Начнем с главного. А главный, выступая в прошлую пятницу на совещании с членами правительства, где обсуждалась ситуация на дорогах, посоветовал присутствующим, что «...с лихачами надо бы построже». Думаю, что намек понят. И даже не просто понят, а воспринят как руководство к действию. Какому действию? Да это же очевидно! Если помните, термин «Опасное вождение» появился в наших ПДД еще летом прошлого года. Но в КоАП РФ так и не была внесена статья, определяющая наказание за него. По всей видимости, это будет статья 12.38, устанавливающая, между прочим, штраф в размере 5000 руб., которая так и «зависла» где-то между первым и вторым чтениями в Госдуме. Посыл Президента понятен – процесс ускорить, наказание установить, а может быть даже и ужесточить. Скорее всего, все именно так и будет.
Но в истории с «Опасным вождением» остается еще один непонятный момент. А именно – правоприменение соответствующей статьи. До сих пор не ясно, кто и как будет определять опасно или не опасно мы ведем себя на дороге. Понятно, что инспектор с ходу определит это даже «на глазок», если, конечно, ему будут даны соответствующие указания. Но на всех лихачей инспекторов не хватит. К тому же, для доказательства подобного правонарушения требуется его фиксация на фото или видео. Желательно – долговременная. Чтобы было понятно, что водитель «неоднократно совершил одно или несколько следующих друг за другом действий». Например, слишком часто перестраивался. Или как-то мешал другим участникам движения. Или еще что-то.
На что рассчитывали наши законодатели, утверждая такую формулировку? Я думаю, что на нас с вами. На то, что мы станем снимать нарушителей на камеры наших мобильных телефонов и видеорегистраторов, а потом переправлять записи «куда следует», подкрепив их соответствующими заявлениями. Доносить друг на друга, или стучать – если попросту. Другого варианта я просто не вижу.
А вы готовы «заложить» лихача? Про себя я не знаю. У людей моего поколения с детства порван, как говорится, шаблон: с одной стороны, нас учили, что ябедничать нехорошо, а с другой, призывали гордится подвигом Павлика Морозова. О том, что во всем этом есть какая-то нестыковка, я думал еще в детстве. Думал, даже стоя в почетном карауле возле бюста пионера-героя. Думал и когда учил наизусть поэму «Павлик Морозов»:
Солнце не задушишь хмурою тайгой,
Не придёт Павлуша — вслед придёт другой.
С нами станет рядом, и в поход пойдёт.
В тысячах отрядов Павлик наш живет.
Придет ли? Честно говоря, до сих пор думаю. Думаю, и не знаю. А готов ли я сам донести на нарушителя? Особенно в том случае, когда, на мой взгляд, исходя из моего собственного опыта и моих, а не утвержденных депутатами, представлений о безопасности движения, он не представляет явной угрозы для окружающих. Наверное, нет. А вы готовы?
Попытка заставить стучать друг на друга предпринимается не в первый раз. Идея стартовала несколько лет тому назад в виде региональных инициатив и мобильных приложений. Вдали от столицы людям предлагали жаловаться на водителей через специальный сайт. Люмпены, пенсионеры и «поколение ЕГЭ» идею поддержали и завалили сайты жалобами. Но ГАИ отнеслась к валу компромата безучастно. Потому, что, во-первых, данные действия незаконны. Во-вторых, частная инициатива доносчиков не обязывает исполнительную власть реагировать. В-третьих, доносы были основаны не на пунктах ПДД, про которые доносчики мало что знали, а на желании свести счеты.
Оправдывая бездействие, руководство подразделений ГАИ пыталось объяснить, что это не профилактика, а личная месть озлобленных обывателей и процент истинных нарушений не превышает погрешности. И хотя главная причина в том, что своими кляузами обыватели отбирали у ГАИ полномочия и хлеб, показывая ненужность дорожно-патрульной службы, пессимизм полиции сыграл во благо, не дав бессовестным людям возможности торжествовать над водителями.
Нынешняя инициатива, продиктованная с самого верха, ведет в прежнее русло: ГАИ опять получает конкурента, мстительные люди получают инструмент сведения счетов. Прежние попытки показали, что доносчиков у нас чрезвычайно много. О том, насколько именно, мы узнаем, когда любой распоясавшийся завистник получит шанс безнаказанно мстить водителям, а его злоба выльется в конкретную сумму из квитанции.
Во-первых, меня искренне смущает термин «опасное вождение». Я присутствовал в прошлом году на каком-то пафосном «круглом столе» по грядущим изменениям в ПДД, где процентов 70 приглашенных высказывались в духе «запретить!». При этом смешивая в кучу формулировки «опасное вождение» и - сейчас внимательно! – «агрессивное вождение». Комментаторы не видели разницы. Между тем все были согласны, что опасным можно признать вождение любого новичка, получившего права и выехавшего сегодня утром в первый раз самостоятельно на дорогу. Или дачника, фигачащего - аж пятки сверкают! - 67 км/ч по магистрали в левом ряду. Хорошо, не в левом, это совсем наглость, а во втором.
Короче говоря, я бы поменял в ПДД термин «опасное вождение» на «агрессивное». Ибо имелось-то в виду именно оно. Само же определение термина сегодня очень громоздко и на 90% дублирует существующие пункты. Фактически, следовало написать «неоднократное и следующее друг за другом нарушение существующих правил». Вот и всё. Во-вторых, я очень не люблю руководство любыми процессами в стиле «главное начать, а там разберемся». Примерно такую фразу я услышал от вице-премьера Шувалова, лихо восседавшего за «круглым столом». Давайте, мол, занесем эту тему в Правила, а там уж будем допиливать по месту. Это хреновый стиль управления - когда другие собственными деньгами или - не дай бог! - сроком отвечают за то, что ты решил семь раз отмерить, уже отрезав.
