«Говорят, под Новый год, что ни пожелается – всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается!» А дальше, как вы наверняка помните, говорилось о том, что надо только хорошо-хорошо пожелать и «приложить старание». Так что же нам всем с вами пожелать друг другу в канун нового 2018-го года! Здоровья – это, само собой. Даже не обсуждается! И еще счастья, любви и, конечно же, денег! А деньги в нашем с вами, коллеги, бизнесе напрямую связанны с объемами продаж новых автомобилей. Какими они будут в следующем году?
Точно вам этого пока еще никто не скажет. Но уже в январе пройдет традиционная конференция Ассоциации европейского бизнеса, на которой эксперты АЕБ озвучат свой официальный прогноз на 2018-й. Я не провидец, но готов поспорить на шоколадку, что будет названа цифра 1,8-1,9 млн. новых автомобилей. Вряд ли больше. Эксперты будут сдержанно оптимистичны и, скорее всего, в своих выводах станут исходить из простейшей формулы: если этот год мы закрываем с показателем что-то около 1,6 млн., а среднегодовой рост рынка на данный момент составил примерно 12%, то при условии, что такая динамика сохранится и дальше, в 2018-м мы как раз и получим объем продаж на уровне 1,8 млн. новых автомобилей.
Логично? Логично! Но хочу вам напомнить, что в этом году в оценках темпов роста эксперты ошиблись более чем в два раза! Изначально на пресс-конференции АЕБ утверждали, что он не превысит 5%, но позже, уже в октябре, прогноз скорректировали. Боюсь, что корректировать первоначальные обещания придется и в новом году. Правда, уже в другую сторону! Да, да, вы меня правильно поняли! Я имею в виду то, что отметки 1,8 млн. мы не достигнем. Скорее всего российский рынок так и будет топтаться в районе 1,5-1,6 млн. машин.
Причины для пессимизма у меня есть. Я знаю про крайне низкую, по сравнению с развитыми странами, автомобилизацию населения нашей страны. Я согласен с экспертами, которые как заклинание твердят про «отложенный спрос», который, в целом по стране, по разным оценкам может составлять до трех миллионов автомобилей. Все так и есть. Но, во-первых, не стоит путать отложенный спрос с платежеспособным. Это две большие разницы! Доходы населения падают, уровень жизни снижается, а автомобили, тем временем, дорожают. Какие-то медленно, какие-то быстрее, но в среднем по рынку цены идут вверх и машины становятся все менее и менее доступными для покупателей. Это заметили уже даже в премиальном сегменте, который традиционно мало чувствителен к всевозможным кризисным явлениям. Во-вторых, грядущее повышение налогов, слухи о котором ходят уже давно, и нестабильный курс рубля, тоже не добавляют покупателям оптимизма.
А в-третьих, лично меня очень пугает наметившийся в нашем обществе тренд на деавтомобилизацию больших городов. В Москве, где всегда продавалась чуть ли не четверть всех новых автомобилей, процесс идет полным ходом, и постепенно расползается на другие мегаполисы. Зачем, скажите, покупать машину, если на ней невозможно ездить и ее даже негде хранить? Вот, и я думаю, что незачем...
Вы не поверите, как бы мне хотелось ошибиться в своем пессимистическом прогнозе. Очень хотелось бы. Буду крайне благодарен тому, кто меня переубедит. Вдруг получится? А пока, с Новым годом вас, дорогие коллеги! Здоровья, счастья и любви вам. Ну и, конечно, денег побольше – пусть хоть кто-то в новом году новую машину купит!
Две недели назад, под вечер, я очутился на третьем этаже здания Министерства промышленности и торговли РФ – Москва, Китайгородский пр-д, 7. С утра и до позднего вечера – опять же, как раб на галерах, здесь трудится человек, который разбирается во всём: и в нижнем женском белье, и в народных промыслах. В автомобилях он тоже разбирается, знает, к примеру, что в Китае «гибриды продаются десятками тысяч». Но почему автопроизводители, пустившие корни в России, обязаны лишь исходя из этого, начать производство «зеленых» автокомпонентов, он объяснить не может.
