Первый в мире снегоход с усилителем руля

К сезону-2010/2011 “Yamaha” представила новый спортивно-туристический снегоход “Apex X-TX”. Он вобрал в себя множество передовых решений (например, гусеницу с переменным пятном контакта), но главной технической сенсацией стал усилитель руля, впервые установленный на снегоходе.

ИЗ-ЗА СНЕГОПАДА мы заблудились сразу. Впереди – стена леса, едва видимая за зыбкой белизной густо падающего снега. Куда ехать, чтобы нырнуть в просеку, где начинается трасса? Плутая, несколько раз пришлось разворачиваться в поле прямо по целине. Обычно в таких случаях на руль приходится буквально наваливаться – тонущие в снегу лыжи сопротивляются повороту. В первый раз я так и сделал, но.. руль повернулся непривычно легко. Было достаточно просто его потянуть! Усилитель руля кардинально облегчает маневрирование на малых скоростях, особенно в глубоком снегу. Система называется EPS, что расшифровывается, как “Electric Power Steering” – электрический усилитель руля. Он установлен на подрамнике рулевой колонки. Здесь же расположен датчик усилий, по сигналам которого электронный модуль регулирует работу электромотора, связанного с рулевым управлением.

Просеку, где начиналась испытательная трасса, сами мы не нашли. Пришлось звонить организаторам и просить помощи. Ожидая, пока подъедет проводник, я решил погонять по прямой в поле, чтобы оценить работу EPS в разных режимах.. Если вы собрались опробовать снегоход именно на русском поле, не стоит бросаться в даль снежной целины с вытаращенными глазами и утопленным курком акселератора. Сначала – ради вашей же безопасности – надо не спеша накатать колею длиной с километр-полтора. Тогда будете уверены, что на скорости за 100 км/ч не столкнетесь с неприятным сюрпризом. Экзотичность русских полей, помимо прочего, заключается в том, что под снегом может скрываться.. ну, например, оставленная с осени борона, которая вполне способна стать последней проблемой в жизни отважного снегоходчика. Поэтому – сначала не спешим.

Конструкция “Apex X-TХ” подчинена не только скорости, но и возможности одним махом покрывать большие расстояния.

На 30-40 км/ч поддержка EPS ощутима и комфортна. При 60-70 км/ч усилие снижается: меняя траекторию, руль можно уверенно доворачивать на малые углы – четкая обратная связь добавляет уверенности. Попробуем по максимуму? Рявкает высокооборотный мотор. Жесткое спортбайковское ускорение катапультирует меня к горизонту. 110, 120, 130 км/ч.. Краем глаза фиксирую на спидометре число 148, но разгоняться дальше просто страшно. Хотя запас еще оставался..

“Apex X-TX” оснащается доработанной версией уже хорошо известного мотора: три цилиндра, четыре такта, литр рабочего объема. Мощность производитель не сообщает, но потенциала двигателя хватает за глаза в любых условиях.

Гусеница “переменной длины”

ПРОЛОЖЕННАЯ в лесу трасса напоминала дистанцию для кантри-кросса (гонки на мотоциклах или ATV по бездорожью на большие расстояния). Сложных, искусственно проложенных поворотов или трамплинов здесь нет, зато много простых, созданных самой природой. Запомнить все невозможно, поскольку трасса тянется на десятки километров.

...Пригорок, трамплин, кочковатый спуск, неожиданно возникший бугор, требующий резкого ухода в сторону. В таких условиях важна не мощность, а характер шасси. Оно “заточено” не столько под экстремальную езду по гоночной трассе ради лучшего результата, сколько под быстрое, но длительное вождение в разных условиях.

Вот гладкий укатанный поворот. Но короткий и тесноватый. Быстро поворачиваю руль и быстро выпрямляю. “Apex X-TX” меняет траекторию, как мечущаяся в аквариуме рыбка. Свою роль в этом проворстве сыграло и то, что гусеница в тот момент имела минимальное пятно контакта. Дело в том, что ее хвостовая часть (примерно последняя четверть) постепенно приподнимается вверх под углом шесть градусов. И на укатанном снегу аппарат был как бы короткобазным.

А вот другой поворот – в низине. Уже не укатанный, а основательно засыпанный снегом. Его прохожу по-другому, сильнее добавляя газ на выходе. Сейчас задняя, приподнятая часть гусеницы уже не молотила воздух, а вгрызалась в снег. Пятно контакта увеличилось, база словно удлинилась, и снегоход уверенно “выстрелил” из покрытого глубоким снегом поворота.

Когда долго едешь в таком “рваном” режиме по разномастному рельефу, один из утомляющих водителя факторов – резкие “клевки” при сбросе газа. Это особенно свойственно чисто спортивным моделям, ведь торможение двигателем важно на гоночной трассе. Ноющая боль в запястьях на следующий день, считайте, обеспечена. Поэтому конструкторы “Apex X-TX” уменьшили эффект торможения двигателем. Грубо говоря, обороты снижаются медленнее, чем вы сбрасываете газ, – за счет работы электроники, управляющей мотором.

...Я регулярно совершаю снегоходные вояжи по похожим лесным трассам на своем “Yamaha SRX700”, который относится к классу бескомпромиссных спортивных машин. Обычно меня, вернее, моей физической подготовки хватает на 50-60 км быстрой езды. В седле же “Yamaha Apex X-TX” почти 100 км остались позади быстро, без подавляющей усталости. Я готов был ехать и дальше, но фотограф воззвал к моему разуму и заставил устроить, наконец, фотосессию..

Краткая техническая характеристика “Yamaha Apex X-TX

Габаритные размеры

283,5х127,5х121 см

Колея

108,5 см

Длина гусеницы

365,8 см

Трансмиссия

вариатор с реверсом

Двигатель

3-цил., 4-тактн., 998 куб. см

Запас топлива

34,6 л

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 3 4 3