Ежегодная выставка в немецком городе Эссен принципиально отличается от любого другого привычного автосалона. Здесь не принято показывать скучные стандартные модели и завлекать потенциальных покупателей набившим оскомину соотношением цена/качество. Прагматикам, интересующимся расходом топлива и объемом багажника, на этой выставке делать нечего. Тут все наоборот: чем непрактичнее тем интереснее. Что с того, что машину практически невозможно эксплуатировать по ее прямому назначению? Зато она греет душу своего владельца и притягивает завистливые взгляды окружающих. В Эссене традиционно собираются эстеты, воспринимающие автомобиль лучшим средством самовыражения, ценящие в нем прежде всего исключительность и индивидуальность, считающие его превосходным источником адреналина. "Ваша машина – это нечто большее!"– гласит лозунг выставки..
Чем непрактичнее – тем интереснее
Техника на грани искусства: деревянный мотоцикл без единого гвоздя и только мотор сделан из металла.
Это – не пол-автомобиля. Это – целый прицеп, наполненный мультимедийными устройствами.
РЯДОМ со стендами мировых автопроизводителей (которые демонстрировали только продвинутые спортивные модели) и известных тюнинговых ателье (задающих тон всей выставке) здесь соседствует скромная экспозиция мелких компаний, полукустарным образом изготавливающих, например, спойлеры или радиаторные решетки.
Демократия торжествует – каждый посетитель найдет себе нечто, подходящее на вкус и кошелек. Для кого-то и стандартный “BMW M5” недостаточно динамичен, новый “Mercedes” S-класса недостаточно роскошен, а “Hummer” недостаточно велик – солидные ателье предлагают комплексные решения подобных проблем. А кто-то мечтает о том, чтобы его скромный “Renault Logan” (самый доступный европейский автомобиль) хоть чем-то, но выделялся из толпы себе подобных. В экспозиции представлены специальные программы и для таких клиентов.
Общие тенденции в мире тюнинга пока не меняются. Компрессоры были и остаются самым дешевым способом форсировки моторов – полтысячи сил под капотом уже не кажутся чем-то из ряда вон выходящим. Колеса становятся все больше (30 дюймов – уже не предел), а высота профиля покрышек соответственно ниже. Двери по-прежнему открываются вверх, но только уже на машинах мелких тюнинговых фирм. Солидные компании в это уже наигрались..
Царит праздничная суета, присущая всем крупным выставкам. Кто-то проводит прессконференции, общается с партнерами, а кто-то тем временем предлагает прямо со стенда купить наклейки на капот (для любой модели на выбор) или оригинальные коврики в салон. На половине экспонатов висят ценники, а на стендах стоят кассовые аппараты – плати деньги и забирай товар, не дожидаясь окончания выставки. Там, где что-то продают, всегда толпится народ экономные немцы не упускают возможности воспользоваться многочисленными и весьма заманчивыми “спецпредложениями”.
Поднимающиеся вверх двери уже выходят из моды. Представленный в Эссене “Хаммер” – один из последних могикан.
Купить новейшую модель магнитолы с mp3 и DVD – пожалуйста, и даже со скидкой. Антикварный каталог довоенной автомобильной выставки – тоже не проблема:
– Какой конкретно год вас интересует? Найти оригинальный радиоприемник или дворники для “Volks-wagen Beetle” 50-х годов выпуска – шанс есть, но придется поискать. Встречаются даже гоночные пластиковые обвесы для моделей, уже 20 лет как снятых с производства:
– У вас “Opel Manta” 82-го года? Мы можем сделать из него точную копию автомобиля, выступавшего на Нюрбургринге. Возьмите прайс-лист..
Отдельный зал выделен под экспозицию старинных классических автомобилей. Здесь все экспонаты отгорожены от посетителей бархатными веревочками, натянутыми на хромированные столбики, – руками не трогать. Близко подпускают только по согласованию с фирмой-продавцом. На всех машинах таблички “продается”, но цена не указана.
– Сколько стоит? Менеджер недоверчиво меряет меня взглядом:
– Обратитесь, пожалуйста, в наш офис. Он в центре зала. Там можно обсудить все условия покупки..