А что, ведь это знакомые нам аргументы Госплана СССР. Сначала они решат выпускать, а нам ничего не останется делать, как покупать. Они не собираются стимулировать наш спрос, они просто «удовлетворяют потребности граждан». Министр, в смысле, галерный раб, называет европейцев дураками. Ещё бы, они здорово недополучают поступлений в бюджет как раз из-за высокого спроса на «зелень». И чем сильнее дураки подогревают этот спрос, тем сильнее они недополучают. К слову, и сорочка, и брюки, и безрукавка, и туфли на министре кричаще-заграничные, очень недешёвые, его языком говоря, дурацкие. В следующий раз принесу ему пару фабрики «Скороход» времен всеобщего равенства – посмотрим тогда, что скажут его потребности.
Слушая Министра в комнате «тридцать два – двенадцать», я думал: а легко ли быть в нашей стране оптимистом? Вот Министр – он оптимист, он пообещал в 2018 году «рост на 7-8%». Уйдут несколько брендов? – Не беда, будем выпускать аналоги. Истекает льготный период вхождения России в ВТО и нужно отменить налоговые послабления? – Нет проблем, напрямую компенсируем возросшую налоговую нагрузку выдачей промышленных субсидий, особенно тем, кто наладит выпуск мотор-колёс и ячеек для высоковольтных батарей. Накопилось 10 млрд. долгов перед банками, которые на свой счёт предоставляли льготные условия по автомобильным кредитам? – Прорвёмся. Увеличим утильсбор, расплатимся с долгами и прорвёмся. Украдём ящик водки, продадим и деньги пропьём. А чтобы осталось на закусь – поднимем акцизы и ещё годок-другой протянем.
Как и всякий раб (а не только галерный), наш Министр – доверчивый. Уже завтра он гарантирует выплату промышленных субсидий тем, кто сегодня заключил СПИК (специнвестконтракт). При этом обязательства можно начать выполнять лишь через год или через пять или даже через восемь лет. Достаточно дать слово, пообещать. Так, полтора года назад СП Sollers-Mazda пообещало наладить во Владивостоке выпуск двигателей SkyActiv, причем, около двух третей объёма отправлять на экспорт. Сколько лет понадобится на осуществление этих планов – не известно, но льготы от Правительства РФ заводик получает уже сейчас. А Daimler? Один мой знакомый – сотрудник российского отделения фирмы на мой вопрос, как будет окупаться завод мощностью в 20 тыс. в год, отшутился: «А я не уверен, что на этом заводе вообще начнут что-то выпускать, не для того строим». Короче говоря, я не удивлюсь, если уже весной пяток компаний объявят о скорой локализации в России электромобилей, ещё с десяток начнут экстренно, «специально для рынка РФ» разрабатывать «розеточные» гибриды. Lada сообщит о революционной, пусть и несколько затянувшейся разработке модели на топливных элементах, а Lifan наладит на «Дервейсе» полноцикловую сборку суперэкологичного автомобиля, работающего на атмосферных осадках или, в крайнем случае, на камнях. Наверняка и ходовой макет покажут – на фанерном каркасе, как они любят…
В общем, вот такой он у нас – Министр промышленности и торговли, обманываться рад. Поэт, человечище, оптимист. Ну и мы вместе с ним…
Прочитав этот материал, невольно вспомнил старую шутку про оптимиста с пессимистом. Насчет того, что первый видит в крестиках сплошные плюсы, а второй – кладбищенские кресты. Конечно, хочется ощущать себя оптимистом, да только не выходит: прав автор – радоваться пока нечему, с какой стороны ни посмотри, автомобилистов «душат». Тут вам и расползающиеся, словно метастазы в организме, платные парковки, уже захватывающие даже не самые большие города страны, и массовые сносы гаражей, и постоянный рост цен на бензин, и новые налоги для моторизованной части населения страны, и много-много прочих, не столь очевидных, но все-таки ощутимых факторов. Я уж не говорю о таких вещах, как явная инфляция на автомобильном рынке, сдобренная инфляцией всех прочих товаров и услуг, снижение реальных доходов россиян, их уменьшающаяся вера в «светлое завтра».
Возьмем, к примеру, такой факт: недавний опрос наших сограждан показал, что большинство жителей страны считает: для достойной жизни достаточно получать в месяц чуть менее 40 тыс. рублей на одного члена семьи. Вот только что подразумевается под «достойной жизнью» – хорошее питание, приличная одежда, иногда – посещение кафе или ресторанов, более-менее регулярные походы в театр и кино, да выезд раз в году на курорты Турции? Скорее всего, именно так, поскольку с подобными доходами копить на новенький автомобиль потребуется много лет. А взяв кредит, пусть даже самый льготный, придется влезть в кабалу, и из своих заветных 40 тысяч приличную сумму отдавать банку. А значит, отказывать себе в чем-то другом.
