Сергей Мышлявцев
09 апреля 2019

Сергей Мышлявцев

главный редактор портала MotorPage.ru

Услышит ли всех нас "ЭРА-ГЛОНАСС"?

Недавно коллега в разговоре заметил, что у его знакомого на Дастере нет кнопки "ГЛОНАСС". Говоря другим (формальным) языком - на его автомобиле не установлена система "ЭРА-ГЛОНАСС". Это замечание вызвало во мне прилив воспоминаний. Тема системы экстренного реагирования при авариях сейчас не то чтобы сошла на нет, но пропала с первых страниц СМИ. А ведь еще недавно о ней много писали, говорили, ее горячо обсуждали.

Как часто бывает в таких случаях, мнения кардинально различались и поляризовались. Тогда кто-то видел в развитии "ЭРА-ГЛОНАСС" буквально начало новой эры, когда все транспортные средства, наконец, объединятся в некую систему, которая будет не только реагировать на все возникающие экстренные ситуации, но и собирать "большие" данные, фиксировать нарушения ПДД и много чего еще.

Были и пессимистически настроенные приверженцы теории заговоров, которые рассматривали новоиспеченную систему, как идеальный механизм слежки "большого брата" за всеми автовладельцами, вплоть до возможности прослушки разговоров в салоне каждого автомобиля. Так или иначе, но, объективности ради, надо признать, что "ЭРА-ГЛОНАСС", во-первых, состоялась и, во-вторых, развивается.

По информации, которую мы получили в АО "ГЛОНАСС" сейчас к системе ежедневно подключается от 2 до 5 тысяч транспортных средств. По состоянию на середину марта к ней подключены уже более 3,5 млн. автомобилей в России. Принято 2,7 млн. вызовов (в том числе, в автоматическом режиме - более 18 тыс. экстренных вызовов). Интересно, что из общего количества вызовов только 32,8 тысячи потребовали реагирования экстренных служб - чуть более 1%. Самым главным итогом, конечно, следует считать сотни спасенных жизней и сокращение на 14% летальных исходов в ДТП (в пересчете на 1 аварию).

Очевидно, что со временем разговоры о том, что у кого-то в автомобиле, а тем более в новом, нет "тревожной кнопки" уйдут в прошлое - системой будет охвачен весь автопарк страны, включая сюда и коммерческий транспорт. Что наступит потом?

Если не произойдет улучшений в инфраструктуре, на мой взгляд, в ближайшем будущем развитие системы окончательно упрется в целый ряд ограничений. Основополагающими по-прежнему останутся два: далеко не повсеместное покрытие территории России сотовой связью, а именно через нее осуществляется коммуникация устройств "ЭРА-ГЛОНАСС" (читай: пострадавших в аварии) с операторами, и недостаточная плотность (если можно так выразиться) размещения оперативных служб, что во многих случаях критически увеличивает время их прибытия к местам аварий. Несмотря на то, что за снятие первого ограничения "отвечает" частный бизнес в лице операторов мобильной связи, а за решение второй проблемы - государство, в обоих случаях перспективы не внушают оптимизма.

Распространится ли когда-либо покрытие мобильной связи на всю территорию России - вопрос риторический. Даже в некоторых районах Подмосковья до сих пор не принимается сигнал...

Оснований полагать, что государство резко нарастит присутствие во всех регионах постов или центров размещения оперативных служб или хотя бы обеспечит существующие такими средствами передвижения как спасательные вертолеты, тоже, к сожалению, нет.

Как ни парадоксально это прозвучит, но перспектив развития "ЭРА-ГЛОНАСС" по остальным направлениям, помимо базового - вызова экстренных оперативных служб на место аварии - намного больше.

Некоторые из них, например, вызов эвакуатора, полиции при каких-то противоправных действиях, консультации с сервисными центрами при поломках или неисправностях и тому подобные, также попадают под ограничения, связанные с доступностью сигнала мобильной связи.

Зато огромный спектр других функций, для которых повсеместный и немедленный доступ к связи не критичен, можно развивать и монетизировать. Тут нам и контроль сохранности грузов, и сбор телеметрии с автомобилей для баз данных (например, страховых компаний, городских служб), и облачный мониторинг автопарков, и фиксация проезда по платным участкам дорог для взимания оплаты. Наконец, контроль за соблюдением правил дорожного движения...

Мы поинтересовались планами по дальнейшему развитию системы "ЭРА-ГЛОНАСС" у Артема Климовского, коммерческого директора АО «ГЛОНАСС».
Вот, что он нам ответил: 

"Области применения системы будут постоянно расширяться. В числе задач, которые будет решать "ЭРА-ГЛОНАСС" в ближайшей перспективе - корпоративные облачные решения, умное страхование, интегрированные билетные системы и контроль проезда, оснащение малой авиации и водного транспорта и т.д.
В настоящее время продолжается разработка системы экстренного реагирования при дорожных авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» нового поколения, которая будет обладать дополнительным функционалом предотвращения дорожно-транспортных происшествий и контроля соблюдения правил дорожного движения. Это должно позволить решить государственную задачу снижения практически до нуля смертности на дорогах. В мире подобных систем пока не существует.
Еще один интересный вектор развития: технологии, используемые в системе экстренного реагирования при дорожных авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», в перспективе будут задействованы для решения актуальных задач не только на транспорте, но в смежных отраслях. Так, одним из приоритетных направлений работы должно стать создание системы помощи в местах массового скопления людей. Этот сервис позволит владельцам смартфонов в случае попадания в чрезвычайную ситуацию подать сигнал SOS. Информация о местоположении пострадавшего будет передаваться в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» и далее - в службы оперативного реагирования."

Будучи оптимистом, хочется верить в то, что "ЭРА-ГЛОНАСС" будет успешна, в том числе как платформа для создания в будущем российской инфраструктуры "подключенного автомобиля" ("car connectivity"). Обидно растратить впустую возможность стать лидером в этом технологичном направлении. Ведь пока, благодаря "ЭРА-ГЛОНАСС", Россия входит в очень ограниченный круг стран, которые либо имеют аналогичные системы, либо находятся в стадии их разработки и запуска.

Автопроизводители дисциплинированно выполняют свою часть обязательств, оборудуя все новые автомобили, впервые выпускаемые в обращение на территории России, устройствами "ЭРА-ГЛОНАСС".

Сможет ли наше государство, сказав веское первое слово, законодательно и технически запустив систему, поддержать ее развитие на должном уровне? Можно ли рассчитывать на то, что будут преодолены хотя бы основные ограничения по ее использованию? Какие шаги нужно или можно предпринять для реализации всего технического и инфраструктурного потенциала системы "ЭРА-ГЛОНАСС"? Какое будущее ее ждет?

Об этом мы спросили наших коллег и экспертов. И вот какие на этот счет есть мнения...  

Вам понравилось обсуждение?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9