Поэтому правильнее всего было бы назвать выставку в Эссене выставкой-ярмаркой. Той самой, на которую ходят других посмотреть и себя показать, а по случаю и прикупить что-нибудь полезное.
Самый быстрый компактный вэн
Неправда, что компания “Opel” производит только скромные и практичные автомобили для добропорядочных семейных бюргеров. В состав немецкой компании входит подразделение “Opel Performance Center” (ОРС), которое занимается разработкой спортивных вариантов стандартных моделей. Уже выпускаются “Astra OPC”, “Zafira OPC” и “Vectra OPC”. В Эссене опелевцы впервые продемонстрировали экстремальный “Meriva OPC”. Основой для него послужил крохотный минивэнчик длиной всего 4 м.
Спортивные кресла непривычно видеть в салоне микроминивэна.
АВТОМОБИЛЬ получил серьезно доработанный инженерами OPC 4-цилиндровый двигатель объемом 1,6 л. Благодаря турбонаддуву его мощность теперь составляет 180 сил, а крутящий момент – 230 Нм. Причем максимальная тяга развивается в очень широком диапазоне: от 2.200 до 5.500 об/мин. Это позволяет водителю практически во всех режимах иметь наготове хороший запас ускорения. Спортивная “Мeriva” разгоняется до 100 км/ч за 8,2 с, а максимальная скорость достигает 222 км/ч.
У мотора есть интересная особенность: при резком нажатии на газ его мощность кратковременно увеличивается. Электроника отслеживает скорость перемещения педали и при необходимости – например на обгоне, – контроллер перенастраивает двигатель, обеспечивая дополнительные 36 Нм крутящего момента. Этот режим называется “over-boost” (сверхнаддув) и может работать не более пяти секунд, после чего все настройки автоматически возвращаются к исходному значению. Как показывает практика, для совершения быстрого маневра этого времени вполне достаточно.
А чтобы эффективно распорядиться возросшей по сравнению со стандартной моделью мощностью, инженерам пришлось изрядно “поколдовать” над подвеской. По их словам, от присущей вэнам валкости не осталось и следа. Ведь дорожный просвет “Meriva” сократился почти на 15 мм, а спереди и сзади установлены более жесткие газовые амортизаторы. Рулевое управление стало более острым, а тормоза – благодаря увеличенным до 16 дюймов вентилируемым дискам – более цепкими.
Спортвэн можно узнать по полному отсутствию на кузове хромированных элементов (на стандартной версии, например, радиаторная решетка отделана хромом), измененному переднему бамперу с увеличенным воздухозаборником и большим 17-дюймовым колесам с низкопрофильными шинами.
В стандартное оснащение “Meriva OPC” войдут АБС, электронная система стабилизации ESP и четыре подушки безопасности. Коробка передач – только механическая, с шестью скоростями. А за доплату автомобиль можно будет снабдить адаптивными галогенными фарами, меняющими зону освещенности в зависимости от поворота руля. В салоны дилеров новинка поступит в перво [object Object] м квартале следующего года.
Еще не внедорожник, уже не малолитражка..
Компания VW показала в Эссене новую модификацию малолитражки “Polo”, сочетающую в себе преимущества “асфальтового” джипа и компактного хэтчбека. Это – “Cross Polo”. Увеличенный клиренс, большие колеса и пластиковая защита нижней части кузова придают автомобилю более солидный внедорожный вид и помогают одолевать несложные препятствия, встречающиеся на улицах города.
ВЫГЛЯДЕТЬ внедорожником – еще не значит быть им. По конструкции “Cross Polo”, как и донорская модель, остается обычным хэтчбеком с передним приводом. Зато дебютант легко взбирается, например, на высокие бордюры, ему по плечу легкое бездорожье. Разработчики увеличили на 3,2 см дорожный просвет (он теперь составил почти 14 см) и снабдили автомобиль большими 17-дюймовыми колесами. Все остальное – а-ля джиповские бамперы, накладки на порогах и релинги на крыше – косметические элементы. Пластиковые накладки предохранят кузов от мелких повреждений, а солидная защита днища не даст повредить жизненно важные узлы автомобиля. Кроме того, самолюбию будущих владельцев будет льстить внешнее сходство “Cross Polo” с более дорогими и престижными полноприводными кроссоверами, хотя сам дебютант относительно доступен – в Европе его планируется продавать примерно за 15.000 евро. На выбор покупателям предложат три бензиновых мотора мощностью 64, 75 и 100 л.с. Альтернатива: один из двух дизелей (70 или 100 сил). Салон будут отличать кресла в спортивном стиле и цветные – в один тон с кузовом – алюминиевые накладки. За доплату на “Cross Polo” можно будет установить климатконтроль и панорамную крышу.
