В Зале автомобильной славы в Детройте вместе с другими пионерами автомобилестроения увековечено имя Рэнсома Эли Олдса – американского конструктора, изобретателяи предпринимателя. В июне нынешнего года исполнится 150 лет со дня его рождения

Родился будущий конструктор 3 июня 1864 г. в городке Женева (штат Огайо) в семье владельца механической мастерской. С детства он помогал отцу и очень любил возиться с разными механизмами, причем при случае даже модернизировал их. Правда, технического образования Рэнсом так и не получил: он окончил бухгалтерские курсы, действовавшие при бизнес-колледже в городе Лансинг, что в штате Мичиган.

Однако склонность к технике и изобретательству постоянно давала о себе знать. Так, в 1887 г. молодой человек построил трехколесный дорожный экипаж с паровым двигателем. Новинка успешно прошла испытания, но не оправдывала ожиданий своего создателя, поэтому Олдс занялся ее усовершенствованием. На это ушло четыре года. Новый паромобиль молодого конструктора получился более удачным и удостоился положительного отзыва солидного по тем временам журнала Scientific American.

Первый массовый

Дебютный бензиновый автомобиль Олдса появился на свет в 1897 г. Это был 4-местный экипаж с одноцилиндровым двигателем мощностью 5 л.с. Машина вызвала интерес у публики, и Олдс решил наладить ее производство. Для этого была организована фирма Olds Motor Vehicle Company.

Однако первые шаги в бизнесе вышли не слишком удачными: продать удалось всего шесть машин, после чего компания оказалась на грани краха. Но Олдса это не смутило, он нашел новых компаньонов и принялся за реорганизацию фирмы. В мае 1899 г. при финансовой поддержке бизнесмена Сэмюэля Смита она была преобразована и получила название Olds Motor Works. Основной производственной базой стал новый завод в Детройте, где началась постройка бензиновых и электрических автомобилей. Продукция несла на себе марку Oldsmobile.

После тщательного изучения рынка Олдс начал разрабатывать новую модель, которая, по его расчетам, должна была пользоваться спросом покупателей. Машина уже была готова к выпуску, когда в марте 1901 г. на заводе случился сильный пожар: предприятие выгорело практически дотла. Сгорели и чертежи новинки, однако из огня удалось спасти уже собранный опытный образец нового авто. Это была дешевая и простая в эксплуатации модель, оснащавшаяся горизонтально расположенным одноцилиндровым двигателем мощностью 5 л.с. Машина предназначалась для перевозки двух человек и могла развивать скорость до 30 км/ч.

Из-за характерной формы своей передней части она получила название Curved Dash – “Круглый передок”. Ее-то и начали выпускать после восстановления завода. Автомобиль продавался всего за 650 долларов, и покупателям это нравилось. Тем более что модель постоянно улучшали, в частности, мощность мотора со временем выросла до 7 л.с. Согласно статистике, в 1901–1905 гг. было продано свыше 5000 Curved Dash. Это позволило фирме выдвинуться в первые ряды американской автоиндустрии, а сама модель завоевала право считаться первым массовым автомобилем в истории США.

Тогда Олдсу казалось, что ниша на рынке найдена и можно спокойно делать бизнес в ее рамках. Однако его компаньон Сэм Смит придерживался иного мнения и настаивал на том, чтобы пополнить модельный ряд более дорогими и сложными автомобилями. Его поддерживали и другие акционеры. Эти разногласия, поначалу казавшиеся незначительными, вылились в серьезный конфликт. В итоге Олдсу пришлось уйти с предприятия, хотя Olds Motor Works сохранила право на использование его фамилии в качестве своей торговой марки.

Раньше Форда

Такой поворот дела мог выбить из седла любого, но только не Рэнсома Олдса. Он вернулся в Лансинг и организовал новую фирму – REO Motor Car Company. Буквы REO в названии были инициалами Олдса. Первые автомобили этой марки вышли с завода 15 октября 1904 г. и демонстрировались на автосалоне в Нью-Йорке уже в январе 1905 г. Публика приняла новинку более чем благосклонно.

Новое предприятие Рэнсома Олдса оказалось прогрессивным, на нем впервые были применены элементы конвейерной сборки, впоследствии получившие широкое распространение на заводах Генри Форда. Чуть позже Олдс наладил у себя выпуск машин с двухцилиндровым оппозитным двигателем, который в те времена был редкостью, затем появились модели с двухтактными моторами.

Бизнес приносил конструктору хороший доход. По своей натуре Олдс был человеком увлекающимся: он с удовольствием работал над своими детищами, стараясь довести их до совершенства. При этом в отличие от Генри Форда не гнался за массовостью. Тем не менее компания, основанная Олдсом, быстро развивалась, и вскоре одно из ее отделений начало выпускать грузовики. Более того, этому конструктору принадлежат патенты на изобретение моторной газонокосилки и зерноуборочного комбайна – производство этой техники также было налажено на его предприятии.

Но постепенно Олдсу наскучил автобизнес, и с 1910 г. он начал отходить от активного вмешательства в дела своей компании, им овладевали новые идеи. Сначала бизнесмен занялся торговлей земельными участками, а в годы Первой мировой войны решил построить… совершенный город. С обычной для него скрупулезностью Олдс начал подыскивать место для этого проекта. Выбор был небольшим, и в итоге он купил 35 тыс. акров земли на берегу залива Тампа. На них и было возведено поселение, получившее название Олдс-на-Заливе. На его благоустройство предприниматель тратил колоссальные средства, город разрастался, и хотя до полного совершенства было далеко, Олдс оказался счастлив.

Конец идиллии наступил в 1921 г., когда ураган огромной силы нанес по Олдсу-на-Заливе сокрушительный удар. Большинство домов было разрушено, коммуникации вышли из строя. Узнав об этом, Олдс впал в депрессию, а затем совсем потерял интерес к городу. Тем не менее поселение не погибло, оно существует до сих пор и называется Олдсмар.

К тому времени предприниматель почти совсем перестал заниматься автомобилями, что отрицательно сказывалось на бизнесе. Но марка REO продолжала существовать. Ее самым знаменитым автомобилем в 1927 г. стала модель Flying Cloud, выпущенная 29-тысячным тиражом. В начале 30-х годов REO одной из первых в США начала предлагать покупателям машины с полуавтоматической 2-ступенчатой коробкой передач, в начале 1936 г. на ее моделях впервые появился и 4-диапазонный “автомат”.

Увы, разразившийся в 30-х годах мировой кризис ударил по предприятию Олдса так сильно, что легковое производство в 1936 г. пришлось полностью свернуть, хотя грузовики и автобусы компания выпускала даже после смерти основателя, случившейся 26 августа 1950 г. Последние автомобили REO сошли с конвейеров в 1967 г.

А вот судьба марки Oldsmobile сложилась более удачно. В 1908 г. она вместе с компанией Buick стала основой для создававшейся корпорации General Motors, в составе которой бренд просуществовал до 29 апреля 2004 г. Последним Oldsmobile стала модель Alero GLS в кузове седан, на котором поставили свои подписи все сотрудники компании, принявшие участие в его сборке. 

За годы своего существования Oldsmobile не раз меняла эмблему. Одна из самых живописных была стилизована под средневековый герб и представляла собой золотой щит с красным овалом посредине и поперечной надписью “Oldsmobile”. Сверху овала шла надпись “Olds Motor Works”, снизу указывалось место нахождения предприятия: “Lаnsing. Mich. U.S.A.”.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 5