В таких условиях искать какие-то перспективы роста рынка – дело неблагодарное. Тем более что те, кто мог бы стать потенциальными автовладельцами (прежде всего, люди молодые) сейчас и в самом деле легко отказываются от желания обрести своего «железного коня» – его им запросто заменит каршеринговая машина или подешевевшее такси. Откуда же тогда взяться росту спроса?
Впрочем, я все равно изо всех сил стараюсь оказаться оптимистом. А потому буду только рад, если все сказанное здесь окажется моей ошибкой, и 2018-й полностью опровергнет все приведенные выше аргументы. Так что с наступающим вас!
Мне кажется, что эксперты немножко переоценили наметившийся экономический подъем и слишком рано начали говорить о выходе из пике. Если бы это подтверждалось реальными цифрами роста экономики, ростом доходов населения... Но ничего этого мы не видим. Поэтому, я полностью согласен с Иваном и хочу добавить, что отложенный спрос в больших городах не бесконечен. Сейчас его оценивают примерно в миллион автомобилей. Даже при нынешних объемах автомобильного рынка эта цифра довольно скоро будет перекрыта. В регионах – другое дело. Там отложенный спрос серьезнейший. Даже вряд ли кто-то возьмется подсчитать, сколько именно автомобилей он составляет. Но платежеспособность населения в тех краях практически на нуле. По данным ВШЭ около 28% российских семей тратят все свои деньги на продукты и даже покупка одежды вызывает у них затруднения. Что уж говорить про новые автомобили? Поэтому при прогнозировании дальнейшего развития российского автомобильного рынка рассчитывать на эффект отложенного спроса в регионах не стоит.
В уходящем году наиболее значимо на рост рынка повлияли два фактора. Помимо отложенного спроса это еще и серьезная программа господдержки, в рамках которой было приобретено едва ли не 50% от всех реализованных в нашей стране новых машин. Если в новом году господдержки в таком же объеме не будет, то и говорить о каком-либо дальнейшем развитии рынка не придется. Я считаю, что первые полгода – примерно до лета, спрос на машины будет еще более-менее устойчивый, продолжит работать эффект отложенного спроса. А потом, как только закончится ныне действующая программа господдержки, продажи встанут. Если государство не станет еще больше вкладываться в поддержание автопрома, то по результатам года мы увидим не то, что +12%, а ноль или даже уйдем в минус.
Ну а потенциальным покупателям я хочу посоветовать не дожидаться нового года. Если вам действительно нужен новый автомобиль, то самое время приобрести его именно сейчас, пока рынок скорее принадлежит покупателям, а не продавцам. Лучше условий, чем сегодня, уже больше не будет. Хотя, я уверен, что впереди у нас не только спад, будет и некий подъем. Надеюсь, что мы с вами его дождемся. А пока, с новым годом!
Не верю я, что продажи новых автомобилей вырастут в 2018 году. Но не потому, что я безнадежный пессимист, нет. Просто я умею читать. И считать.
Вчера, к примеру, я получил и прочитал два письма от представительств премиальных автомобильных брендов. Оба сообщали, что цены на их машины повышаются: на 5-8% или на пару-тройку сотен тысяч рублей в среднем за автомобиль — как кому удобнее считать.
А несколькими днями раньше я почитал газеты. Почти все они мусолили новость: некие источники сообщили, что кредитной господдержкой будут пользоваться только производители, оснастившие свои автомобилей аппаратурой ЭРА-ГЛОНАС исключительно отечественного производства. А также, что правительство уже думает над новой системой поддержки автопроизводителей, которая должна прийти на смену соглашениям о промсборке. Производители же, видимо, посчитав во что обойдется им будущая поддержка, комментировали новости робко, немногословно и по большей части анонимно, и об этом я тоже прочитал.
Наконец, я прочитал название каршенинговой фирмы на борту автомобиля, на котором старший ребенок приехал на дачу навестить старушку-мать. А потом прослушал небольшую лекцию о том, какой из сервисов больше подходит для поездки за город, а какой — по магазинам. Я попытался было увлечь парня рассказом об интересных автомобильных новинках, но наш разговор как-то быстро съехал на обсуждение рынка аренды подземных паркингов в районе Люсиновской улицы и новых способов оплаты штрафов онлайн. Похоже, что читать и считать умею не я один.
