Дмитрий Европин
10 декабря 2012

Дмитрий Европин

главный редактор портала MotorPage.ru

Сколько стоит зима?

Ноябрь... Ответственные автовладельцы ставят зимнюю “резину”, запасаются щетками для сметания снега, а самые опытные заливают в бензобак... стакан спирта, чтобы до наступления морозов избавиться от воды в топливной системе. Зима в России для автомобилистов время суровое, надо быть бдительным.

О способах подготовки  автомобиля к холодам можно прочесть в десятках российских газет и журналов, да и у каждого водителя найдутся собственные проверенные рецепты. Поэтому поговорим об ином. У нас зима – это циклически повторяющееся стихийное бедствие, сезонный кризис, который необходимо пережить. Она всякий раз приходит неожиданно и требует от всех максимальной концентрации сил и ресурсов. Но любой кризис – это и время новых возможностей для тех, кто к нему готов. Так кому же выгодна зима?

Рискну предположить, что холодный сезон создает дополнительные многомиллиардные денежные потоки, питающие целый ряд экономических субъектов на всех уровнях, от муниципалитетов до простых инспекторов ДПС. Что должны обеспечить городские власти зимой? Прежде всего, безопасность на дорогах, а это борьба со снегом и обледенением. До 2001 г. в Москве для этого использовались традиционные соль и песок – метод надежный, проверенный временем, а главное дешевый. Однако затем внезапно выяснилось, что это неэкологично – чрезмерная солевая нагрузка в городе приводит к гибели зеленых насаждений. Было решено перейти к использованию прогрессивных европейских методов очистки улиц от снега и льда. На дороги стали выливать жидкие реагенты, которые закупали за рубежом. Сколько же было скандалов в связи с этим!

В первые годы дорога, залитая реагентом, часто превращалась в каток, химия образовывала жирную пленку, на которой автомобили шли юзом. Автомобилисты даже дали химикатам точное и емкое определение – “сопли Лужкова”. Пешеходы тоже выражали недовольство: на улицах стоял едкий уксусный запах, реагенты портили обувь и одежду, нередки были случаи астматических приступов, аллергических реакций и даже химических ожогов. Но за несколько лет коммунальные службы более или менее научились грамотно использовать реагенты. Да и затраты города на “химию” держались на более или менее приемлемом уровне – 1,2–1,5 млрд рублей в год.

Со сменой городского руководства в Москве все поменялось. Реагенты по конкурсу стали закупаться на Уральском заводе противогололедных материалов. При этом затраты на них возросли, город начал тратить уже около 2 млрд рублей. В прошлом году разгорелся скандал: один из реагентов оказался не просто неэкологичен, а, по утверждениям активистов-экологов, пусть и слабо, но радиоактивен. Однако и в этом году реагенты Москва закупает у того же производителя. Но самое любопытное в том, что затраты на их приобретение продолжают расти. В прошлом году закупка для создания дополнительных запасов осуществлялась в двойном объеме – за 4,5 млрд рублей. В этом сезоне уже в штатном режиме затраты должны составить 3,4 млрд, будет приобретено 110 тыс. т жидких реагентов и 116 тыс. т твердых.

Власти города заявляют, что новые реагенты гораздо экологичнее (это же говорилось и год, и два назад), в них содержится формиат натрия, который не вступает в химические реакции и не образует токсичных соединений. На тротуарах и придомовых территориях будут использоваться твердые реагенты на основе мраморной крошки (вместо гранитной) с солями муравьиной кислоты.

Вот только эксперты-экологи сильно сомневаются в противогололедных свойствах формиата натрия. Зато констатируют, что солевая нагрузка на город этой зимой с новыми реагентами вырастет в 2,5 раза.

Действительно, заявления о безвредности этой химии больше похожи на красивые сказки. Вот я смотрю на газон возле своего дома. В феврале дворники высыпали на него излишки реагента, которого им выдавали прошлой зимой так много, что девать было некуда. И до сих пор посреди маленького пятачка земли выжженная плешь, даже сорняки, одуванчики и подорожник, на ней не растут. Воздействия реагентов, по отзывам работников автосервисов, не выдерживают и многие современные автомобили: текут радиаторы, выходят из строя детали подвески.

