Шамиль Тарпищев
16 сентября 2014

Шамиль Тарпищев

президент Федерации тенниса РФ

От побед к победам

Шамиль Тарпищев о спортивном закулисье, нынешних проблемах тенниса и автомобильной марке, которой верен уже два десятилетия

Вы стали “боссом” всего в 25 лет. Не было ощущения, что рановато?

Я сам к этому не стремился. Напротив, меня фактически заставили занять должность старшего тренера сборной. Сделал это отец нынешнего олигарха Михаила Прохорова – Дмитрий Иванович. В 70-х он работал в Госмкомспорте, и как-то в самолете я рассказал ему о ситуации в теннисе. А она тогда была близка к бунту: за рубеж ездили одни и те же два-три человека, существовало недовольство многими другими вещами. В ответ же мне предложили стать во главе сборной, по сути – взять на себя решение большинства проблем.

Такого поворота ожидали?

Нет, конечно! В тот момент я был в своей лучшей форме, много играл и выигрывал. Поэтому ответил, что хочу играть. Но мне настойчиво предложили еще раз, а потом еще. В общем, пришлось согласиться.

А два десятка лет спустя вы вошли в высшую власть: работали с президентом России, были министром…

Туда я тоже попал против своей воли. Кстати, все поворотные моменты в моей жизни происходили вопреки моим желаниям. Любил футбол, но занялся теннисом, желал играть, но попал в тренеры, не собирался быть министром спорта – назначили. Этот перечень можно продолжать. В Кремле, когда туда пришел, никто ничего часто не хотел решать, все делалось со скандалами, ответственность приходилось брать на себя.

Но были ведь и преимущества. Наверняка ездили с “мигалкой”?

Через много лет после того, как я ушел с государственных постов, один генерал из Госавтоинспекции заметил, что с руководителями высшего эшелона у них всегда проблемы, но за все время работы Тарпищева ни одной жалобы не было. Мне стало приятно.

И сами за рулем не нарушаете?

Стараюсь ездить строго по правилам. Однажды, правда, опаздывал на совещание в Кабинет министров, выехал на осевую, так у меня сразу права отобрали. Но тут я согласен: таких вещей никому прощать нельзя!

Машину водите всегда самостоятельно?

Я живу за городом, оттуда езжу в Москву, где и ждет водитель: он возит меня днем, если необходимо. Правда, беру его с собой и в дальние поездки. Мне часто приходится колесить по российским регионам, и в те, что расположены в пределах тысячи километров от Москвы, отправляюсь на машине – так можно сэкономить время, если ехать ночью.

А за границу ездите?

Сейчас нет. Наверное, накатался в молодости. Когда в команде были Чесноков, Габричидзе, Бакулев, Ольховский, то надо было по Европе постоянно перебираться с турнира на турнир. Я брал микроавтобус и вез команду в другой город. Водил тогда очень много. Как-то утром даже будил тогда еще трехлетнего сына, говорю ему, что у нас новая машина, а он отвечает: папа, как же ты меня заездил!

То есть за рулем вы с молодости…

Права получил в армии, сдавал кстати, на БТР. А свою первую машину – “Жигули” – купил только в 32 года. Хотя работал старшим тренером сборной, денег было мало, к тому же в Москве почти не жил – мотался по всему Союзу на сборы. Зато последние 20 лет езжу только на Range Rover – впервые сел за его руль в 1994 г. и с тех пор ничего лучшего для себя не видел.

А как пришли к этому автомобилю?

До этого пару-тройку раз попадал в небольшие ДТП – меня били сзади, а один раз задремал за рулем и въехал под грузовик, хотя и не сильно. В общем, было желание обезопаситься. А когда сел в Range Rover, сразу ощутил, насколько это надежная машина – мощная, крупная, высокая, способная защитить тех, кто находится внутри. Кстати, мой старший сын как-то попал на этом внедорожнике в довольно серьезную аварию, и именно конструкция автомобиля его спасла. Да и вообще ездить на Range Rover – одно удовольствие. Я часто бываю на родине своих родителей в Мордовии, и когда едешь несколько часов по скоростной трассе, никаких проблем не испытываешь. Автомобиль уверенно держит дорогу, предсказуемый, отлично управляется. У меня были возможности сравнить его с другими моделями, но все было не то.

Какие у вас в принципе требования к машине?

Прежде всего, при моих старых травмах и длинных ногах требуется комфорт и пространство. Нужна высокая посадка, возможность регулировать сиденья так, как необходимо именно тебе. Мне нравится, что мой автомобиль быстро стартует, легко уходит со светофора и совершает обгоны. Важно также, чтобы машина могла проехать по любой дороге или даже там, где дороги нет – иногда надо срезать путь и проскочить через поле или лес. А вообще в мою бытность старшим тренером у нас в Юрмале был “газик”, и я на нем на природу часто ездил. Так что с внедорожниками у меня “роман” давний.

Сейчас вы снова возглавляете российский теннис, но по сравнению с успехами 2000-х он явно на спаде. Почему?

Из-за экономического кризиса 2009 г. наш теннис потерял своих основных спонсоров в лице средних компаний – их было около двух десятков, и с каждой заключался контракт на 250–300 тыс. долларов в год. А в других странах теннис начали активно развивать. Индия подготовила программу его продвижения, в которую вкладывают около миллиарда долларов. Активно инвестируют в этот вид спорта и Китай, Таиланд. Не говорю уже о западных странах: бюджет тенниса в США – 225 млн долларов в год, во Франции – 210 млн. В России же на все “дыры” – лишь 8 млн долларов. Притом что, в принципе, мы вновь можем войти в элиту очень быстро.

Что для этого нужно?

Мы рассчитали: чтобы вновь стать первыми, необходимо около 30 млн евро в год на спорт высших достижений. Думаю, для такой страны, как Россия, эта сумма не критична. Тем более что у нас есть совершенно уникальные методики подготовки теннисистов – это российское ноу-хау. И если бы мы ввели эту систему, то уже через три-четыре года снова оказались бы впереди всех. И наоборот, если сейчас этого не сделаем, то через те же самые три года потеряем целое поколение молодых, очень талантливых спортсменов, и тогда будет провал уже на десятилетия. 

Досье

Шамиль Тарпищев родился в 1948 г. в Москве. В теннис пришел из футбола, где получил травму. В 17 лет выиграл свой первый международный турнир, впоследствии вошел в десятку лучших теннисистов СССР, а в 1974 г., будучи игроком сборной, неожиданно был назначен ее старшим тренером. На протяжении многих лет является капитаном как мужской, так и женской национальных команд. В 1992–1997 гг. занимал ряд постов в руководстве страны: советника президента РФ по физкультуре и спорту, председателя Координационного комитета по физической культуре и спорту при президенте России, председателя Госкомитета по физкультуре и туризму. Является членом исполкома Национального Олимпийского комитета России и членом Международного Олимпийского комитета, президент Федерации тенниса РФ.

Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Автор
Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Фото
Мария Берн, Роберт Максимов

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 1