Простите за банальность, но начну я с набившей оскомину цитаты о том, что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Эти слова были написаны Ильей Ильфом и Евгением Петровым еще в 1931 году. Тогда, когда «железный конь» семимильными шагами «шел на смену крестьянской лошадки». С тех пор немало лошадей передохло, а бензина утекло еще больше, и со временем наше восприятие автомобиля как-то незаметно изменилось. Практическая сторона вопроса как-то незаметно отошла на второй план, и он перестал быть «средством передвижения». Нет, я вовсе не хочу сказать, что на современной машине нельзя добраться из точки А в точку Б. Еще как можно! Причем, быстро, безопасно, комфортабельно и относительно экономично. Можно, но не это в ней главное.
Еще недавно все было наоборот. Вспомните с чего начиналось описание каждого нового автомобиля. Хоть в официальном пресс-релизе, хоть в журнальной публикации, всегда сперва говорили о моторе, потом переходили к трансмиссии, подвеске и т.д. О том, какая на машине стоит магнитола могли и вовсе не упомянуть. Хотя бы потому, что «в базе» ее могло и не быть. Помните? Наверняка помните. Теперь откройте любой свежий пресс-релиз, что вы там увидите на первых строчках? Правильно, описание штатной мультимедиасистемы, перечисление экранов, экранчиков, мониторчиков и дисплейчиков. Возможности подключения «айфонов», «айпадов» и прочих «андроидов». Беспроводные зарядки, интернет-роутеры и гигабайтные твердотельные накопители...
Потом вам расскажут про экологически чистую обивку салона, сотканную из шерсти единорога, замешанной на вторично переработанном кефире, о массажных креслах, трансформирующихся в гинекологические, о люке в половину крыши и об «ощущении простора и уюта». Короче, до подвески и агрегатов дойдут лишь в самом конце. Возможно, вообще, ограничившись лишь строчкой в технических характеристиках. Что это? Заговор автопроизводителей, решивших что производить смартфоны на колесах выгоднее, чем автомобили? Увы, нет, как бы не были симпатичны мне лично всевозможные теории вселенских заговоров. Все куда проще. Это наши с вами запросы и пожелания, четко подмеченные маркетологами и воплощенные в металле.
Ну, хорошо, может быть, не наши с вами, коллеги, а некоего среднестатистического клиента, усредненного вдоль и поперек. А ему сегодня неинтересно, как управляется машина, как настроена ее подвеска и сколько оборотов совершает рулевое колесо от упора до упора. Ему не ехать. Ему стоять! Стоять в пробке или мучительно «тошнить» в заторе со скоростью обдолбанной улитки. В лучшем случае неспешно катиться по относительно свободной магистрали, боязливо оглядываясь на висящие на каждом столбе камеры.
Нет, это не езда. Это скучно. Порой, нестерпимо скучно! Надо же чем-то занять себя в процессе. Вот и придумывают автопроизводители всякую хрень, типа штатного дрона, идущего в комплекте с автомобилем. Чисто теоретически, с его помощью можно пролететь немного вперед и заглянуть за поворот, чтобы узнать, что там происходит на дороге. Но я не думаю, что если задумка пойдет в серию, многие станут пользоваться этой функцией. А вот возможность делать с помощью дрона сногсшибательные селфи себя – любимого в стоящем или еле едущем автомобиле наверняка будет востребована покупателями. А что там у «дрононосителя» под капотом, они даже не спросят...
Все здорово, но...