Но рынок реагентов – прекрасное поле для освоения бюджетов. Многие российские города уже давно последовали примеру Москвы и перешли на использование отечественной химии уральского производства. Но есть и неприсоединившиеся. В Омске, например, в этом году закупили на зиму 63 тыс. т песка с солью – так и дешевле, и безвреднее.

Кстати, следует добавить, что реагенты создают на дорогах жирную черную грязь. Каждый московский водитель знает, насколько возрос расход омывающей жидкости в зимний период с появлением реагентов. В среднем, если ездить каждый день, 5-литровой канистры “незамерзайки” хватает дня на четыре. Не самая лучшая зимняя омывающая жидкость стоит около 150 рублей. Если считать, что ежедневно на московские улицы выезжает лишь 25–30% городского автопарка, объемы только столичного рынка “незамерзайки” приблизительно можно было бы оценить в 2,5–3 млрд рублей. Это прибыльный бизнес для производителей, супермаркетов, небольших магазинчиков и просто придорожных торговцев.

Получается, что к зиме город на деньги налогоплательщиков закупает втридорога сомнительные противогололедные препараты, которые портят зеленые насаждения (каждую весну из городского бюджета выделяются средства и перестилаются газоны), приводят к поломкам автомобилей (владельцы платят за ремонт) и заставляют нас постоянно покупать лишнюю “незамерзайку”. То есть, оплачиваем весь этот праздник жизни мы сами.

Но, конечно, автовладельцев, которые могут себе позволить покупать только качественную омывающую жидкость, не так много. Большинство очень быстро переходит на более дешевую, содержащую метиловый спирт, ацетон и прочие небезопасные для здоровья компоненты. (Ущерб здоровью граждан – это, кстати, залог будущих субсидий организациям здравоохранения.) Но главное, тут-то и начинается операция “Незамерзайка” у дорожной полиции. С появлением приборов “алколазер”, определяющих спиртовые пары в салоне автомобиля на расстоянии, эта операция станет еще более эффективной. Но и сейчас инспекторам грех жаловаться.

Если учесть, что только официально за первые четыре месяца 2012 г. к административной ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде в России было привлечено 144 тыс. водителей, и предположить, что тех, кому удалось “договориться”, существенно больше, можно приблизительно представить объем этого рынка. На Москву приходится 10% российского автопарка, при столичных отступных за “пьянку”– это тоже несколько миллиардов целковых. Не случайно значительный процент водителей расстается с правами или определенной суммой именно зимой, надышавшись паров некачественной омывающей жидкости.

Конечно на фоне оценок российской коррупции в целом, а это более 300 млрд долларов, все эти цифры выглядят почти смешно. Но по кошелькам автовладельцев зима бьет существенно. А ведь можно еще вспомнить о качестве топлива, о снижении средней скорости транспортного потока, о сокращении количества парковочных мест, о доходах автомоек, наконец. Все это тоже элементы максимизации прибыли от прогнозируемого сезонного “стихийного бедствия”. Все экономические агенты, участвующие в процессе, оказываются в плюсе, кроме… конечных потребителей. И защититься от этого автомобилисты не в состоянии.

Это не снег и не мороз, это система хозяйствования, в которой решения принимаются исходя из соображений коррупционной емкости, величины “отката”, корпоративной солидарности и т.д. Такую систему даже плохой не назовешь – она сверхэффективна! Решения, принимаемые на верхнем уровне, своими последствиями способны прокормить сразу несколько отраслей, и не потому, что так было задумано чиновником. Полагаю, никто в московском правительстве не рассчитывал, что противогололедные реагенты будут обеспечивать прибылью несколько десятков производителей “незамерзайки”, и уж тем более не думал, что эта черная жижа на московском асфальте опосредованно станет манной небесной для сотрудников ДПС.

Единственный разумный выход для простого водителя, который только платит, не получая никаких бонусов взамен, – это снять аккумулятор со своего автомобиля, выпить заготовленный стакан спирта, да и оставить машину на зиму в гараже или на автостоянке. А еще поутру можно новенькой щеткой для снега… пригрозить дворнику, когда тот в очередной раз соберется высыпать лишний реагент на газон или детскую площадку!

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Фото
Автопанорама

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9