Слава Зайцев
06 марта 2013

Слава Зайцев

дизайнер

Ностальгия «Красного Диора»

Дизайнер Слава Зайцев в канун своего юбилея о модных коллекциях, машинах, за рулем которых никогда не был, рабочем дне и ближайших планах.

- Вячеслав Михайлович, уже совсем скоро вам – 75. Какие сюрпризы готовите поклонникам в этом году?

- Для меня эта дата своего рода подведение итогов. Ведь одновременно я отмечаю и 50 лет творческой деятельности, поэтому во время юбилейного шоу – оно состоится 2 марта в ГЦКЗ “Россия” в Лужниках – покажу фрагменты новой коллекции. Организую также выставку авторской фотоживописи, графики. Наконец, уверен: удивлю многих не только как кутюрье, но и как модельер, работающий для массового потребителя.

- Для творческого человека 75 лет – это много или мало?

- Я вообще не считаю, что это возраст. И нет никакого страха перед будущим! А насчет торжеств?.. Положено, вот и отмечаю. Честно говоря, не очень люблю свои дни рождения. Для меня это просто дата, приближающая к смерти, к шагу в небытие. Лучший праздник для меня – показ очередной коллекции, что я каждый год и стараюсь делать.

- Вы были первым, о ком заговорили на Западе. Помнится, называли “Красным Диором”. Сложно было быть модельером в СССР?

- Многие западные коллеги говорят, что такой дизайнер, как Слава Зайцев, мог состояться только в Советском Союзе. Я был кутюрье в стране, где подобная деятельность не представлялась возможной. Что мне пришлось испытать до момента своего признания за границей, знают только близкие люди. Первые коллекции, которые создавал еще в СССР, были показаны на Западе без меня – я был невыездным. И со своей страной пережил все: перестройку, приватизацию, дефолт. В России ведь постоянно катастрофы: чуть отдышался, а тут опять экономический катаклизм. Весь жизненный путь нашей страны – сплошная борьба с внешними и внутренними обстоятельствами.

- А сами бороться не устали? Сил хватает?

- Верю в это. Потенциал огромный. Страшит лишь то, что времени на все недостает. Каждый день встаю в шесть утра и работаю до полуночи, а то и позже. Сплю не более пяти-шести часов, да в машине по дороге домой или на работу удается подремать. В московских пробках время ведь проходит бесполезно. А так хочется, чтобы все, что наработано за годы, дошло в итоге до людей.

- Кстати, о машинах. Вы сами водите?

- Никогда! Даже не представляю, как это делается. С ужасом наблюдаю за происходящим на дорогах. Как надо уметь управлять автомобилем, чтобы не задеть других! А вот в качестве пассажира предпочитаю большие машины, в них удобно. Мое мнение: на пассажирском месте человек должен чувствовать себя максимально комфортно. Особенно стал это ценить после перелома ноги: зачастую бывает трудно встать, выйти из машины, а внутри нее хочется вытянуть ноги и расслабиться. Хотя раньше о подобном не задумывался. Первым моим автомобилем были “Жигули”, потом “Волга”. Помнится, даже “Нива” стояла в гараже. Затем приобрел Mitsubishi Pajero. Ох и настрадался же этот автомобиль от меня – он прожил недолгую, но яркую жизнь. Сначала нас стукнули сзади, и кузов повело. Потом я сам попал в аварию, удар пришелся по капоту, и внедорожник окончательно раскурочило. Пришлось менять.

- Каков ваш нынешний автомобильный выбор?

- Недавно продал Land Rover и хочу купить Hyundai Equus, решил пересесть с внедорожника в представительский седан. Тем временем передвигаюсь на Nissan Pathfinder. Признаюсь, для меня он не совсем комфортен, но я ведь живу в деревне.

- В вашей семье работает уже третье поколение дизайнеров. Уже и внучка начала делать первые шаги в профессии...

- Марусе 19 лет, и она подготовила две концептуальные коллекции. Девочка выросла с самобытным мышлением. Уже в 12–13 лет читала Достоевского, Толстого. Предлагает вроде бы простые решения, но включает в одежду необычные элементы, по которым сразу можно понять глубину замысла. Каждая деталь тщательно продумана. Более того, она пишет очень интересные предисловия к своим коллекциям, где рассказывает об истории создания, раскрывает фабулу и интригу той или иной вещи.

- Если разделить жизнь на десятилетия, какой этап оказался бы самым ярким?

- Однозначно конец 80-х и 90-е годы. Когда началась самостоятельная работа. Тогда родились мои самые яркие и многоплановые дизайнерские работы. В 1991 г. впервые в истории российского телевидения в эфире была показана одна из моих коллекций. Я сейчас думаю: как же интересно было творить, сколько неожиданных идей приходило на сломе эпохи! А ведь тогда практически не было возможности убедить людей в окружающей их красоте, имелся минимальный выбор тканей и средств для выражения идей! Сейчас есть все, но время изменилось: по подиумам ходят столь яркие модели, что их даже не надо перегружать деталями...

- Не думаете, что время стало слишком прагматичным?

- Деньги стали во главе угла. И они теперь чуть ли не все решают в жизни... Пытаюсь говорить об этом названиями своих коллекций. Одна из прежних называлась “Воспоминание о будущем”. Ныне же в основном “Ностальгия по красоте” и “...временам ушедшим”.

- Вы упомянули, что хотите предстать в новом качестве – массового модельера…

- У меня в команде появился человек, Николай Головин, который готов предложить мое искусство массовому потребителю. Дело уже сдвинулось, хотим, чтобы каждая женщина имела у себя в гардеробе платочек, сумочку, бижутерию, любой аксессуар или вещь с логотипом “Слава Зайцев”. Я начал также создавать свою коллекцию постельного белья – нарисовал уже тысячу эскизов. Завершаются переговоры о реализации коллекции авторской керамической плитки. Готовлю коллекции школьной формы, одежды для медиков. Совместно с сетью магазинов “Вещь!” запускаю в производство коллекцию прет-а-порте для массового потребителя. Это – моя давняя мечта! Начал делать и брендированные зонты, сумки, потихоньку обрастаю тем, что принято называть вещами массового спроса. Одежда от-кутюр, которой занимаюсь много лет, естественно, не остается в стороне, но основной упор – массовый потребитель, без которого современному кутюрье сейчас сложно выжить. Кстати, это общая тенденция, все крупнейшие художники мира выходят на контакт с массовой аудиторией, закрываться в рамках от-кутюр сейчас просто смешно. Тем более что за много лет накоплен колоссальный опыт, и грех не поделиться идеями. 

Досье

Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 г. в Иваново. Кутюрье, художник, поэт, бессменный руководитель Московского дома моды, действительный член Российской академии художеств, народный художник РФ, лауреат государственных премий, кавалер ордена “За заслуги перед Отечеством”, профессор, почетный гражданин Парижа и Иваново, “Человек года” в мире моды. В 1989 г. на фестивале “Лучшие пять модельеров мира” в Японии его коллекция была признана лучшей. Зайцев нередко цитирует себя строчкой: “Я всем обязан провиденью...”

Станислав Комаров
Автор
Станислав Комаров
Фото
фото Марии Берн

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 1