И о «стукачестве». Давайте примем во внимание, что, по крайней мере, в Москве уже шагу нельзя ступить без того, чтобы тебя не зафиксировала фото- или видеокамера. Кроме того, доносительство чаще всего анонимно и лживо. А видеофиксация эти вопросы снимет. Более того, чтобы навести порядок на дороге, мне кажется, следует обязать водителей ездить с регистраторами. Точно так же, как обязанность носить оружие сняла бы с повестки дня огромную часть криминальных тем. Остается лишь вопрос обязательного же (извините за это слово в третий раз) и публичного отчета гаишников по поступившим видеороликам от сознательных граждан.
Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России разработаны и разосланы в территориальные органы Госавтоинспекции рекомендации сотрудникам по выявлению фактов опасного вождения. Сделано это было с упреждением для того, чтобы к моменту принятия федерального закона, вводящего ответственность за это правонарушение, было понимание, какие именно действия водителей необходимо квалифицировать как опасное вождение. Учитывая, что наша страна пока только «обкатывает» правоприменение в этом направлении, мы рекомендуем своим подразделением на начальном этапе подходить к нарушителям довольно лояльно, чтобы минимизировать обвинения в предвзятости и необъективности. С учетом анализа накопленного опыта, возможно, рекомендации будут скорректированы.
Разумеется, мы не исключаем помощь в выявлении фактов опасного вождения и от простых граждан – участников дорожного движения. Сообщение гражданина, особенно подкрепленное фото- или видеодоказательством – это одно из оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренное законом. Однако это не означает, что будет наказан каждый «лихач». В каждом конкретном случае представленные материалы рассматриваются индивидуально, и если правонарушение очевидно и доказано, нарушитель будет привлечен к ответственности.
Очень сложный вопрос. С одной стороны, в России каждый водитель такси готов стать президентом, а с другой, в нас кроется огромная лень: "Вот скажите, для того чтобы сделать хорошее дело, сколько телодвижений мне нужно предпринять?»
Соблюдение ПДД должно быть скорее модным и престижным. А главное выгодным. Помните, как совсем недавно водитель в России накидывал ремень безопасности только перед постом ДПС. А сейчас? Эта норма прижилась. Так же и с остальными нарушениями. К примеру, мне стало известно из достоверных источников, что задача градоначальника Москвы очистить город от машин. Да, да. В столице в день снуют туда-сюда более семи миллионов автомобилей. А выдерживает он всего два. Соответственно, что нужно сделать, чтобы очистить город от «автопроблем»? Правильно. сделать жизнь автовладельца не удобной, практически невыносимой и увеличить штрафы за нарушения. Выгодно плодить пробки, а вместе с ними злость и расслоение на нарушителей и «лохов», соблюдающих ПДД. Как только масса водителей, соблюдающая ПДД превысит в двое нарушителей, последние сдадутся и нарушения станут единичными. Согласен. Москва не вся Россия, но уж точно столица является лакмусовой бумажкой всего государства. А «Морозовизм» в стане конечно же рано или поздно приживется. Мы же научились плющить и сдавать алюминиевые банки из-под пива...
Лихач лихачу – рознь, и это первое, что меня настораживает в законе об опасном вождении. Если тебе в радость двигаться, опережая поток, и даже при этом ты никому не делаешь больно, то где гарантия, что у деда с катарактой вдруг не зарябит от тебя в глазах, и он не ринется сдавать тебя властям. А теперь – второе, и мне кажется, самое главное: я сам с радостью и чувством глубокого удовлетворения «стукану» на пьяного негодяя, подвергающего опасности окружающих. Сам с превеликим удовольствием потребую возмездия тому, кто пылит по обочине и не пропускает скорую и милицию! Но если говорить об "Опасном вождении", то четкие границы у этого понятия возникают только в описанных мною случаях. С маневрами в потоке все сложнее – опаснее не пытаться предугадать развитие дорожной ситуации и никак не реагировать на буйных юнцов, которые, на самом деле, вовсе не напрасно считают наш поток косяком кальмаров в киселе.
Доносы в нашей стране – вопрос ментальности. Эффективность самого приема (назовем его так) измеряется степенью доверия или недоверия к власти, которая полученные данные использует в различных целях. Пока вижу здесь сплошной провал. Объясняется все просто. Безусловно, всегда найдется доля небезразличных и обиженных, «сдающих» все и по умолчанию. Но в большинстве своем граждане уже нахлебались в различных инстанциях. Пример из совсем последних реалий - невозможность обжаловать штраф. Точнее возможность, которая делает сам процесс бессмысленным и лишает вас времени и сил.
С другой стороны, это еще и вопрос о технологиях. Если процесс будет прост до безобразия (простое мобильное приложение - телефон-то всегда под рукой), то к небезразличным и обиженным могут примкнуть техно-гики. Просто из любопытства («ух ты, а как это работает?!»).
История с камерами фиксации на дорогах вскрыла очевидное — наш народ все же можно закошмарить так, что он начнет соблюдать ПДД, как миленький. Еще бы, когда штрафы достигают 2-3 тысяч рублей, опротестовать их почти нереально, а «висяки» никому не нужны — того глядишь останешься без отпуска в Домодедово доказывать свою невиновность! Если к стационарным камерам добавятся мобильные, пиши пропало.
Остается нерешенным один вопрос: кто и как будет обрабатывать поступающую от неоткалиброванных и не соотвествующих ГОСТам информаторов данные? Опять человеческий фактор, от которого мы уходили, вешая камеры на мачтах?