Пять лет назад в России начала работать компания DAF Trucks Rus, официальный импортер одного из мировых лидеров по производству грузовых автомобилей. Наш собеседник – ее генеральный директор Ари Хэндрикс
Тогда мы проанализировали потенциал российского рынка и поняли, что наиболее логичным решением станет регистрация дочерней компании, находящейся в полном владении DAF. Поскольку наш бренд намного опережал конкурентов по импорту подержанных грузовых автомобилей, стало ясно, что его продукция имеет великолепную репутацию. И уже с самого начала нам сопутствовал успех: в 2011 году удалось втрое увеличить объем продаж по сравнению с 2010 годом.
Наше уникальное торговое предложение состояло в том, что мы основали дочернюю компанию, полностью принадлежащую DAF. Благодаря этому у клиентов появилась уверенность, что сеть будет расширяться и они смогут своевременно получать услуги. Еще одним важным моментом было то, что наши грузовики заработали большой авторитет в России еще до того, как была основана компания DAF Trucks Rus. При этом бестселлером стала модель XF105 – лучший из когда-либо разработанных DAF автомобилей: просторная кабина, мощные и экономичные двигатели и общая надежность привлекают как владельцев транспортных компаний, так и водителей.
Мы заметили, что в Россию грузовики чаще всего поставляются в базовой, но вполне функциональной конфигурации, в то время как в Европе они зачастую оснащаются обширными пакетами опций, производятся по заказу и окрашиваются в корпоративные цвета клиентов. В России импортеры грузового транспорта ведут продажу со склада, вместо того чтобы поставлять индивидуализированные автомобили с фирменной символикой владельца. Да и клиенты здесь привыкли к этому и предпочитают действовать в стиле «увидел и купил», выбирая спецификацию из того, что есть в наличии. Однако наши дилеры располагают всеми возможностями для изготовления грузовиков на заказ, обеспечивая реальную возможность выбора.
В последние годы мы полностью обновили свой модельный ряд в Европе. Это происходило одновременно с введением экологического стандарта Euro 6 и стало очередной главой в истории успеха DAF – наши продажи в Европе идут очень хорошо. В России предлагаются автомобили из прежней линейки, поскольку грузовики, соответствующие нормам Euro 6, требуют стабильно высокого качества дизельного топлива, а здесь оно пока недоступно. Поэтому на российском рынке представлены автомобили стандарта Euro 5, уже доказавшие свою надежность и долговечность в любых погодных условиях на территории от Калининграда до Владивостока. В 2015 году мы запустили линейку LF с дизельными двигателями Euro 5 и кабинами, устанавливаемыми на новые европейские модели. Эти грузовики во всем идентичны европейской гамме, за исключением двигателя: они оснащаются новой кабиной, новым шасси, дополнительным оборудованием.
Бестселлером остается DAF 4x2 XF105, заработавшая отличную репутацию.
В начале 2011 года DAF имела в России два дилерских центра, которые напрямую взаимодействовали с ее подразделением Sales operations в Нидерландах. Сейчас же наша сеть состоит из 29 официальных дилерских предприятий и четырех TRP-магазинов – они ориентированы в первую очередь на поставку деталей для прицепной техники, подъемников и другого дополнительного оборудования. Вместе с тем мы видим, что и почти трех десятков центров недостаточно для такой огромной страны, как Россия. Автомобильным паркам национальных операторов требуется оперативный сервис, поэтому мы обязательно будем расширяться: в некоторых регионах с помощью уже имеющихся партнеров, в других – за счет новых кандидатов. На наш взгляд, эффективная сеть должна состоять из 50–55 дилерских предприятий. Кроме того, мы намерены увеличить перечень сервисных партнеров.
В период кризиса мы концентрируемся не столько на расширении дилерской сети, сколько на развитии самих сервисно-сбытовых центров. Их нужно обеспечить полноценными техническими возможностями, усовершенствовать внутренние процессы, что гарантирует клиентам обслуживание в кратчайшие сроки и предотвращение их потерь из-за длительных простоев техники. В более отдаленной перспективе будем развивать все сервисы, обычно предлагаемые премиальными брендами владельцам автопарков. В частности, комплексное техническое обслуживание и капитальный ремонт. А вообще, чтобы осознать огромный потенциал вашей страны, не требуется университетского образования: я всегда держу в голове мысль, что в России живет более 140 млн человек, и этим людям нужен транспорт для перевозки грузов. По этой причине, а также из уважения к нашим дилерам, вложившим многомиллионные суммы в развитие своих центров, компания DAF Trucks Rus намерена оставаться на российском рынке в течение многих лет.