Высказался в рамках следующего круглого стола:

Автомобили с пробегом - возможности и угрозы

Продажи б/у авто в 2012 году росли опережающими темпами относительно первичного рынка. Ряд психологических и экономических факторов выталкивает потребителя на вторичный рынок. Каковы будут последствия?

Дмитрий Европин
16 июля 2013

Дмитрий Европин

главный редактор портала MotorPage.ru

Опасный секонд-хенд

Когда экспертами обсуждалось вступление России в ВТО и его последствия для автомобильного рынка, большинство сходилось во мнении, что принципиальных изменений еще долго не будет. Так и вышло: отечественный автопроизводитель по-прежнему надежно защищен от внешней конкуренции со стороны как новых, так и подержанных автомобилей

Повышение таможенных пошлин после кризиса 2008 г. стало спасением для российских автомобильных брендов. Они получили передышку на несколько лет, смогли преодолеть последствия падения спроса, обновили модельные ряды. Дополнительным бонусом стала государственная программа утилизации. Иностранные производители, не имея альтернатив, вынуждены были инвестировать в развитие российской сборки. Доля иномарок, произведенных в России, выросла к 2010 г. до 70% – в полтора раза относительно уровня 2008 г. В результате в 2011 г. российский авторынок продемонстрировал беспрецедентный рост и в условиях глобальной нестабильности стал одним из самых перспективных в мире. Это воспринималось чиновниками и экспертами как безусловное достижение.

В действиях российского правительства и теперь заметно желание продолжить протекционистскую политику. Так, постепенное снижение таможенных пошлин, предусмотренное условиями вступления в ВТО, в 2012 г. было оперативно компенсировано введением “утилизационного” сбора. И все же под влиянием многочисленных экономических, социальных и инфраструктурных факторов на рынке началось замедление. О его ключевых причинах уже много сказано, но не ускользает ли от нашего внимания еще что-то важное? Например, наблюдая за динамикой рынка, стараясь прогнозировать ближайшее будущее, отмечая всевозможные угрозы, мы давно не говорим о вторичном рынке. Он словно перестал существовать в 2009 г. вместе с введением запретительных ставок таможенных пошлин. Тогда на бизнесе “перегонщиков” был поставлен крест, и импорт подержанных автомобилей “без пробега по РФ” сократился в 30 раз относительно докризисного уровня. Тема перестала быть интересной…

Это заметно даже на уровне соответствующих рубрик во многих автомобильных СМИ – где-то о машинах с пробегом совсем перестали писать, где-то существенно сократили объем рубрики, поменяли формат. Почти исчезли большие подробные обзоры, благодаря которым читатель может составить представление о возможной покупке.

Тем не менее в 2012 г. объем вторичного рынка вырос почти на 14%. Из рук в руки перешло 5,8 млн авто с пробегом. То есть выяснилось, что продажи “бэушных” машин растут опережающими темпами относительно первичного рынка, где рост составил чуть более 10% – 2,9 млн единиц.

Потребительский интерес подтверждается личным опытом. Все чаще и чаще мои знакомые задают вопросы, какой подержанный автомобиль выбрать, в каком возрасте какие “болезни” у той или иной модели проявляются, как лучше такую покупку совершать – “с рук” или через дилера.

Что же изменилось на рынке? Повысилась надежность автомобилей с российской историей эксплуатации? Стал доступнее и качественнее сервис? А может быть, у нас научились делать дороги и обновили дорожное полотно по всей стране? Отнюдь. Если судить по объективным критериям, вряд ли можно констатировать существенное улучшение ситуации. Скорее речь о психологических и экономических факторах, выталкивающих потребителя на вторичный рынок.

Пока в Россию поступали авто с пробегом из Европы, Японии и США, считалось, что если уж покупать такую машину, то только “проверенный” автомобиль с аукционным листом и “цивилизованным” прошлым. Качественный европейский сервис, ответственная эксплуатация и хорошие дороги – все это не подвергалось сомнению. Когда же подобный товар ушел с рынка, потребительская аудитория вынужденно переориентировалась на приобретение пусть менее статусных, но новых автомобилей, выпущенных в России.

Но жизнь вносит свои коррективы: новые автомобили дорожают. Модели, еще недавно считавшиеся доступными, постепенно выходят за рамки допустимого для среднестатистической семьи бюджета. Доходы населения почти не растут, но все же у потребителя сохраняется уверенность в завтрашнем дне, он не хочет сейчас, как в 2009 г., отказываться от приобретения машины. Как результат, восстанавливается интерес ко вторичному рынку.