Мир не ограничивается Москвой. Он большой и разный. Когда шесть лет назад я переехал жить в Европу я забыл, что такое пробки. Совсем. За шесть лет я в них провел суммарно минут пятнадцать. Если не меньше. И те в Москве. Кто выдумывает какой будет машина? Человек. Человеку свойственно придумывать вещи лично себе. И под себя. А где живет, тот человек, который придумал вашу машину? В Европе, Америке, Японии или в Южной Корее. И у него другие приоритеты. Совсем другие. И это первое, что надо понять. Нет пробок, ну или они форс-мажор. Камеры есть, но скорость ограничена разумно. Хорошие дороги. И машины стали заточены под это. Посмотрите фильм Клода Лелюша "Мужчина и женщина" 1968 года. Какие были тогда дороги? Узкие, извилистые, без ограничений скорости и не особенно ровные. А какие сейчас? Автобаны. И что вас тогда удивляет в том, что по нашим российским ухабам 116-ый Mercedes выхаживал триста тысяч, а 222-ой стучит шаровыми на сотой? 116-ый сделан ездить по кочкам, а 222-ой нет. Пресловутый DSG живет в Германии и Испании вечно. А в России помирает за сорок тысяч. Езда другая, а не DSG дерьмо.
Второе. Любой современный автомобиль хорошо управляется, даже Camry. Мы настолько к этому привыкли, что начинаем требовать невозможного. Понятно, что заплатив 450 тысяч евро и купив Ferrari GTC4 Lusso, мы получим эмоций на часть этих евро, а в Hyundai Solaris их не получим, потому что не заплатили. Но давайте смотреть на вещи реально, Solaris едет сильно лучше, чем второй VW Golf GTI, и примерно так же, как третий GTI. Он хорошо едет, по меркам конца девяностых. Последний Passat тише и лучше рулится, чем первая Audi А8. Так чего мы тогда хотим? А хотим мы обмануть систему и купить Passat за 25 тысяч евро, но чтобы он ехал как А8 за 100. Причем не как А8 1994 года выпуска, а как современная ему А8. Можно этого достичь? Можно. Двумя способами. И о них пункт три.
Есть такая машина, Kia cee’d. Недорогой аналог «Гольфа». Едет примерно так же, выглядит не сильно хуже, наверное, она даже надежнее. Но вот чем она точно лучше, так это количеством и доступностью фич и фишек. Тут тебе и подогрев руля, и регулировка усилия на руле, и карплей с телефона, и проецирование показаний приборов на стекло, и смартон на мониторе, ну в общем все. И дешево. Ну и дальше мы принимаем решение, купить Golf и всем сообщать, что я типа крутой и на немце, или купить Kia и всем сообщать, что только дурак переплатит за немецкость. Ну и что правильно? Да и то, и другое. Потому что эти два продукта отличаются только восприятием себя. Все изнутри. А не от «Гольфа» или «Сиида». Купив Kia за цену восмидесяти процентов Golf мы ломаем систему. И это способ номер раз. А второй, ну переломите ее через колено, купите Tesla. Дорого, сложно с зарядкой. Чушь. Все изнутри и все преодолимо. Tesla не лучше и не хуже. Она вызов системе. А уж нужен ли он, этот вызов. Вот тут вопрос к себе. И вот еще что, она вызов сейчас. Через пять лет — это будет не вызов, а пшик. И об этом моё третье соображение.
Автопром не умирает. У него такой же постмодернизм, как и во всем остальном. В мотопроме, кстати, тоже. Только мотопром ушел в самокопание и там нашел ответы, а автопром буксует. И давно. Лет эдак пятнадцать. Нет и уже никогда не будет новых Citroen DS-19, Cadillac Eldorado и Lancia Delta HF4. Названия может и будут. Духа не будет. Не нужен никому этот дух. Почти никому. Просто тихо и незаметно сперва все станет электрическое, а потом каршеринговое. Это плохо? Кому как. Лично мне, так плохо. А вам не знаю. Но мы вместе увидим переход одной парадигмы развития в другую. И наблюдать за этим крайне интересно.
