Федор Бондарчук
14 ноября 2013

Федор Бондарчук

режиссер

Всё по правилам

Режиссер Федор Бондарчук о современных кинотехнологиях, своем лучшем фильме и до конца не познанном автомобиле

- Вы – режиссер, актер, продюсер, ресторатор, бизнесмен… Что из этого вам ближе всего?

- Мне всегда было близко только одно – режиссура. Ресторатором я себя не считаю, это бизнес-проекты, а в основе работы на ТВ лежат партнерские или товарищеские отношения с телевизионными каналами. Что же касается ролей, то я с большим уважением отношусь к актерской профессии, однако независим от нее как способа заработать деньги – могу позволить себе выбирать или отказываться от предложений.

- А продюсерство?

- Вот это было всегда моим. Шесть лет я искал деньги на “9-ю роту”. Многие думают, что это госзаказ, но на производство фильма нам не дали ни копейки государственных денег. Когда картина была снята, министерство культуры выдало грант на прокат в размере 500 тыс. долларов – при бюджете фильма 9 млн долларов. А лента “Жара” вообще показала так и не побитые соотношения доходов к затратам: она стоила 1,5 млн долларов, которые мы взяли в кредит под залог своей недвижимости, а в прокате собрали 17 млн.

- Так сейчас все снимают?

- По-разному. Некоторые не хотят тратить силы на организационные проблемы, работают только как режиссеры. А есть режиссеры, которые не указывают себя в титрах в качестве продюсеров, хотя являются таковыми. Мне это жутко интересно. Быть продюсером для меня – это стопроцентная ответственность, как финансовая, так и творческая.

- В октябре выходит ваш фильм “Сталинград”. Многие ждали его еще к 70-летию битвы…

- Я не обещал выпустить кино к круглой дате. Зато хотел снять такой фильм, какой сам никогда не видел. Взялся ли бы я за “Сталинград” – драму о двух днях одного из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны – без 3D, без IMAX? Скорее всего, нет. Хотя знаю: скажут, что это сделано в угоду моде. При появлении Dolby Stereo почти все говорили о том, что кино превращается в аттракцион. Критика была один в один с той, что сейчас звучит в адрес 3D: если в прежних текстах заменить Dolby Stereo на нынешние технологии, остальное будет тем же самым – фразы, тональность, смысл. Но я убежден, что через 20–25 лет другой режиссер снимет свою картину о войне таким техническим способом, о котором мы пока и не подозреваем.

- Но ведь и технологии подчас не все решают. Например, важна достоверность.

- Помимо невероятной достоверности декораций на съемки “Сталинграда” мы впервые не брали для массовых сцен военнослужащих. Их заменили люди, которые занимаются реконструкциями боевых действий, а каждый из них – историк. Аутентичность, привнесенная ими на площадку, потрясает. Практически у всех были солдатские обмотки, сапоги, ножи, котелки, каски, бритвы, очки в роговой оправе, вещмешки, офицерские планшеты и оружие того времени…

- Еще студентом вы снялись в фильме “Сталинград”. Сейчас то же название. Почему?

- Мы думали поменять его. И я сам себя спрашивал: нужно ли? Сошлось несколько удивительных линий, а я на это обращаю внимание. Не только я в 90-х снялся в “Сталинграде” у своего педагога Юрия Николаевича Озерова, но и Томас Крейчман, исполнивший одну из главных ролей – немецкого офицера – уже в моей картине, тоже более 20 лет назад сыграл в немецком фильме о Сталинградской битве. Своя история есть и у сценария. Финальную точку в вопросе названия поставил просмотр почти готового фильма зарубежными дистрибьюторами – слово “Сталинград” имеет почти стопроцентную узнаваемость во всем мире.

- Фильм снят в формате IMAX, который подразумевает специальные кинозалы. Это не ограничит аудиторию?

- Картина сделана для всех зрителей. Ее можно посмотреть в IMAX, а можно в 3D или просто в 2D. Но я рекомендую именно IMAX, ответственно заявляю: это два разных фильма. Я, знающий картину до каждого миллиметра или пикселя, увидев ее в этом формате, был ошарашен.

- Результатом довольны?

- Я снял свой лучший фильм.

- Как вы относитесь к автомобилям?

- Хорошо отношусь. Люблю путешествовать, причем именно за рулем. Например, из Астрахани через Калмыкию и Дагестан в Чечню. Недавно на машине из французского Вердена до Берлина проехал 900 км с одной остановкой. Но по Москве езжу с водителем – работаю в пробках.

- Какие машины любите?

- Езжу на Range Rover, но обожаю и Land Rover Discovery – очень серьезная машина. Хотя и Range Rover вовсе не “игрушечный”, эта модель у нас в семье уже давно. Я и на съемки “Сталинграда”, которые проходили под Санкт-Петербургом больше пяти месяцев, его перегонял, ездил повсюду – и на площадку, и на выбор натуры. Он был по-настоящему боевым – весь в глине от колес до крыши. При этом автомобиль очень органично вписывался в питерскую архитектуру, замечательно смотрелся на фоне золота колонн, гранита, великолепных памятников.

- Можете сравнить его с предыдущим поколением?

- Новый Range Rover – просто космос! И интерьер, и комфорт. Я все возможности этого автомобиля до сих пор не распознал. В нем скрыт такой технический потенциал, что нужно отдельно разбираться.

- А есть какие-то требования к автомобилю?

- Комфорт как спереди, так и сзади, он должен хорошо управляться, быть мягким и обязательно приемистым. Очень важна эргономика и простая, интуитивная логика всех действий. Я не хочу перебирать сто тысяч вариантов, чтобы просто сделать воздух в салоне прохладнее.

- Вы дисциплинированный водитель?

- Да, хотя раньше таким не был. Но сейчас принципиально изменил позицию. Мне нравится, если меня узнают, когда пропускаю пешеходов на “зебре” или уступаю дорогу. И, конечно, пристегиваюсь ремнем безопасности. И сыну постоянно об этом говорю. Поэтому ни я правил не нарушаю, ни он, ни мой водитель. Разве что скорость могу чуть превысить, но лишь на пустом шоссе в путешествии. В городе же даже ночью ничего подобного не допускаю, тем более никаких выездов на “встречку”, разворотов через сплошную или проезда на красный.

- Чему посвящаете свободное время?

- Людям: старым друзьям и новым знакомствам. Для меня очень важно качество и разнообразие общения. 

ДОСЬЕ

Федор Бондарчук родился в 1967 г. в семье актрисы Ирины Скобцевой и кинорежиссера Сергея Бондарчука. После школы поступил во ВГИК, учебу в котором продолжил после службы в армии. В кино начал сниматься со студенческих времен и в этом качестве востребован и ныне. Режиссерскую карьеру начал строить, создав компанию по производству музыкальных и рекламных клипов. Дебютной полнометражной лентой стала “9-я рота”, которая в 2005 г. поставила рекорд среди российских фильмов по кассовым сборам. В последующие годы был снят и спродюсирован еще ряд успешных лент, при этом режиссер вел также передачи на ТВ, позже стал соучредителем кинокомпании “Главкино” и председателем совета директоров “Ленфильма”. Федор Бондарчук – лауреат многих премий. Его жена Светлана является главным редактором журнала “Hello!”, у них двое детей – сын Сергей и дочь Варвара.

Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Автор
Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Фото
Кирилл Калапов

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9