Немецкий допинг для японских моделей
На стенде “Toyota” были представлены две тюнинговые модели, причем доводку проводила сама японская компания. Вернее, ее подразделение из Германии “Toyota Motorsport GmbH”. Благодаря немецким компонентам хэтчбек “Corolla T Sport” (верхнее фото) и родстер “MR2” словно обрели второе дыхание.
ТЮНИНГОВЫЕ компоненты устанавливаются не заводом, а авторизованным дилером. Поэтому владелец может изменить характер давно выпущенного и успевшего поднадоесть автомобиля. Что, например, можно сделать с обычной “Corolla T Sport”? Для начала – подогнать подвеску под спорткаровские стандарты: сделать ее ниже и жестче, максимально приспособив для энергичного вождения по тесным и узким дорожкам Европы. Повысить устойчивость призваны и ультралегкие колесные диски на 17 дюймов, и спортивные покрышки “Pirelli P-Zero Rosso” размерностью 245/45 R17 – ни то ни другое на серийной “Сorolla T Sport” не предусмотрено. А мощность стандартного двигателя (1,8 л) удалось поднять со 192 до 225 л.с. Прирост достигнут за счет установки механического нагнетателя, который входит в тюнинговый набор. Максимальная скорость компрессорной “Короллы” достигает 235 км/ч, а ускорение до 100 км/ч занимает 6,9 с. Внешне темпераментный хэтчбек отличают разные аэродинамические “специи”, а внутри – особая кожаная отделка руля и рукояти КПП.
Что касается родстера “MR2”, то после доводки “Toyota Motorsport GmbH” он стал выглядеть этаким спортпрототипом в миниатюре. Хоть сейчас на старт “Ле-Мана”! Это впечатление создают в первую очередь металлическая защитная дуга позади 2-местного кокпита и антикрыло на капоте (напомним, что двигатель в “MR2” расположен по центру родстера). Характеристики шасси можно улучшить благодаря регулируемым стабилизаторам поперечной устойчивости и более жестким пружинам. Хотите изменить дизайн? Имеется несколько комплектов спойлеров и дефлекторов плюс коллекция колесных дисков. Надо сделать поинтереснее салон? Есть разные варианты накладок для кокпита. Жаждете изменить звук двигателя? Заказывайте иную выпускную систему. Как венец тюнинга для родстера предлагается “турбокит” – своего рода “конструктор” для установки турбонаддува. Он позволяет поднять мощность скромного мотора – четыре цилиндра, 2 л – со 140 до 182 сил.
Не навреди
Немецкая компания “Hamann” завоевала известность созданием сверхбыстрых версий BMW, но сфера ее деятельности намного шире. Ателье также занимается доводкой “Ferrari” и “Lamborghini”. Причем руководствуется врачебным принципом “Главное – не навреди”.
“FERRARI F430” (фото внизу) далеко не первая работа “Hamann” на тему суперкаров из Маранелло. Немецкие мастера дел тюнинговых всегда старались придать итальянским машинам привкус гоночных моделей, повысить их стабильность на высоких скоростях, но никогда не гонялись за рекордной мощностью. Так и двигатель этого “F430” выдает 538 л.с. – всего на 48 сил больше стандартного варианта. Прибавка достигнута за счет иной системы выпуска и установки спортивного катализатора. Аэродинамический обвес улучшил устойчивость на высоких скоростях, суперкар крепче прижимается к дороге. Автомобиль оснащен полностью регулируемой подвеской, позволяющей, в частности, изменять клиренс. Этот “F430” действительно позволяет выступать в гонках, причем до трека можно без проблем доехать по дорогам общего пользования, а перед стартом суперкар надо лишь перенастроить.
