые шифруют данные пользователей и требуют выкуп в обмен на код, который поможет привести файлы в исходный вид. Существует и другой тип вымогателей – блокеры. Эти зловреды блокируют доступ либо к браузеру, либо к операционной системе и требуют у жертвы деньги за возврат доступа к программам.

Им можно противостоять?

Для борьбы с программами-вымогателями мы объединили свои усилия с Европолом, голландской полицией и Intel Security, основав проект No More Ransom, – предоставляем бесплатные инструменты для восстановления данных. 

Есть ли угроза вирусных атак на автомобили? 

Каждое следующее поколение автомобилей демонстрирует все большую интеграцию технологий, в том числе для удаленной диагностики и телематики. Значительное количество сторонних приложений, сложность самих систем и постоянно растущий объем обновлений затрудняют качественную проверку автомобильных систем на наличие киберугроз, а также программных и архитектурных ошибок. А значит, современные машины при всем своем удобстве остаются потенциально уязвимыми для злоумышленников, которые могут дистанционно получить над ними контроль.

Учитываете это в своей работе?

Для «умного» автомобиля нужна специальная защита, и мы действительно над ней работаем. Совсем недавно совместно с компанией AVL представили прототип модуля безопасного соединения – Secure Communication Unit, SCU. Он обеспечит безопасность всех коммуникаций, а также защиту между самим автомобилем и внешней инфраструктурой. В основе решения лежит наша операционная система Kaspersky OS, запрещающая любую незапланированную активность. 

С 2010 года ваша лаборатория является одним из спонсоров и партнеров Ferrari в Formula 1. В чем смысл? 

Мы любим необычные проекты и потому выбрали в качестве партнера Ferrari. Это команда с историей, без нее сложно представить Formula 1. Одним из результатов нашего сотрудничества стала возможность впервые привезти команду в Россию, на Moscow City Racing в 2011 году. А в 2013-м мы не просто стали ее спонсорами, но и начали защищать от киберугроз: на всех рабочих компьютерах и мобильных устройствах сотрудников «конюшни» была установлена наша защита. Мне кажется, у нас с Ferrari вообще много общего, мы тоже стараемся двигаться и развиваться настолько стремительно, насколько позволяют технологии.

Помимо этого часто спонсируете деятелей искусства. Какие проекты планируете поддержать в ближайшем будущем?

Многие большие творческие проекты в моей жизни начинались случайно – подчас простая встреча с интересным человеком может вдохновить на что-то новое. Вот, например, Антарктическая биеннале была организована всего за несколько месяцев. Хотя проект очень сложный, нестандартный: поддержать арт-экспедицию, пройти на ледоколе на самый южный континент Земли с сотней творческих людей, создавать с ними объекты искусства на ледяных берегах Антарктиды, в океанических водах и воздушном пространстве континента – штука нетривиальная. Что будет нового? Пока не знаю. Но я всегда открыт свежим и даже немного сумасшедшим идеям.

Сколько у вас лично автомобилей? 

Один – BMW M3 2009 года выпуска. Очень его люблю и не собираюсь менять. 

Ездите аккуратно?

Признаюсь, вожу хоть и нечасто, но довольно агрессивно. В Москве обычно езжу с водителем, а вот за границей с удовольствием сажусь за руль сам. Кроме того, пару раз в году удается прокатиться на гоночном болиде на одном из треков Ferrari.

От московских пробок страдаете?

Почти нет. Я живу рядом с офисом и встречи предпочитаю проводить на своей территории – это сильно экономит время и нервы. 

А те, кто все же стоит в пробках, часто используют Wi-Fi из открытых сетей. Это не опасно?

Конечно, самая большая опасность – уставиться в смартфон и не следить за дорогой. Поэтому основное правило такое: сел за руль – отложи гаджет подальше. Но даже если ты пассажир, надо понимать, что подключение к чужому Wi-Fi – всегда риск. Природа беспроводных Wi-Fi-сетей такова, что для «прослушивания» и перехвата идущего по ним сетевого трафика злоумышленникам достаточно просто находиться рядом с точками доступа. Причем мошенникам теоретически могут быть доступны любые данные, которые передаются внутри сети в открытом виде. Обычным пользователям необходимо следовать нескольким правилам. Во-первых, своевременно обновлять ПО на своих Wi-Fi-устройствах, смартфонах, планшетах и компьютерах. Во-вторых, установить антивирусные решения на все гаджеты. И, наконец, обязательно использовать VPN-сервисы для шифрования канала передачи данных при подключении к публичным точкам доступа в сеть.

Ваше состояние оценивают в миллиард долларов. Вам это «греет душу»?

Я не стремлюсь к богатству ради богатства. Главное, что у меня есть, – это мои знания, моя компания, семья, квартира, машина. В быту же я человек довольно скромный. Мне гораздо важнее, чтобы мое дело развивалось, а мы продолжали создавать лучшие защитные решения и разрабатывали технологии будущего.

ДОСЬЕ

Евгений Касперский, основатель и генеральный директор «Лаборатории Касперского». Родился в Новороссийске в октябре 1965 года. Окончил 4-й технический факультет Высшей школы КГБ, позже преобразованный в Институт криптографии, связи и информатики. В 1997 году вместе с коллегами создал независимую компанию, став одним из основателей «Лаборатории Касперского», в 2007-м назначен ее генеральным директором. Ныне «Лаборатория Касперского» – одна из крупнейших в мире частных фирм, работающих в сфере информационной безопасности: в ней более 3,8 тыс. сотрудников, офисы открыты в 31 стране. Евгений является обладателем ряда международных наград за технологические, научные и предпринимательские достижения. В 2012 году он получил степень почетного доктора наук Плимутского университета.

Игорь Чер-ский
Автор
Игорь Чер-ский
Фото
из архива Евгения Касперского

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9