Я не разделяю недовольство и точку зрения автора. Во-первых, про мотор и коробку обычно пишут в начале, и я обычно все это пропускаю. Мне просто трудно умножать в голове лошадиные силы на рубли. Пусть сразу пишут, какой транспортный налог придется заплатить владельцу такого автомобиля – это сейчас важнее. Во-вторых, мне действительно интересны все эти возможности подключения, бесконтактные зарядки, количество гнезд USB и т.д. И архиважны регулировки и удобство сидений, обдув, массаж, подогрев и количество степеней прожарки. Да, я тот самый «среднестатистический клиент», которому стоять в пробках. И мне важно, чтобы в салоне было так хорошо, чтобы я всякий раз сокрушался, когда пробка трогается. И еще я бы просил автопроизводителей добавить в оснащение своих моделей системы диагностики здоровья водителя, а не автомобиля. Пусть пульс проверяет, кардиограмму меряет и вовремя предупредит от инфаркте.
Буквально месяц назад я покупал автомобиль для супруги. Бюджет был таков, что-либо новое – но бюджетное, либо, как я люблю, ибо «первый класс из вторых рук всегда лучше, чем второй класс из первых». Я выбрал второе, потому что в моем классическом понимании, продольное расположение двигателя спереди, задний привод и механическая коробка передач – это прямо вот моё! И жены тоже, кстати.
Современные технологии отучают водителя от управления, они не дают профессионально пилотировать. Когда я беру на тест-драйв Mercedes, например, я несколько дополнительных минут трачу на отключение безумного количества электроники, которая не позволяет мне ехать так, как я хочу. По современным канонам аморфного экологически чистого автовождения, я вожу не правильно. Потому что по старинке люблю переключать передачи вручную и подваливать к повороту на позднем торможении, как учили когда-то на треках и полигонах профессионалы. Потому что считаю, что двигатель «миллионник» – это не миф, потому что заранее знаю, когда «кончатся» тормозные колодки и на сколько ещё кругов хватит тормозов, потому что я – КМС по автоспорту, в конце концов.
Современные автомобили, а, точнее, автоконцерны, делают из водителей роботов. Посмотрите: они все копаются в своих телефонах, не следят за дорожным движением и обстановкой, создают аварийные ситуации... Попробовали бы они хотя бы просто попереписываться в WhatsApp за рулём Lamborghini Miura или Porsche Carrera 70-х! Я каждый день езжу по дорогам общего пользования и вижу, как своеобразный SkyNet медленно, но верно наступает. Чрезмерное количество электроники отупляет пилота и способ борьбы, на мой взгляд, здесь только один – покупка старенького классического автомобиля. Убеждён, что скоро ретроавтомобили и олдтаймеры взлетят в цене, словно золото, бриллианты и антиквариат.
Когда у меня была «девятка», я очень любила разговоры на темы моторов, литров, лошадей, «как едет», «автомат – это не то». Мне было принципиально важно, «как едет» автомобиль, потому что моя собственная машина и все прочие, которые я могла себе позволить, ехали на самом-то деле «не очень». Какие тут магнитолы, повернуть бы нормально!
Конечно, 2109 для своего времени была прорывом, кто бы спорил. Но на дворе 2017 год, и вы вряд ли найдете в продаже новый автомобиль, который бы проиграл «девятке» по совокупности ездовых характеристик. К тому же все приличные машины еще и не особенно ломаются. С трудом себе представляю, чтобы владелец «Соляриса», например, регулярно был вынужден сушить хронически заливаемые свечи, а владелец «Октавии» планировал каждое торможение «с третьего качка», потому что никто не понимает, откуда в системе воздух, но он там постоянно есть.
Когда подавляющее большинство машин едет и ведет себя нормально, да еще и примерно одинаково, логично, что на первый план выходит то, чем автомобили друг от друга отличается. Тот самый простор, уют, те же экранчики и дисплейчики. И ведь тут правда есть, о чем поговорить! Мне вот важно, чтобы в машине была беспроводная зарядка, например. И удобный Bluetooth. И автопилот бы. Не потому, что я ленивая, а потому что он полезен ничуть не меньше, чем ABS или ESP. А ведь и их еще всего 10 лет назад далеко не все россияне готовы были принять – ну прямо как те скептики, которые сейчас говорят, что им не нужен автопилот.