Стратегия тюнинга “Hamann” для “Lamborghini Gallardo” повторяет подход, использованный при доводке вышеописанного “Ferrari”. Все изменения – легкие, на уровне нюансов. Так, при разработке аэродинамического обвеса хаманновцы старались в первую очередь сохранить дизайнерский подход самой фирмы “Lamborghini”. Основное внешнее отличие тюнингового купе от серийного – состоящее из трех фрагментов заднее антикрыло. На дорогу “Gallardo” опирается крупными 20-дюймовыми колесами. Если стандартный мотор V10 развивает 500 сил, то суперкар от “Hamann” выдает 528 л.с. благодаря новой системе выпуска и спортивному катализатору. Правда, недавно итальянцы представили рестайлинговый “Gallardo”, двигатель которого выдает уже 520 сил. Так что в скором времени можно ожидать и очередного “Ламбо” от “Hamann”.
Быстросъемный престиж
Небольшая тюнинговая компания “Zeintec” предлагает оригинальный жесткий верх, предназначенный для родстера “Porsche Boxster”.
НОВАЯ съемная крыша сделана из углепластика (причем, как указано в рекламном проспекте, исключительно ручным способом). Она буквально преображает открытую машину, делает ее внешне дороже. “Boxster” – на сегодняшний день самая доступная модель “Porsche” – становится похожим на более дорогое и престижное купе “Cayman”. Жесткий верх имеет стеклянные окна (заднее даже оборудовано электроподогревом), надежные резиновые уплотнители и оригинальную систему креплений, не требующих переделки кузова автомобиля.
Двойная премьера
Тюнинговая компания “Brabus” показала на выставке две последние разработки. Это представительский “Mercedes” S-класса нового поколения с двигателем V12, мощность которого увеличена до рекордных 730 л.с. и экстремальный “Brabus E V12 S Biturbo”, внешне мало отличающийся от стандартного Е-класса.
НЕДАВНО появившийся “Mercedes” S-класса уже успел стать одним из самых популярных объектов доводки. Разнообразные вариации на его тему представлены на стендах практически всех известных тюнинговых ателье. Но самую мощную на выставке версию S-класса показал именно “Brabus”.
Под капот стандартного седана установили брабусовский V12 с двойным турбонаддувом. С рабочего объема 6,3 л разработчикам удалось снять чудовищные 730 л.с. Этот мотор (самый мощный за всю историю компании) уже демонстрировался публике на автосалоне во Франкфурте, но тогда им был снабжен седан CLS. Тюнинговый S-класс разгоняется до 100 км/ч всего за 4 с, а его максимальная скорость ограничена на уровне 340 км/ч. Второй премьерный экспонат не менее удивителен – это седан бизнескласса, внешне не сильно отличающийся от стандартной модели. Однако его максимальная скорость, превышает.. 350 км/ч. Между прочим – мировой рекорд для серийной модели (компания “Brabus” имеет статус автопроизводителя и выпускает подобные автомобили мелкими сериями).
Немецкие мастера тюнинга исполнили свой коронный номер – в тесный моторный отсек Е-класса они уместили все тот же 730-сильный двигатель V12. До первой “сотни” автомобиль ускоряется быстрее чем за 4 с, а еще через 6,5 с стрелка спидометра достигает отметки 200 км/ч. Максимальная скорость ограничена электроникой на уровне 350,2 км/ч – ни один из производителей серийных покрышек пока не может гарантировать, что колеса выдержат более серьезные нагрузки.
Новые образы новых “Мерседесов”
Aтелье “Carlsson”, которое специализируется на тюнинге “Mercedes-Benz”, представило гоночный вариант родстера SLK, а также свежие разработки на основе “Мерседесов”, появившихся в этом году.