Позитивная динамика. Таким определением эксперты сопровождают описание российского авторынка на рубеже нового, 2018 года. Мол, недавно мы побывали на дне, теперь вот прибавили 12% – значит, в следующем году прибавим еще как минимум столько же. С точки зрения логики – позиция почти безупречная. Почти.
Простой вопрос. Ощущаете ли вы рост доходов или уменьшение расходов? То-то и оно. Жизнь дорожает быстрее, чем индексируется зарплата. Да и похвастаться этой самой индексацией могут немногие. Жесткое финансовое планирование, экономия на всем, от продуктов до отпуска - вот сегодняшние реалии большинства россиян.
Конечно, представители так называемого среднего класса (не говоря уже о людях состоятельных) по-прежнему могут себе позволить новый автомобиль раз в три года. Но если мы посмотрим внимательнее, то большую часть продаж "делают" недорогие автомобили, реализуемые в кредит.
И тут мы снова возвращаемся к отсутствию предпосылок для существенного роста. С чего вдруг люди будут покупать больше автомобилей? Разве что, на волне эмоционального подъема от Чемпионата Мира по футболу, который пройдет в России? Отсутствие реального роста благосостояния на уровне рядовых ячеек общества говорит нам о том, что до значимого роста авторынка еще далеко.
И поэтому совершенно неважно, сколько процентов "в плюс" назовут эксперты - 5, 10 или даже щедрые 15 - всегда ведь можно скорректировать "по рынку", или списать "вину" на какой-нибудь форс-мажор. Лично мне непонятно, откуда возьмется экономический рост, который сделает нас богаче. А вот обратный процесс и ведущие к нему события представить могу запросто.
Друзья мои, а вы, случайно, не заелись? Вам не кажется, что все последние годы вы стали жить слишком жирно? При своих весьма средних зарплатах вы вдруг резко пересели на хорошие машины, а иногда даже на очень хорошие. Это ведь вы живете в одной квартире с нелюбимой тещей, но каждый день гоняете на работу на свежем Пассате или даже Крузаке, потому что это типа статус и потому что у вас появились соответствующие финансовые инструменты. Это ведь из-за вас пробки и проблемы с парковкой, потому что вас, таких умных и (внезапно!) богатых стало вдруг слишком много. И, кажется, дворы свои вы заставляете отнюдь не автохламом со вторичного рынка. Пресловутый средний класс обеспеченной Европы взирает на вас с искренним удивлением прямо из окна потрепанного Ситроена или вагона электрички.
То, что жизнь резко стала дороже – клинический факт, и пока никакой компенсации за это мы не получили. Но не кажется ли вам, что грохнувшийся пару лет назад рубль на самом деле стал более точно отражать реальное состояние экономики и возможности россиян? Ну не должен человек с окраины, живущий вшестером в двушке или сливающий ползарплаты на съемное жилье, ездить на машине стоимостью три, четыре или даже пять миллионов! А на Солярисе – может, это хорошая машина, куда лучше, чем «девяточка» или Гранта. Да и Гранта, в принципе, ничего.
Но все эти рассуждения ничего не меняют. И никуда рынок не упадет после выборов/лета/осени (нужное подчеркнуть). Потому что спрос на автомобили был, есть и будет, людям требуются годные колеса даже тогда, когда на самом деле они им не нужны, а колебания рынка в пределах 30% в глобальном смысле существенными не являются. И если вы не можете сейчас вынуть из кармана полтора миллиона на новую тачку, на которую раньше хватило бы 800 тысяч, то вы ее все-равно купите, ужав себя в каких-то других вещах. Потому что это колеса, свобода, статус, трое детей, мелкий бизнес, живу за городом, плохой общественный транспорт, и все прочие возможные причины. Наконец, потому что «хочу». За три последних года люди привыкли к новым ценникам, привыкли по-другому планировать траты и вообще всю свою жизнь до следующего кризиса, и именно это, а не господдержка, является самой мощной причиной нынешнего роста рынка.
Можете ненавидеть меня всей душой за эти слова, но я – такой же, как и вы все. Просто стараюсь адаптироваться к реальности, а она такова, что меня уже вполне устраивает машина попроще в личной собственности, каршеринг или общественный транспорт в повседневности. И даже я при всем этом вовсе не отказываюсь от смены личной машины, хотя пока и оттягиваю этот момент. Если все получится, пополню статистику в 2018 году. А если не получится… Ну так и черт с ней, с машиной!