Этому же способствует и опыт эксплуатации иномарок российской сборки. Люди привыкли к сервису, который лучше, чем у отечественных производителей, поверили в надежность таких автомобилей, в то, что их подвески способны противостоять российским дорогам, а двигатели – не лучшему бензину. Постепенно уходят в прошлое и “гаражные” сервисы, а неофициальные дилеры стараются, чтобы их бизнес выглядел цивилизованно.

Конечно, во многом вновь формирующееся доверие к подержанным автомобилям основано на таких же “успокаивающих мифах”, как и в случае с импортным секонд-хендом, но практика показывает, что эти мифы прочны. Чрезвычайно сложно убедить потребителя, нацелившегося на покупку подержанного авто, что это равносильно приобретению нового, только в рассрочку.

Справедливости ради надо заметить, что значительную лепту в восстановление доверия к вторичному рынку внесли и сами автопроизводители, активно развивающие такие направления бизнеса, как trade-in. Сейчас большинство официальных дилеров предлагает клиенту принять его автомобиль в зачет нового, выкупить или поставить старую машину на комиссионную продажу. И в случае с крупными дилерами это, пожалуй, единственный случай, когда покупатель подержанного автомобиля действительно получает проверенный продукт с какими-то гарантиями.

Но ведь и мелкие компании-перекупщики обещают покупателю все то же самое: гарантию юридической чистоты, проверку технического состояния, честный пробег, а также годовую гарантию на двигатель и трансмиссию. И многие потребители готовы в это верить. Доказательство – постоянный рост продаж подержанных автомобилей дилерами начиная с 2011 г. Общая их доля на рынке пока невелика (около 5–6%), но каждый год они увеличивают свои продажи на 25–35%.

Так или иначе, но рост популярности подержанных автомобилей сегодня очевиден. Об этом свидетельствуют и данные рынка за 2012 г., и статистика потребительского интереса по запросам в Интернет. Например, поисковый запрос “купить б/у авто” в 2011 г. пользователи Yandex вводили в среднем по 20 тыс. раз в месяц, в 2012 г. – по 30 тыс., зато в первом квартале этого года тот же запрос дал “свечку” и поднялся до 70 тыс. раз в месяц. Чуть более скромные показатели демонстрируют ведущие сайты, на которых размещаются объявления о продаже подержанных автомобилей. Однако и их аудитория в 2012 г. приросла на несколько сотен тысяч посетителей в месяц.

Сам по себе рост вторичного рынка следовало бы воспринимать как естественный эволюционный процесс, если бы не несколько “но”. В частности, средний возраст автомобиля в России по-прежнему слишком велик – 12 лет. Средний возраст иномарки – 8,4 года, отечественного авто – 15 лет. Доля машин возрастом до семи лет не превышает 36%. Соответственно, переориентация части потребителей на вторичный рынок будет означать старение автопарка. Если учесть, что в целом ряде удаленных регионов России средний возраст автомобиля переваливает за 20 лет, а значительная часть спроса на подержанные машины в силу бедственного материального положения населения приходится именно на регионы, то и техническое состояние парка там с каждым годом будет становиться только хуже.

Качественные автомобили с пробегом на региональном уровне малодоступны, поскольку дилерские сети крупных автопроизводителей развиты неравномерно, а точки поступления предложения и предъявления спроса не совпадают. Основная масса действительно надежных автомобилей возрастом три-семь лет поступает на рынок и в дилерские центры в крупных городах Центрального федерального округа и в очень незначительной части перемещается в отдаленные регионы. Дилеры не считают это экономически целесообразным.

В результате автомобили с пробегом тормозят рост в первичном сегменте рынка там, где есть платежеспособный спрос, и не продаются в достаточном количестве там, где могли бы быть востребованы покупателями, которым доходы не позволяют приобрести новую машину. А ведь при налаженной системе trade-in с реализацией автомобилей именно в регионах дилеры могли бы способствовать уменьшению давления на рынок и тем самым стимулировать рост продаж новых моделей.

Таким образом, если 2013-й станет годом значительного роста продаж на вторичном рынке, это может обернуться очередной угрозой как для роста рынка новых автомобилей, так и для состояния российского автопарка в целом.

Впрочем, бороться с возникающими угрозами у нас предпочитают административными, а не рыночными методами. В последнее время нет-нет да и заговорит кто-то из политиков о необходимости реформы транспортного налога с заимствованием прогрессивного европейского опыта. Ведь каков соблазн сделать так, чтобы автомобиль старше семи лет было не только невыгодно ввозить, но еще и накладно эксплуатировать!

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 5