“CARLSSON CK50” представляет собой бюджетный вариант доводки нового седана “S500”. Разумеется, “бюджетный” по меркам элитных тюнинговых ателье. Набор деталей, который можно установить на дилерской СТО, позволяет поднять мощность V8 до 435 л.с. По темпераменту такой “пятисотый” уже поспорит со многими суперкарами. Максимальная скорость – 293 км/ч, а разгон 0-100 км/ч занимает 5,1 с. Электронный блок управления подвеской “Carlsson C-Tronic Suspension” позволил уменьшить дорожный просвет на 3 см. Плюс – новый аэродинамический обвес, выпускная система с четырьмя трубами и 20-дюймовые колесные диски особого дизайна. Внутри “CK50” отличают более богатая отделка из кожи и алькантары.
“CARLSSON CM50 K” заставил меня долго ходить вокруг, восхищаясь огромными колесными дисками на 23 дюйма! Это – флагманский вариант. Немцы предлагают комплекты колес и поскромнее – на 21 или 22 дюйма. Низкопрофильные покрышки в сочетании с более жесткими пружинамиамортизаторами (они заодно и понижают клиренс на 4 см) обеспечивают внедорожнику устойчивость и управляемость на уровне приземистого седана. Разумеется, ради этого пришлось принести в жертву некоторую долю комфорта. Отдача “пятисотого” V8 повышается с помощью компрессора. Мощность достигает 430 сил, что обеспечивает М-классу максимальную скорость 265 км/ч и завидную динамику разгона: с места до 100 км/ч за 5,8 с.
“CARLSSON CK55” создан на основе “CLS55 AMG”. Это – один из самых мощных и быстроходных автомобилей немецкого ателье, обладающий воистину суперкаровским темпераментом: потолок скорости – 320 км/ч, ускорение 0-100 км/ч требует лишь 4,5 с. Источником движения служит форсированный V8, развивающий 560 л.с. Уменьшенный на 3 см клиренс и колеса с низкопрофильными покрышками (19 или 20 дюймов) улучшили устойчивость в скоростных поворотах. Салон щеголяет шикарной отделкой в стиле спортивных “Мерседесов” 30-х годов: кресла и панели дверей отделаны набивной замшей и простеганы двойными швами с ромбовидным узором. “СARLSSON CK35 RACER” – гоночный проект компании по выступлениям в шоссейнокольцевых состязаниях. За основу взят серийный родстер “SLK350”. Двигатель V6 не стали форсировать экстремально: его отдача составляет лишь 330 сил. Однако благодаря кардинальному снижению веса темперамент двухдверки все равно впечатляет: путь от нуля до отметки “100” стрелка спидометра проходит за 4,8 с. Автомобиль отличается развитым аэродинамическим оперением и полностью регулируемой подвеской. Впоследствии планируется выпустить и дорожный вариант, обеспечивающий, как обещают представители компании, “исключительное удовольствие от вождения спорткара в чистом его виде”.
Больше цилиндров!
Ателье “Hartge”, специалист по тюнингу BMW, создает автомобили, которые в плане двигателя на шаг опережают свои серийные прообразы. Так, если заводские 1-я и 3-я серии оснащаются максимум 6-цилиндровым мотором, то спецы “Hartge” под капот “единички” умудрились упрятать V8, а “трешку” вообще снабдили V10.
ВОСЬМИЦИЛИНДРОВЫЙ гольф-класс. С появлением “Hartge H1” это несколько бредовое выражение стало близко к реальности. Хотя насколько может быть близок к реальности компактный хэтчбек за 105.000 евро?. Разумеется, этот автомобиль имеет все-все-все, что необходимо дорогой тюнинговой модели, начиная от аэродинамического обвеса и заканчивая анатомическими креслами, взятыми от серийного “M3 CSL”. Главное в “Hartge H1” – двигатель. Объем баварского V8 инженеры довели до 5 л. Его мощность достигает 450 л.с. Экстремальный хэтчбек разгоняется с места до 100 км/ч за 4,6 с, а максимальная скорость автомобиля достигает 300 км/ч.
“Hartge H50”. В компактную оболочку седана 3-й серии кудесники из “Hartge” уместили здоровенный V10 и секвентальную 7-скоростную коробку от “M5”. Двигатель даже немного форсировали: вместо стандартных 507 сил он теперь развивает 550, обеспечивая 320 км/ч максимальной скорости.